Проект "Возродим наш лес"
проект по биологии (8, 9 класс) на тему

Сочилина Наталья Алексеевна

Проект "Возродим наш лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

Областной эколого-биологический центр

Отчет о работе по проекту

«Возродим наш лес»

Номинация:         практическая природоохранная деятельность

Руководитель проекта:  учитель биологии Ольховской основной общеобразовальной школы, педагог дополнительного образования Областного эколого-биологического центра Сочилина Наталья Алексеевна.

2013 г.г.


Содержание

  1. Аннотация проекта……………………………………………………...3

2. Постановка проблемы: ………………………………………………….4

3. Актуальность проекта...............................................................................7

4. Цель и задачи проекта……………………………………………………9

5. Ожидаемые результаты проекта………………………………………..11

6. План и способы реализации проекта…………………………………   12

7. Критерии и методы оценки результатов…………………………….….14

8. Возможности развития проекта…………………………………………15

9. Приложение


1. Аннотация проекта

Основная идея проекта - вовлечение школьников в реализацию природоохранного социального проекта, направленного на улучшение экологической обстановки в своем районе.  Участие школьников в проекте даст им возможность реализовать потребность активных общественно-полезных действий, педагогам привлечь в дополнительное экологическое образование новых воспитанников подросткового возраста.

Учащиеся Ольховской школы имеют большой опыт реализации природоохранной деятельности. С 2004 года мы сотрудничаем с общественной организацией ГРИНПИС, принимаем участие в проекте"Возродим наш лес", в акции "Неделя Рязанского леса", в конкурсах плакатов. Летом 2012 г. учащиеся принимали участие в самостоятельном составлении природоохранного проекта на базе палаточного лагеря,  организованного ГРИНПИС. Освоение нового метода социальных природоохранных проектов, позволит привлечь к экологическому образованию больше воспитанников и сделать экологическое просвещение более массовым.

В ходе реализации проекта  будут использованы нетрадиционные формы и методы активного обучения и воспитания (организация экологических исследований, экологических десантов по уборке территории лесопарка, творческих конкурсов, практических природоохранных мероприятий, пропагандистских акций в защиту природы, установка щита-аншлага в защиту новых лесонасаждений), способствующие повышению учебной мотивации учащихся, формированию бережного отношения к природе, обеспечивающих формирование активной жизненной позиции школьников.

2. Постановка проблемы

О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много желающих “экообразовываться”, а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: “О чём думает любимая собака или кошка”. Это любит делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Её надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души – к экологии пространства.

Душа человека… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Защищать природу надо не от мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации):

1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства).

2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры –   культуры экологической.

Главная роль в формировании экологического сознания принадлежит системе образования. Китайская мудрость гласит: “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму”. В нашей школе в течение многих лет работает экологический кружок, сочетающий в своей работе учебную, опытно-экспериментальную и практическую деятельность. Основная цель работы студии - это получение знаний, для улучшения качества жизни, и развитие умений разумного поведения в окружающей среде. В настоящее время студия работает по авторской программе “От экологии души к экологии пространства”.

На занятиях дети занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории. Информация, собранная ими для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые с привлечением волонтёров, имеют практическую направленность. А как увлекают детей экскурсии в природу! Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека. О разумном использовании природных богатств и охране их. Большинство экскурсий  проводят старшие школьники для младших , удивляясь ещё раз вместе с ними красоте зимнего леса, дубам великанам, “сосне – толстушке”, фантастическому шёпоту осенних листьев, пенью птиц весной. Дети понимают, что нас окружает живое и в наших силах сохранить или отнять у него жизнь. Возможно, многие из них почувствуют себя “ добрыми великанами” и не будут творить зло. Они поймут, что сокровища природы вверены нашей совести и благородству. Экология природы невозможна без экологии души.

Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации. Воспитанники объединения проводят социологические опросы жителей посёлка, выпускают агитационные листки.

То, чем мы занимаемся - это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования. Каждому из нас необходимы экологические знания. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решения, как ему вести себя в окружающем мире. Таким образом, внеклассная работа дает большие возможности для формирования экологического сознания школьников.

3. Актуальность проекта

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации .

Актуальность данной темы проекта основывается на сложившейся экологической ситуации нашего региона:

  • Эрозия почв;
  • Вырубка лесов;
  • Низкая экологическая культура населения.

Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Поэтому в нашей школе, в рамках культурно-образовательного центра, наряду с теоретическими занятиями проводятся практикумы. Экологическая деятельность учащихся даёт положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.

Для сохранения и поддержания здоровья школьников очень важны практическая оценка и прогнозирование степени влияния факторов окружающей среды. В соответствии с концепцией перехода к устойчивому развитию, одним из важнейших национальных приоритетов служит создание устойчивых здоровых поселений как основной среды жизни человека. Формирование экологической ответственности должно быть этической нормой для каждого. Обеспечить экологически устойчивое развитие своего поселения, может поколение людей, воспринявших с детских лет новую систему экологических ценностей и новую культуру.

Данный проект имеет социальный, краеведческий и педагогический аспекты. Проект подразумевает углубленное изучение собственного поселения с параллельной оценкой состояния окружающей среды; предполагает решение воспитательно-образовательных задач с экологической направленностью.

Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.


4. Цели и задачи проекта:        

Цели: Создание педагогической системы активных методов обучения и воспитания, соответствующих возрастным особенностям детей, с целью повышения качества экологического образования и привлечения к дополнительному экологическому образованию учащихся.

Развитие способностей юного гражданина жить и творить в окружающей среде своей местности в условиях перехода к устойчивому развитию, на основе усвоения общечеловеческой культуры в процессе учебной и социальной деятельности.

Задачи:

1. Организовать практическую природоохранную деятельность школьников благодаря:

а) организации питомника по выращиванию саженцев дуба, сосны, ели, лиственницы.

б) организации уроков чистоты для учащихся на территории школы и села.

в) проведение экологического десанта совместно с волонтерами из общественной организации ГРИНПИС.

2. Организовать массовую природоохранную пропаганду среди населения села Ольхи.

а) организация среди учащихся конкурса детского рисунка - эскиза для информационного щита – аншлага;

б) установке информационного щита- аншлага на территории, где высажены молодые деревья.

3.  Проанализировать эффективность использования нетрадиционных форм и методов обучения в системе дополнительного экологического образования.

4.   Воспитать активных и ответственных граждан посредством включения учащихся в практическую деятельность в рамках реализации проекта.

5. Помочь школьникам использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего села .

6. Расширить участие детей в научно-практической деятельности способствующей профессиональному определению, овладению ключевыми компетентностями для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

7. Заложить основы общественного поведения в интересах устойчивого развития как стиля жизни через повседневные поступки каждого человека с учётом национальных традиций.

Главная идея проекта - созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация подростков, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов.

5. Ожидаемые результаты проекта

  • освоение  и приобретение практического опыта использования в работе нетрадиционных форм и методов активного обучения;
  • повышение уровня экологических знаний  и практических умений учащихся и взрослого населения в области охраны природы;  
  • освоение и совершенствование учащимися навыков исследовательской деятельности;
  • развитие творческих способностей, формирование социально-активной жизненной позиции учащихся;
  • сохранение и восстановление компонентов окружающей среды;
  • активизация природоохранной деятельности школьников.
  • овладение навыками лекторской, пропагандистской, инструкторской работы по охране природы.

6. План и способы реализации проекта

Организационная работа

Мероприятие

Способ реализации

1.

Создание группы воспитанников, участвующих в организации мероприятий в ходе реализации социального проекта.

Организационное собрание.

2.

Разработка Положения и объявление творческого конкурса детского рисунка - эскиза "Берегите планету Земля".

Разработка положения.

3.

4.

Организация вывоза мусора с территории школы во время работы экологического десанта.

Взаимодействие с администрацией села Ольхи.

5.

  Участие в проекте, организованном ГРИНПИС "Возродим наш лес"

Посев, выращивание и высадка саженцев на территориях с эрозийными изменениями почв.

6.

 Создание питомника для выращивания саженцев дуба, сосны, ели, лиственницы.

Работа на учебно-опытном участке.

7.

Оформление и установка щита-аншлага на территории, где высажены молодые деревья.

Взаимодействие с администрацией села Ольхи.

8.

Агитационная деятельность

Расклеивание листовок "Огонь убивает", "Как остановить лесные и торфяные пожары", "Поджог травы – не шалость, это – преступление".

9.

Пропагандистская деятельность

Распространение буклетов "От чего случаются лесные пожары и как с ними бороться".

10.

Социальная деятельность

Социальный опрос жителей села (родителей учащихся) о поджогах сухой травы весной.

11.

Летний экологический лагерь, организованный ГРИНПИС.

Составление проекта сохранения засыпного моста в селе Ольхи.

12.

Областная экологическая акция "Неделя Рязанского леса", организованная ГРИНПИС.

Сотрудничество с организаторами акции и волонтерами. Высадка саженцев.

13

Публицистическая деятельность

Конкурс репортажей в раках областнаой экологической акции "Неделя Рязанского леса".

14.

Занятие с применением Информационно-Коммуникационных Технологий (ИКТ).

Создание презентации "Почва – наше богатство".

15.

"Дети планеты Земля"

Конкурс фотографий.

16.

"Моя малая родина"

Конкурс плакатов и сочинений.

17.

"Не разрушим облик планеты Земля"

Конкурс экологического плаката.

18.

Защита растений и животных

Оформление рефератов об охраняемых видах растений и животных Рязанской области.

19.

"Окский биосферный заповедник"

Оформление стенда.

20.

"Уроки Чернобыля"

Оформление стенда.

7. Критерии и методы оценки результатов:

Качественные показатели:

Критерии оценки

Метод оценки

 Создание педагогической системы активных методов обучения и воспитания, соответствующих возрастным особенностям детей, с целью повышения качества экологического образования и привлечения к дополнительному экологическому образованию учащихся.

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

Развитие способностей юного гражданина жить и творить в окружающей среде своей местности в условиях перехода к устойчивому развитию, на основе усвоения общечеловеческой культуры в процессе учебной и социальной деятельности.

 Результативность участия воспитанников.

Количественные показатели:

  1. Количество методических разработок, реализуемых в ходе проекта.
  2. Количество участников природоохранных акций, занятий,
    бесед, экологических исследований.
  3. Количество проведенных занятий и бесед, запланированных по проекту.
  4. Количество саженцев, выращенных в питомнике.
  5. Количество саженцев, высаженных на территории с эрозийными изменениями почв.
  6. Результаты экологического десанта.
  7. Количество распространенных листовок, буклетов.
  8. Анализ социологического опроса жителей села.
  9. Установка информационного щита-аншлага «Здесь будет лес".

8. Возможности развития проекта

Организация массовых природоохранных мероприятий проекта, которые будут осуществляться и по его окончании, приобретет систематический характер. В этом мы видим возможность дальнейшего развития социального природоохранного проекта, реализуемого детьми в рамках образовательного проекта .

В перспективе развития образовательного проекта предполагается использование приобретенного опыта детей подросткового возраста в природоохранных социальных проектах педагогами других ОУ, а также педагогами ОЭБЦ для осуществления других социальных проектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составил учитель высшей квалификационной категории Сочилина Н.А. МОУ «Ольховская основная общеобразовательная школа» Ухоловский район Рязанской области Методические рекомендации Преподавателю По реализации проекта

Слайд 2

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Древняя мудрость.

Слайд 3

Особенности использования метода проектов в преподавании биологии. 1 . Соответствие уровня проекта психофизиологическим особенностям и уровню обученности учеников. В 5 младшем звене наиболее уместны творческие и игровые проекты, результатом которых являются маленькие исследования, затрагивающие эмоциональную сферу каждого ученика. В то же время по возможности нужно использовать компьютерные презентации созданные учителем. Со всеми учениками среднего звена уже желательно использовать компьютеры во время уроков, для самостоятельной работы каждого школьника. Главной задачей в среднем звене - вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и овладение первичными навыками работы на компьютере. Для этого можно использовать элементы метода проектов, например создание презентаций по систематике растений и животных. Максимально полно использовать метод по созданию исследовательских проектов возможно с учениками старшего звена. Очень интересно предлагать одинаковые проекты в разных классах (нет ни одного похожего), а особенно выдвигать разные гипотезы по спорным вопросам, получаются очень интересные варианты. 2 . Доступность темы для учеников. Проектные задания должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им понятий в сочетании с новыми знаниями, которые необходимо им приобрести . 3 . Техническое и научное обеспечение. Наличие свободного компьютерного класса, возможность выхода в Интернет, компетентность учителя предметника. Не страшно, если, начиная работать по методу проектов, вы недостаточно хорошо освоили компьютер, в техническом плане вам помогут ваши ученики. Главная ваша задача, четкое представление структуры проекта. Ведь осуществление работы невозможно без постоянного руководства со стороны учителя. Для младших школьников это помощь в формулировки гипотезы и создание выводов, для старших это контроль, за выполнением структуры и соответствие целей, задач с полученными результатами. 4 . Ограниченное число проектов в курсе. Два , три в учебном году, особенно в старших классах, так как создание проекта занимает много времени, как у учителя, так и учеников. 5 . Творческий подход со стороны учителя. Сегодня метод проектов столь популярен, что является обязательным к использованию каждым педагогом. Практически все учителя прошли интеловские курсы, получили «утвержденный план», создания проекта, от которого не рекомендуется отступать он же — алгоритм. Но позвольте поинтересоваться, а где же возможное творчество, в котором и заключается главная идея метода? Под методику, предлагаемую Intel , подходят, прежде всего, исследовательские проекты, наиболее сложные, требующие высокого профессионализма, но стоит ли отказываться от других? Мой ответ однозначный -нет! Именно использование других видов проектов, даже без применения компьютерной техники, в конце концов, и приведет участников к владению методикой, позволяющей осуществлять самые сложные проекты.

Слайд 4

Основные виды проектов, используемые в моей работе. В зависимости от цели, я подразделяю проекты на: I . Комплексные . Охватывают всю тему с начала до конца. Включают как работу в классе, так и занятия во внеурочное время. II . Обобщающие . Направленные на повторение, закрепление и анализ изученного материала. III. Ситуационные . Направлены на разрешения одной конкретной проблемы. IV. Восстанавливающие . Используются при повторении ранее изученного материала. Для восстановления прежних знаний и их расширения. В зависимости от формы работы: I. Групповые. II. Индивидуальные. III. Индивидуально-групповые.

Слайд 5

Работа над проектом План. 1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. 2. Этапы исследовательской деятельности. 3. Создание проектов в обучении биологии. Цель создания проектов. 4. Основные требования в организации проекта. 5. Технология и результативность создания проекта. 6. Компьютерные технологии в проектной деятельности. 7. Этапы работы ученика в процессе исследования. 8. Описание научно-исследовательской работы учащихся. 9. Оформление научно-исследовательской работы. 10. Защита проекта. 11. Использованная литература.

Слайд 6

1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Потребности в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания не достаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Исследование подводит к одному из сложных категорий современности – понятию интеллектуальной собственности. Исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить “видение” учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. В идеале, проблему должен сформулировать сам ученик, однако, на практике такое случается далеко не всегда. Самостоятельное определение проблем затруднительно. Тут на помощь должен прийти учитель. В ходе сбора фактического материала зачастую необходимо задать направление деятельности посредством указаний, схем, опорных конспектов. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишёнными какой-либо логики. Их число не следует строго регламентировать: оно должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученных данных полезно осуществлять разнообразными способами. Познавательную деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной.

Слайд 7

2. Этапы исследовательской деятельности. Выделяются этапы исследовательской деятельности учителей и учащихся. - мотивация исследовательской деятельности; - постановка проблемы; - сбор фактического материала; - систематизация и анализ полученного материала; - описание исследовательской работы; - защита. Условия для реализации исследовательского направления учащихся таковы: научно-исследовательская деятельность через различные формы: семинары, практикумы и др.; деятельность методических объединений по предметам; привлечение научных сил к руководству с целью индивидуального консультирования в процессе создания работ. Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, и сам умел сопоставлять факты, искать информацию. 3. Создание проектов в обучении биологии. Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов. Суть метода проектов: Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя.

Слайд 8

4. Основные требования к организации проекта. - проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения; - решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и теоретическое) значение; - работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер; - проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществление. Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности. Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач, работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задаёт “пространство” возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся. Проект может интегрировать различные учебные предметы, тогда учителя – предметники должны скоординировать свою работу в определении цели, выбора тематики исследования и сроков проведения проекта. Приобщение учащихся к новым, нетрадиционным формам работы – длительный и сложный процесс. Поэтому учителям, только начинающим осваивать данный вид деятельности, не стоит браться сразу за масштабный проект. Начинать надо с мини-проектов. Надпредметный проект выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.

Слайд 9

5. Технология и результативность создания проекта. Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация . Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. В своей практике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности. Идея создания проекта на электронном носителе возникла не так давно. Первичная презентация может пройти на уроке, классном часе, школьном методическом объединении. 6. Компьютерные технологии в проектной деятельности. Применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования. Для того, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика стала самостоятельной, должна измениться организация этой деятельности. Перспективным, на мой взгляд, является использование информационных технологий на уроках биологии, а также в проектной деятельности. Самостоятельное получение новых знаний на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания. В нашем лицее ведётся поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и учащиеся, увлеченные предметом. Выбрав себе тему для исследований, учащиеся 9-х классов, с углубленным изучений предметов естественнонаучного цикла, выполняют проекты и компьютерные презентации к ним.

Слайд 10

7. Этапы работы ученика в процессе исследования. Этапы работы ученика в проектной деятельности позволяет вести своеобразный дневник, в котором отражается каждый шаг деятельности ученика: - определение темы, результата работы; - разработка плана действий; - подбор литературы, материала; - составление плана проекта; - конспектирование; - консультации; - рецензирование; - первичная презентация; - защита: НМС, школьная или городская конференция. (См. п.3) 8. Описание исследовательской работы В любой исследовательской работе выделяют три основных раздела: введение, основные части и заключение. Учащиеся старших классов оформляют проекты согласно принятым нормам. В ведении обосновывают актуальность проблемы исследования. На основании актуальности определяется объект и предмет исследования. Определение цели и задач исследования вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности формулируется кратко, одним предложением. При формулировании задач отбирают оптимальное количество 3 – 5. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь. В заключении ученик перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы.

Слайд 11

9. Оформление проектной работы. При оформлении проектной работы наши лицеисты придерживаются следующих правил: выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и других источников. Титульный лист является первой страницей рукописи и оформляется по определённым правилам (см. п.5). После титульного листа помещается оглавление (см. п.7), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстрационным материалом, рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. После заключения помещают список использованной литературы и других источников. Все страницы текста нумеруются, начиная с титульного листа. В состав работы входит аннотация (см. п.6). Аннотация и содержание работы между собой не скрепляются. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе (цель, способы и методы, которые использовались в работе, выводы и заключения). Аннотация печатается на одной странице в следующем порядке: - стандартный заголовок; - слово “Аннотация” посередине строки; - текст аннотации К работе прилагается рецензия руководителя. 10. Защита проекта. Защита проекта производится исследователем на промежуточном устном публичном выступлении (первичная презентация, урок, классный час, заседание НО, школьное методическое объединение), а затем окончательная защита на научном методическом совещании, школьной конференции, областной конференции. После выступления исследователь отвечает на возникшие вопросы и возражения. Работу оценивает жюри путём принятия коллективного решения.

Слайд 12

11. Используемая литература. Масленникова А.В. Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. Центр “Школьная книга”, 2003 Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник-М: народное образование 2001 Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования-М 2000 Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. Директор школы 1998 №4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие-М : народное образование, 1998.



Предварительный просмотр:

Программа проекта

Мероприятие

Способ реализации

Количество часов

Программное обеспечение

1.

Создание группы воспитанников, участвующих в организации мероприятий в ходе реализации социального проекта.

Организационное собрание.

2

Microsoft Word 7

2.

Разработка Положения и объявление творческого конкурса детского рисунка - эскиза "Берегите планету Земля".

Разработка положения.

4

Microsoft Word 7

3.

Организация вывоза мусора с территории школы во время работы экологического десанта.

Взаимодействие с администрацией села Ольхи.

8

4.

  Участие в проекте, организованном ГРИНПИС "Возродим наш лес"

Посев, выращивание и высадка саженцев на территориях с эрозийными изменениями почв.

8

5.

 Создание питомника для выращивания саженцев дуба, сосны, ели, лиственницы.

Работа на учебно-опытном участке.

8

6.

Оформление и установка щита-аншлага на территории, где высажены молодые деревья.

Взаимодействие с администрацией села Ольхи.

4

7.

Агитационная деятельность

Расклеивание листовок "Огонь убивает", "Как остановить лесные и торфяные пожары", "Поджог травы – не шалость, это – преступление".

4

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

www.kchetverg.ru

www.greenpeace.org

8.

Пропагандистская деятельность

Распространение буклетов "От чего случаются лесные пожары и как с ними бороться".

4

9.

Социальная деятельность

Социальный опрос жителей села (родителей учащихся) о поджогах сухой травы весной.

6

Microsoft Word

Microsoft

10.

Летний экологический лагерь, организованный ГРИНПИС.

Составление проекта сохранения засыпного моста в селе Ольхи.

-

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

11.

Областная экологическая акция "Неделя Рязанского леса", организованная ГРИНПИС.

Сотрудничество с организаторами акции и волонтерами. Высадка саженцев.

6

12.

Публицистическая деятельность

Конкурс репортажей в раках областной экологической акции "Неделя Рязанского леса".

-

Microsoft Word

13.

Занятие с применением Информационно-Коммуникационных Технологий (ИКТ).

Создание презентации "Почва – наше богатство".

6

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

www.greenpeace.org

14.

"Дети планеты Земля"

Конкурс фотографий.

-

15.

"Моя малая родина"

Конкурс плакатов и сочинений.

-

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

www.greenpeace.org

16.

"Не разрушим облик планеты Земля"

Конкурс экологического плаката.

-

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

www.greenpeace.org

17.

Защита растений и животных

Оформление рефератов об охраняемых видах растений и животных Рязанской области.

-

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

www.greenpeace.org

18.

"Окский биосферный заповедник"

Оформление стенда.

6

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/2/35/

19.

Уроки Чернобыля"

Оформление стенда.

6

Microsoft Word

Microsoft PowerPoint

pip.ucoz.com\



Предварительный просмотр:

Правила оформления заданий по биологии.

Вы можете представить свою работу в одном или нескольких наиболее удобных для Вас электронных форматов:

документ Word,

презентация Power Point,

небольшой сайт,

публикация Publisher,

таблицы Excel.

В начале работы необходимо указать:

-имя и фамилию автора (или авторов) работы (фото, если есть),

-фамилия, имя и отчество учителя (руководителя группы),

-название населённого пункта и учебного заведения,

-адрес школьного сайта (если есть),

-адрес электронной почты для контактов.

Примерный план отчёта о выполнении задания может содержать следующие пункты:

-Как выполнялось задание, (опишите последовательно весь ход вашей работы при выполнении этого задания).

-Что у Вас получилось в результате выполнения этого задания.

-Ответы на вопросы к заданию.

-Какие сложности и проблемы возникали в ходе выполнения.

-Какое оборудование использовалось.

Рекомендации по написанию работ

Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать.

Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (например — изучение кислотности воды в водных объектах N-го заповедника.).

В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие).

После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора).

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе — лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.

Методикой исследования, ее описание должно присутствовать в работе. Докладчику необходимо отдавать себе отчет в границах применимости методики и ее устойчивости.

Далее представляются собственные результаты. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут), нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь максимально облегчить ему восприятие текста.

Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

Рекомендации по созданию презентаций в приложении Microsoft PowerPoint

Требования к презентациям:

  • Предварительно продумать цель презентации или цели проекта;
  • Необходимо знать  критерии оценки успешного выполнения проекта, оформления презентации, построения сайта.

Структура презентации:

  • Титульный лист с указанием темы, автора.;
  • Слайд с оглавлением с гипертекстовыми ссылками. Наличие кнопок возврата на титул, на начало разделов;
  • Наличие кнопок ► (вперед) и ◄ (возврата) на предыдущий кадр;
  • Гиперссылки на внешние Интернет-ресурсы.

Художественная композиция:

  • Насыщенность не более 1/3 площади экрана;
  • Главный объект (текст к изображению или наоборот) в пропорции «золотого сечения»;
  • Смысловой акцент смещен ниже и правее.

Логика восприятия:

  • Соответствие форм объектов устойчивым и естественным зрительным ассоциациям;
  • Расположение информации сверху вниз по главной диагонали;
  • Наличие не более одного логического ударения: выделение красным, яркость, обводка, мигание, движение.

Параметры стиля текста: 

  • Не более 3-х вариантов шрифтов
  • Размер шрифта не менее 20 для текста и 36 для заголовка
  • Длина строки не более 36 знаков
  • Расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацами – 2 интервала

Цветовая гамма, контрастность и яркость изображения:

  • Соответствие цветовой палитры относительной видимости предметов изображения; Например,  гармония цветов в теплой «коричнево-красно-оранжево-желтой» гамме оттенков;
  • Контраст изображения по отношению к фону;
  • Яркость цветов по отношению к фону.

О правилах при работе в Power Point


1. Помните, что презентация - это опорный конспект. Формулировка текста должна быть предельно сжатой, понятной и простой. Не дублируйте свою устную речь
2. Выравнивайте текст.
3. При выборе фона важен контраст с текстом: либо светлый шрифт на темном фоне (при работе с проектором), либо темный фон на светлом или слабом фоне (монитор или телевизор). Ни в коем случае нельзя использовать красный, «кричащий» фон.
4. Презентация не должна превышать 25 слайдов

5. Анимация хороша при разбиении текста или таблиц внутри одного слайда. Однако не увлекайтесь анимациями, особенно при смене слайдов. Анимации увеличивают размеры файла, но главное отвлекает зрителя от темы.

Правила оформления списка литературы:

  • Самостоятельное издание:

Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991. – 46 с.

  • Статья из журнала:

Хуторской А.В. Технология эвристического обучения// Школьные технологии. -1998. - №4. – с. 55-75.

  • Материал из сборника:

Матецкий Н.В. Учебные компьютерные задания в системе дистанционного обучения// Сб. научных трудов «На пути к 12-летней школе»/ По ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: РАО ИОСО, 2000. – с. 334-339