Статья "Индивидуальное обучение детей с ОВЗ".
статья по биологии на тему

Особенности детей с ОВЗ, методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deti_s_ovz_microsoft_word.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Индивидуальное обучения детей с ОВЗ» Учитель биологии и химии Ермоленко Е.А.

        Индивидуальное обучение детей с ОВЗ проходит либо в очной форме, либо дистанционно. Если у ученика есть возможность посещать школу, то предпочтительна очная форма занятий, так как при этом можно задействовать все каналы восприятия информации: аудиальной, визуальный, кинестетический.

        Среди моих учеников есть дети, у которых ограничена подвижность, поэтому из учебного процесса исключены экскурсии, а также – проведение лабораторных работ. Сокращена нагрузка на плечевой пояс (конспектирование учебного материала). Основные методы проведения уроков – рассказ, беседа с использованием наглядных средств обучения. Помимо физических особенностей есть и интеллектуальные, поэтому к каждому ребенку нужен свой подход. 

         Учащиеся, уровень знаний, умений и навыков которых ниже требований программы имеют недостаточно освоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности предшествующих курсов обучения вследствие нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы. Основное внимание при обучении таких детей уделяется овладению практическими навыками и умениями. Объем теоретических сведений уменьшается. Задания даются более корректные, практически направленные. На уроке я помогаю ученику, тщательно контролирую его работу, указываю конкретные разделы для повторения и подбираю посильные упражнения для ликвидации ошибок. Учебный материал дробится, предлагается небольшими порциями, так как у таких детей наблюдается медлительность при выполнении заданий. Доступность содержания объема и темпа работы над учебным материалом создает у учащихся положительное отношение к учебе, в результате чего можно повысить и мотивацию к учебе.

Методические рекомендации:

      Учитывая специфику контингента учащихся и возрастные особенности, наиболее приемлемыми технологиями для использования в учебном процессе являются: применение активизирующих методов обучения, используя на уроках жизненный опыт учащегося (постановка проблемной ситуации, исследование, моделирование, дискуссия).

      В своей педагогической деятельности я использую информационно-установочную модель подачи информации, которая предполагает проблемное изложение учителем основных понятий темы, раскрытие взаимосвязи понятий, демонстрацию способов применения знаний на основе анализа алгоритмов действий.

      Биологические задачи, предлагаемые мной ученикам, имеют обучающий характер. Целью такой самостоятельной работы является не оценка знаний, а формирование общеучебных познавательных умений, овладение определенными умственными операциями, логическими приемами, методами диалектического мышления, т.е. развитие способностей ребенка в деятельности.      

       Особое значение имеет работа с учебником, как с основным и наиболее доступным источником знаний. Чтение не механическая работа, а творческий труд.  Задача преподавателя – научить правильно читать. На первых этапах работы учащиеся получают задания: ответить на поставленные вопросы, выделить главную мысль, доказать или объяснить явление. Я предлагаю учащимся задания на заполнение таблиц, составление конспектов, что способствует систематизации знаний и более успешному усвоению материала. Все перечисленные приёмы и рекомендации помогают обеспечить коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса.

      Организация систематического контроля усвоения знаний.

      Тестирование является наиболее оперативной формой контроля, а потому применяется мной на всех этапах учебной деятельности: закрепление изученного материала, текущий поурочный контроль, контрольная итоговая проверка знаний, промежуточная аттестация. Я составляю и использую тесты на бумажной основе, а также тесты в электронном виде (для дистанционного обучения).

      В своей педагогической деятельности я использую следующие ресурсы:

    - электронные учебники;

    - наглядные пособия;

    - собственные презентации. 

      Для проведения уроков в дистанционной форме я использую ресурсы «Центра «ПМСС» (moodle.tomedu.ru).

       Результативность своей педагогической деятельности я рассматриваю как оптимизацию процесса обучения: выбор наиболее эффективной модели для условий нашей школы на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; применение активизирующих методов; формирование у школьников положительной мотивации и потребностей в знаниях; организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся; создание на уроках благоприятной, доброжелательной атмосферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....