Жизнь на разных материках. Урок биологии в 5 классе
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Сологубова Тамара Михайловна

Технологическая карта урока по теме "Жизнь на разных материках". Урок биологии в 5 классе.Тип, вид урока - открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zhizn.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №25 Жизнь на разных материках

Педагогическая цель

- создать условия для осознания и осмысления материала о растительном и животном мире разных материков Земли;                                                                                                                                                                                                              - продолжать развивать кругозор школьников

Задачи урока

- помочь в осознании и осмыслении материала о растительном и животном мире разных материков Земли;                                                                                                                                                                       - способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, на карте;                                                                                                                                                                                                                           - развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы;                                                                              - воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействуя в работе, создавая комфортные отношения между учащимися                                                                                  

Тип, вид урока

открытие нового знания

Планируемые результаты

предметные

-умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания; общее представление о растительном и животном мире каждого материка        

Личностные результаты

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение живой природы                                                          

Универсальные учебные действия

метапредметные результаты

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей                                                                    

Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества                                                      

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (заполнение таблицы, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Образовательные ресурсы

учебники, тетради, компьютер, раздаточный материал к уроку, карта полушарий, телевизор, электронное приложение к учебнику

Организационная структура урока

Стадии (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверяем готовность к уроку

Проверяют наличие необходимого для работы на уроке.

1.Вызов

Выполнить задание: проверить текст на наличие ошибок. В тексте 5 предложений. Прочтите. В бланке ответов знаком + укажите правильность предложения, а знаком — ошибку. Оцените свой ответ. За каждый правильный ответ — 1балл. Оценка за работу равна количеству правильных ответов. 

Текст.                                                                                    1.Вокруг нас два замечательных дома — две среды обитания.                                                 2.В водной среде достаточно света.                                                            3.Особенность наземных животных — приспособления для плавания.                                                                                                       4.Это кит, крот, выдра, тюлень, кенгуру, пингвин, ягуар.                                          5.Животные почвенной среды имеют маленькие глазки, а выручают их обоняние и осязание.

Мотивация для дальнейшей работы.                                                                                                                                                                                  

На столах, в файлах у вас находятся листы с фотографиями живых организмов. Мы с ними работали на прошлом уроке, заполняли таблицу, в которой одна колонка осталась незаполненной. Её необходимо закончить?

 Могут ли животные, перечисленные в вашем задании, обитать вместе?

Обращение к информации, с которой работали на предыдущем уроке. Что изменилось в ней?

Выполняют работу, оценивают себя

Приём «Верные и неверные утверждения»

Бланк ответов Ф.И.________________________

_

№предложения

1

2

3

4

5

Ответ + или -

Оценка:

Учащиеся соглашаются с тем что работу необходимо доделать.

Нет.

Появились метки возле некоторых картинок.

2.Осмысление содержания

Случайно ли висит карта полушарий?

Какие материки вы знаете?                                                                                                                                                                                                                                             

Какова же учебная задача урока?

Все ли материки обитаемы?

Мы сможем изучить все растения и всех животных, обитающих на различных   материках?

                                             

Тема урока: Жизнь на разных материках.                                                                                            Цель: познакомиться с интересными растениями и животными разных материков.                                                                      Задачи:                                                                                                                                                                             - учиться находить необходимую информацию,                                                                                        - уметь её обрабатывать, систематизировать.

Какими информационными источниками будем пользоваться?

Вспомним методы работы с текстом.

Как лучше информацию представить?

В Ваших файлах есть заготовки таблицы. Учитель предлагает печатную форму таблицы, с названиями колонок определяются совместно.

С какого материка логичнее начать знакомство?                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Почему?                                                                                                                                                              

Учитель предлагает начать работу по заполнению таблицы.

Физкультминутка

                                                                                           Нет. Нужно вспомнить материки.

Дети обращаются к настенной карте и называют:

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида

Постараться   правильно заполнить таблицу, поселить каждый выделенный организм на свой материк. Учащиеся класса заполняют таблицу исходя из собственных знаний.

Дополнение таблицы исходя из собственных знаний. Приём «Сводная таблица»

Дети делают вывод, что все материки обитаемы. Высказывают свои мнения, предположения.

Нет. Можем познакомиться с самыми интересными, необычными.

Определяют тему урока, цели, задачи.

Текст учебника, карта, электронное приложение к учебнику, интернет – ресурсы.

В виде таблицы.

Предлагают заголовки для колонок в таблице.

Евразия

Здесь расположено государство, в котором мы живем.  

Учащиеся работают с текстом, картой, делая пометки. Работают в парах. Производят записи в таблицу.              

Выполняют комплекс упражнений

                                                                 

3. Рефлексия

Учитель предлагает вернуться к первоначальной таблице и соотнести информацию имеющуюся, с полученной на уроке.

Учащиеся соотносят старую и новую информацию из таблиц, сравнивают, анализируют, перерабатывают. Делают выводы, оценивают свою работу, дискутируют, обобщают информацию.

Дополнить текст. Я сегодня … узнал, что жизнь … на всех материках, но животные и растения разных материков отличаются друг от друга. Особенно мне запомнились … , потому что … . Обитают они … . Я ... доволен результатами, так как … .

4. Домашнее задание

Параграф 24. Прочесть текст и записи в таблицах.   Составить ребусы с названиями животных и растений различных материков.                                                                                                                                                                                                                                                                              

Записывают домашнее задание

Приложение №1

Растение или животное

Приспособление

Материк

1

кактус

Колючки, толстый жесткий стебель

2

зебра

Копыта, торчащие ушки, полосатая окраска

3

крот

Мощные конечности с когтями, чуткий нос, не видно глаз

4

кенгуру

Конечности задние мощные, хвост, уши, сумка для детёныша

5

дельфин

Форма тела, гладкий, плавники, дыхальце

6

морж

Форма тела, ласты, клыки, ноздри, глаза

7

пингвин

Форма тела, плавательные перепонки, клюв, гладкий перьевой покров

8

ягуар

Конечности, пятнистая окраска, зубы, когти

9

выдра

Плоская морда, тело, плавательные перепонки, хвост

10

дождевой червь

Концы тела заострённые, щетинки, состоит из колец

11

медведка

Конечности роющие, глаза овальные

Приложение №2

МАТЕРИК

Интересные растения и их особенности

Интересные животные и их особенности

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Конспект урока по природоведению в 5 классе Тема: «Жизнь на разных материках»

Конспект урока по природоведению в 5 классеТема: «Жизнь на разных материках»...

Презентация "Развитие жизни на Земле". К уроку биологии. 9 класс.

"Развитие жизни на Земле". Презентация к Уроку биологии. 9 класс. Данная презентация помогает активизировать работу учащихся на уроке и облегчает учителю выделение основных понятий темы, и фикса...

Урок по биологии 5 класс "Жизнь на разных материках"

Урок по биологии в 5 классе "Жизнь на разных материках"...