Школьное мероприятие по биологии для учеников 7 класса «Занимательное путешествие на родину предков культурных растений»
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

После знакомства с основными группами цветковых растений, я провожу мероприятие в виде занимательного путешествия на родину культурных растений. Примерно за  неделю  я сообщаю, что мы  начинаем подготовку к снаряжению, а затем и к проведению экспедиции. Чтобы придать занятию игровой характер, ученики двух классов объединяются в две группы: полеводов и овощеводов. Первая группа должна отправиться  на родину предков полевых растений и познакомиться с различными полевыми культурами, а группа овощеводов, наоборот, на родину предков овощных культур. Следует отметить, что подготовка к этому занятию  и  его проведение вызвали большой интерес у учеников. Кроме путешествия – игры, они прекрасно запомнили материал о центрах происхождения культурных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_na_rodinu_predkov_kulturnyh_rasteniy.zip14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное мероприятие по биологии для учеников 7 класса «Занимательное путешествие на родину предков культурных растений»

 После того,  как учащиеся 7 классов на уроках биологии познакомились с основными группами цветковых растений, я провожу мероприятие в виде занимательного путешествия на родину культурных растений.

Примерно за  неделю  я сообщаю, чтобы все они начали подготовку к снаряжению, а затем и к проведению экспедиции. Чтобы придать занятию игровой характер, ученики двух классов объединяются в две группы: полеводов и овощеводов. Первая группа должна отправиться  на родину предков полевых растений и познакомиться с различными полевыми культурами, а группа овощеводов, наоборот, на родину предков овощных культур. Я, как руководитель,  предложила  группам разработать маршрут своего пути по карте;  подготовить рассказы и презентации о растениях, на родине предков которых они побывают; подобрать такие загадки, ответы на которые могли бы стать визой для посещения родины данного растения; порекомендовала список литературы, которую желательно использовать при подготовке к путешествию.

Каждая группа выбрала своего командира, который должен был по карте показать, как проехать лучше на родину данного растения  от отправного пункта. Экспедицию возглавлял  руководитель, то есть я -  учитель биологии, который следил за маршрутом на всем пути. Мероприятие  началось с того, что руководитель экспедиции повесил карту мира, а затем сообщил, что все участники экспедиции  быть смелыми, настойчивыми, терпеливыми, догадливыми, смекалистыми и что путешествие начинается из нашей станицы на родину растения, у которого

Белые кисти-

Напрасный наряд;

Зеленые кисти-

Опасный яд;

Но под ногой –

Клад дорогой.

Ответ на эту загадку дает командир группы полевод. Он называет родину картофеля, показывает на карте, как проехать из нашей страны  в Перу, и просит участников экспедиции послушать рассказ «О мальчике Петро и аптекаре Пармантье» ( рассказ зачитывает один из членов группы полеводов).

После того, как участники  послушали интересный рассказ о картофеле , командир группы овощеводов предлагает полеводам отгадать такую загадку:

Зеленое яблочко повисло,

А не закисло;

И когда окрасилась,

Тоже не заквасилось.

Полеводы правильно ответили, что это куст томата с плодами. Далее командир овощевод сообщает, что родина томатов тоже Южная Америка и «перуанское золотое яблоко» имеет свою историю, о которой расскажет представитель из группы овощеводов.

Далее руководитель экспедиции предлагает путешественникам посетит Мексику, вспомнить, предки каких растений жили в это стране, и показать по карте, каким путем лучше пойти из Южной Америки в Мексику . Каждая группа предлагает свой маршрут и свой вид транспорта. Члены экспедиции путем голосования утверждают один лучший. Командиру группы маршрут, который утверждается, разрешается, разрешается показать по карте.

В Мексике из группы путешественников выходит ученик - полевод с початками кукурузы с длинными столбиками пестиков и говорит, что он

Хоть чином и не хан,
На голове - султан;

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки.

Он  рассказывает о юноше Мондамине ( по-индийски кукуруза). Когда рассказ о Мондамине  закончился, вышел второй ученик -полевод, держащий растение подсолнечника и красиво написанную на большом листе загадку:

Висит дом
кверху дном:

Семьсот коморок-

И всё без запорок,

А в каждой жилец-
Черный жилет

Затем он рассказывает о подсолнечнике  – « траве солнца».

Из группы овощеводов выходит девочка с тыквой  в руках и сообщает, что у нее в руках «Желтая курица  под плетнем дуется» и что она « толста и желтокожа, всю жизнь проводит лежа», и рассказывает о тыкве.

 После этого  выступления руководитель экспедиции приглашает  путешественников  посетить ряд стран , которые являются родиной распространенных  овощных растений.  Визой для посещения этих стран является  правильно отгаданный кроссворд , в клеточки которого нужно вписать шесть наименований,  распространенных овощных растений, которые оканчиваются на  букву «А» (Репа, свекла, брюква, редька, капуста,  петрушка).

Лист с кроссвордом прикрепляют овощеводы  к доске, а решают его полеводы. Командир группы овощеводов приглашает друзей посетить берега Средиземного моря, где встречается мальчик по имени  Игнаша.

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх – пиджак зеленый.

(Кочан капусты)

 И показывает по карте путь из Мексики к Средиземному морю. Здесь выходит ученик с кочаном капусты и говорит, что у него:

Закутан ребенок

В сорок пленок

Но бывает и так, что

Был ребенок-

Не знал пеленок,

А стал стариком-

Сто пленок на нем

Второй ученик - овощевод рассказывает о происхождении капусты, о хозяйственном её использовании:

Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала:
Половину её – во щи,
Чтобы были щи не тощи;

А другую половинку –

В пирожковую начинку.

Третий ученик  рассказывает о различных сортах капусты, выведенных человеком:

Стебель – кубышка

По вкусу – кочерыжка.

(Кольраби)

Корень, стебель, лист, плоды –

Все негодно для еды,

А засажен огород….

Что же мы положим в рот?!

(Цветная капуста.)

Три человека из группы полеводов выходят со снопами пшеницы и предлагают свои загадки о пшенице:

Вырос в поле дом,

Полон весь зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены;

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

Лежит щепотка крупки –

Из-под одной скорлупки.

(манная крупа.)

Затем просят путешественников послушать рассказ, как хлеб на «стол пришел», и отгадать то, что они не покажут в виде пантомимы:

Режут меня,
Вяжут меня.

Бьют нещадно;

Пройду огонь и воду,

А конец мой –

Нож и зубы.

К полеводам выходит девочка – овощевод и говорит о том, что на побережье Средиземного моря

Есть красавица одна,

И румяна, и стройна,

Хоть в землянке век живет,

А большой от всех почет;
Кто проходит близко –

Кланяется низко

(Морковь.)

Она рассказывает свою историю, которую заканчивает загадкой:

Хотя и не плод,

 А просится в рот;

Как зародится,

Так и в пищу годится.

(Морковь)

Мальчик-овощевод просит путешественников еще задержаться на берегах средиземного моря, так как здесь

Выросла травка-

К пище приправка;

Ее пожитки –

Душистые нитки

Руководитель экспедиции сообщает путешественникам , что они покидают Азию и возвращаются домой.

Следует отметить, что подготовка к этому занятию  и  его проведение вызвали большой интерес у учеников. Кроме путешествия – игры, они прекрасно запомнили материал о центрах происхождения культурных растений.

Используемые интернет-ресурсы:

1. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka1_1.htm

2. http://skorogovorki.com/detskie-zagadki-pro-ovoshhi/.html

3. http://www.ubilya.ru/Garden_riddles_12

4. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st025.shtml

5. http://zagadochki.ru/zagadka-rezhut-menya.html

6. http://crimea.miksike.net/docs/lisa/3klass/8/tstenije/kartofel.htm

7. http://coollib.net/b/270483/read

8. http://name-meaning.ru/muzhskie-imena/ignat.html

9. http://hvatalkin.ru/zagadka/855

10. http://zagadka.pro/2978.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".

Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в  конкурсах. Та команда, котор...

Игра-путешествие «Занимательная биология» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.

Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность ...

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Растения вокруг нас!»

«Растения вокруг нас!»Цель: систематизировать и обобщить знания по царству:  «Растения».Задачи: формировать умение применять знания на практике. Развивать умения быстро  ориентироватьс...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащих...

Паспорт урока_5 класс_ФГОС_"Общая характеристика и классификация культурных растений"

Паспорт урока_ 5 класс, ФГОС_ "Общая характеристика и классификация культурных растений"Образовательная цель урока:- расширить и систематизировать знания учащихся о многообразии культурных р...

Паспорт урока_5 класс_ФГОС_"Общая характеристика и классификация культурных растений"

Паспорт урока_5 класс_ФГОС_технология под редакцией Казакевича В.М. "Общая характеристика и классификация культурных растений"...