«Осень в природе. Фенологические явления в природе»
методическая разработка по биологии на тему

Мурашова Олеся Александровна

В методическом пособии дан конспект занятия по программе  для детей 3 года обучения (9-12 лет).

Содержание:

- Теоретическая часть – беседа об осенних изменениях в природе, знакомство с разными видами деревьев нашей местности;

- Практическая часть – работа с гербарием;

- Творческое задание – составление гербария, закрепление пройденного материала;

Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия.

Автор: педагог дополнительного образования отдела экологии и здоровья ДДЮТ Московского р-на Мурашова Олеся Александровна

Образовательная программа «В гармонии с природой. Удивительное рядом с нами». 3-й год обучения.

Раздел: «Осень в природе»

Тема: «Фенологические явления в природе»

Цель: Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе осенью.

Задачи: а) образовательные

- Сформировать представление об основных изменениях, происходящих в природе с наступлением осени;

- Сформировать умение различать виды деревьев по их листьям;

б) развивающие

- Развить сообразительность и находчивость обучающихся;

- Развить творческие способности детей.

в) воспитательные

- Воспитать бережное отношение к природе;

- Воспитать уважительное отношение к одноклассникам и умение слушать других.

Ход занятия

1. Введение

1.1. Организационный момент: организация рабочего места, приветствие.

1.2. Объединение учащихся в команды (по колонкам – как сидят в классе)

1.3. Объявление темы.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть (словесный метод – рассказ и беседа, наглядный метод –  демонстрация гербария, частично-поисковый метод – работа с определителем растений).

        Ребята, какое время года сейчас за окном? Конечно, осень. Давайте запишем на доске признаки осени. Какие явления  происходят в природе, по которым мы точно можем определить время года. Команды по очереди называют признаки наступления осени и записывают их на доске.

        Понижение температуры воздуха.

        Уменьшение светового дня.

        Обильное выпадение осадков.

        Первый снег.

        Птицы улетают на юг.

        Животные линяют.

        Животные делают запасы на зиму.

        Люди собирают урожай.

        Листья на деревьях меняют свой цвет.

        Деревья сбрасывают листву и др.

Молодцы. Вы назвали много признаков прихода осени. А теперь давайте остановимся на некоторых из них, а именно – на листве деревьев.

2.2. Самостоятельная работа.

        Сейчас я раздам вам гербарии – засушенные листья деревьев, которые растут в нашем городе. Конечно, внешний вид некоторых листьев вам хорошо известен, и вы без труда сможете определить название деревьев. А определение некоторых видов деревьев по  листьям наверняка вызовет у вас затруднение. В этом случае вы сможете воспользоваться определителем растений. В нем вы найдёте изображения листьев и названия деревьев, которым они принадлежат. На выполнение этого задания вам даётся 20 минут.

        После того как все команды выполнят задание, детям предлагается сообща его проверить. Представитель команды показывает засушенный лист, другие команды отгадывают, что это за дерево.

2.3. Творческое задание.

        Ребята, сейчас я бы хотела проверить, насколько вы наблюдательны.

Вы сказали, что осенью деревья изменяют цвет листьев. Летом они были зелёные, а осенью мы наблюдаем множество ярких красок, в которые окрашена листва. Сейчас вам нужно зарисовать те листочки деревьев, которые осенью становятся красными.

        Ребята зарисовывают листья клёна и рябины.

        И последние задание на сегодня – создайте «гербарий» в своей группе. Каждый участник зарисует один листочек, но в вашей группе листочки не должны повторятся. Таким образом, когда вы закончите работу, у вашей группы будет своя коллекция листочков.

3. Заключение.

        Педагог показывает листья, дети называют вид деревьев.


Напишите название деревьев, которым принадлежат  листья на рисунках ниже:

1.  __________________________               2. ____________________________                                                          

      Раскраска. Листья деревьев. Тополь.                                            Раскраска. Листья деревьев. Осина.

  3. ______________________________                      4. ____________________________

Раскраска. Листья деревьев. Каштан.                                 Раскраска. Листья деревьев. Клен.

5. __________________________                       6. _________________________

Раскраска. Листья деревьев. Береза._                                     Раскраска. Листья деревьев. Рябина.                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку физики Электрические явления в природе

Электрические явления в природе: молнии, Шаровая молния, природа шаровой молнии...

рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

Тепловые явления в природе

Повторительно-обобщающий урок по физике в 8 классе по теме "Тепловые явления" можно разнообразить при помощи презентации"Тепловые явления в природе", состоящей из трех разделов: Тепловые явления...

План-конспект урока по теме "Электрические явления в природе и технике"

Данный урок предложен в форме конференции, рассчитанный на учащихся восьмого класса, с целью расширения знаний по вопросам истории развития учения об электричестве и применении взаимодействия наэлектр...

Осенние явления в природе

    Презентация разработана к интегрированному уроку по русскому языку и биологии в 6 классе.  Такой тип интеграции, как русский язык – любой предмет, можно осуществить, если вве...

Фенологические наблюдения за природой

Работа посвящена изучению фенологических явлений в жизни растений лесопарка. Приводится справочная информация наступления фенодат у некоторых растений....