Интегрированный урок биологии: "Экологические типы птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Животкевич Наталья Николаевна

Конспект интегрированого урока биологии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_ekologicheskie_tipy_ptits.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК БИОЛОГИИ

тема: «Экологические типы птиц».

7 класс

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=286226930-64-72

Подготовила: Животкевич Н.Н учитель биологии

МБОУ «Новомирская основная

общеобразовательная школа»

2012/13 учебный год

Цель урока:

Систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц, об их приспособленности к различным средам обитания.

Задачи урока:

В предметной области:

1) формирование системного и экологического мышления;

2) более глубокое и прочное усвоение учащимися знаний экологических групп птиц;

3) повышение интереса учащихся к биологическим дисциплинам;

4) развитие творческой инициативы и интеллектуальных способностей учащихся.

В сфере личностного развития:

1) воспитание ответственного отношения к природе;

2) воспитание экологически грамотного человека;

3) развитие навыков коммуникационной деятельности;

4) эстетическое воспитание детей.

В области формирования УУД:

Коммуникативные:

1) формирование умения общаться, выражать свои мысли, синтезировать и делать выводы, анализировать;

2) развитие монологической речи, логического мышления.

Регулятивные:

  1. В совместно с учителем ставить цель и удерживать ее в процессе всего урока;
  2. Понимать цель выполняемых действий.

Познавательные:

  1. Выявлять особенности;
  2. Воспроизводить по памяти информацию;
  3. Сопоставлять характеристики;
  4. Выделять общее и частное;
  5. Устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, географическая карта полушарий, аккордеон, портрет Бальмонта, герб России, герб города Орел, магнитофон, песня петушков, листочки с дополнительным заданием, для рефлексии  - смайлики, рисунки птиц на доску, чучело голубя, головоломка «Все живое – из яйца».

Планируемые результаты:

Знать:

- систематику птиц;

- особенности строения птиц, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

Уметь:

- правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

- применять полученные знания в практической жизни;

- распознавать изученных птиц;

- наблюдать за поведением птиц в природе.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

 3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.)

Коммуникативные УУД:

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1

(1м)

Орг. момент

- Здравствуйте, садитесь!

- Все ли готовы к уроку?

- Есть ли в классе отсутствующие?

Да

Нет

Коммуникативные УУД:

развитие эстетического чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2

10(м)

Повторение д/з

(слайд1)

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой: «Особенности строения класса Птицы».

Давайте вспомним основные особенности, отвечая на вопросы, за каждый правильный ответ вы зарабатываете жетон, обучающиеся набравший большее количество зарабатывают оценку «5».

1.К какой группе животных относятся птицы: теплокровным или хладнокровным?

2.Есть в коже птиц железы?

3.Чем покрыто тело птиц?

4. На сколько камер делиться сердце птицы?

5. Сколько кругов кровообращения имеет птица?

6. Чем заменены зубы у птиц?

7.Наличие киля у птицы говорит о том, что она умеет..?

8. Какие перья составляют основу оперения?

9. Контурные перья могут быть?

10. Почему мозжечок птиц имеет большой размер?

11. Почему так говорят: «Зоркий как ястреб»

12. Как называется орган выделения птицы?

13. Самое необходимое условие для развития зародыша в яйце птицы?

14. Из чего образуется зародыш в яйце?

15. В чем отличие птенцов выводковых и птенцовых птиц?

Теплокровным

Нет, она почти лишена желез

Перьями

4

2 (большой и малый)

Легким роговым клювом

Летать

Контурные

Маховые, рулевые, кроющие.

Сложные движения птиц требующие координации во время полета

У птиц хорошо развито зрение, так как у них большие глазные яблоки.

Клоака

Высокая температура 38-39С

Из желтка

У выводковых они покрыты перьями и зрячие, а у птенцовых нет.

Познавательные УУД:

воспроизведение по памяти информацию.

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения материалом.

Личностные УУД:

оценивать действия.

3

(25м)

Изучение новой темы

(слайд 2)

(слайд 3)

(слайд 4)

(слайд 5)

(слайд 6)

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд 10)

Открываем рабочие тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Экологические типы птиц».

Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.

Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!

- Существует множество птиц,  изучив их многообразие, ученые разделили их на несколько экологических типов:

1. птицы степей и пустынь

2.птицы водоемов и побережий

3. болотные птицы

4. дневные хищники

5.ночные хищники

6. птицы лесов

7. наземные килегрудые птицы

8. пингвины

Сегодня на уроке мы разберем более подробно, каждую группу, а помогут нам в этом учителя: географии, математики, истории, литературы, музыки.

Птицы степей и пустынь:

Учитель биологии:

К этой группе птиц относится страус, контурные перья которого служат защитой от палящих лучей солнца или от ночной прохлады, крылья малы и слабы, при поворотах он ими пользуется как рулем. Грудина лишена киля. У него крепкие, сильные, длинные ноги, что является приспособлением для длительных переходов и быстрому бегу.

Учитель географии:

Зона обитания страусов охватывает сухие безлесные пространства Африки и Ближнего Востока, включая Ирак (Месопотамию), Иран (Персию) и Аравию. Покажите эти области на карте.

Птицы водоемов и побережий:

Учитель биологии:

Водоплавающие птицы например гусеобразные (гуси, утки, лебеди), они хорошо приспособлены к плаванию, нырянию и хождению по земле. Для них характерен смешанный корм. У них крупное, толстое  перо, много пуха. Между пером и пухом много воздуха, поэтому они не глубоко сидят в воде. Перо смазано жиром, что позволяет им выходить сухими из воды, защищает их от охлаждения. Форма тела удлиненная, обтекаемая, ноги выполняют роль весла и имеют плавательные перепонки.

Учитель литературы:

Ребята скажите, пожалуйста, в каких литературных произведениях встречаются птицы этой экологической группы?

- Я вас хочу познакомить с произведением Константина Бальмонта «Лебедь»

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится, печальная,
               Как последний вздох души.

Это плачет лебедь умирающий,
Он с своим прошедшим говорит,
А на небе вечер догорающий
                И горит и не горит.

Отчего так грустны эти жалобы?
Отчего так бьется эта грудь?
В этот миг душа его желала бы
                Невозвратное вернуть.

Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,
Все, на что надеялась любовь,
Проскользнуло быстрым сновидением,
                Никогда не вспыхнет вновь.

Все, на чем печать непоправимого,
Белый лебедь в этой песне слил,
Точно он у озера родимого
                О прощении молил.

И когда блеснули звезды дальние,
И когда туман вставал в глуши,
Лебедь пел все тише, все печальнее,
                И шептались камыши.

Не живой он пел, а умирающий,
Оттого он пел в предсмертный час,
Что пред смертью, вечной, примиряющей,
                Видел правду в первый раз.

Учитель биологии:

- Что мы можем сказать об этих птицах?

Болотные птицы:

Учитель биологии:

К птицам этой группы относится аистообразные  (цапля, аист). Селятся они там где поля и луга перемежаются болотами и озерами. Кормам им служат млекопитающие (мыши, зайчата), пресмыкающиеся, земноводные (лягушки), рыбы и насекомые. Высокие ноги, длинная шея необходимы для быстрого схватывания добычи, охотиться за ней в воде.

Учитель музыки:

Ребята, давайте исполним куплет из известной вам песни про «Аиста»

Где это было,
Когда это было,
В детстве, а может во сне.
Аист на крыше
Гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он
И в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу,
Не спугните случайно
Аиста вы.

Учитель биологии:

- Что мы узнаем об аисте из куплета этой песни?

Дневные и ночные хищники:

Учитель биологии:

К этой группе птиц относятся орлы, грифы, ястреб, сокол, сова, филин. Они являются хищниками, поэтому у них на лапах острые когти, крючковидный клюв, острое зрение, тонкий слух, сильные крылья.

Учитель истории:

Ребята, некоторых представителей из данной группы птиц мы можем встретить на символах государств.

Например: герб России

- Что на нем обозначает орел?
Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим тогда еще совсем молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе.

- На гербе города Орла утвержден 16 августа 1781 года, тоже есть орел.

Его изображение связано с названием самого города и с его историческим становлением.

Наземные килегрудые птицы:

Учитель биологии:

К этой группе птиц относятся: курообразные (фазан, индейка, куропатка, перел, тетерев и глухарь, красная курица). У них короткий клюв, округлое плотное тело, сильные ноги с крупными пальцами и когтями, крылья короткие, могут осуществлять быстрый взлет вверх, так как не могут совершать дальних перелетов. У них присутствует киль, но он маленького размера.

Так как вы немного устали я предлагаю вам провести физкультминутку на которой мы изобразим повадки птиц представителей данной экологической группы.

Физкультминутка

(танец маленьких цыплят)

- Познакомьтесь самостоятельно с птицами леса и пингвинами.

- Что вы можете сказать про эти группы птиц?

Работа с тетрадью

Записывают в тетрадь

Слушают учителя.

Работаю с атласом и картой.

Басня Крылова «Лебедь, рак и щука»

Андерсен «Дикие лебеди», «Гадкий утенок»

Они всегда живут парами

Исполняют куплет песни

Аист вьет гнездо, он является символом любви.

Символ власти и могущества

Танцуют

Читают

(отвечают на вопрос)

Личностные УУД:

проявление интереса к изучению материала.

Познавательные УУД:

анализировать полученную информацию.

Познавательные УУД:

выявление особенности сопоставлять характеристики.

Личностные УУД:

выражение положительного к учению.

Познавательные УУД:

восприятие по памяти информации.

Познавательные УУД:

выявление особенности соотносить характеристики.

Личностные УУД;

выражение положительного к учению.

Познавательные УУД:

воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные УУД:

удержание логики повествования.

Регулятивные УУД:

анализировать эмоциональное состояние.

Познавательные УУД:

восприятие по памяти информации.

Познавательные УУД:

выявление особенности соотносить характеристики.

Личностные УУД;

выражение положительного к учению.

Коммуникативные УУД:

воспринимать песню и составлять факты с действительностью.

Личностные УУД:

оценивать действия, проявлять личностные качества.

Познавательные УУД:

приводить примеры.

Личностные УУД:

проявление интереса к вопросам учителя.

Личностные УУД:

правильно понимать задания, проявлять интерес.

Познавательные УУД:

анализировать содержание беседы.

Познавательные УУД:

выявление особенности соотносить характеристики.

Личностные УУД;

выражение положительного к учению.

4

(2м)

Закрепление

- Что вы нового узнали на уроке?

- С какими предметами было связано изучение нашей новой темы?

- К какой группе птиц относится орел?

- Какие приспособления есть у болотных птиц позволяющие им не переохлаждаться и не намокать?

(география, история, музыка, литература)

(дневные хищники)

(перья смазанные жиром)

Личностные УУД:

выражать собственные мысли.

Регулятивные УУД:

удерживать цель деятельности анализируя собственную работу.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи.

5

(5м)

Игра

(слайд 11)

- А теперь я предлагаю вам порешать математические задачи про птиц:

1) На берегах реки росли две пальмы – одна против другой. Высота одной пальмы была 30 локтей, а другой – 20 локтей. На верхушках этих пальм сидели две птицы. Внезапно обе птицы заметили всплывшую рыбу и одновременно бросились за ней. Вот теперь и решайте, какая из птиц раньше схватила рыбу. Учтите, что обе они летели с одинаковой скоростью.

2) Как-то рано поутру

Птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей

Втрое больше, чем гусей.

Уток было восемь пар-

Вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего,

Если нам еще дано,

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей?

3) Есть 500 коп, нужно купить 100 птиц, при этом воробей стоит 1 коп., утки-10 коп., гуси-50 коп.

Сколько, каких птиц вы купите?

Ответ: Обе птицы схватили рыбу одновременно. Линиями своего полёта они прочертили гипотенузу двух равновеликих треугольников. Отсюда нетрудно определить, что рыба вынырнула из воды на расстоянии 20 локтей от высокой пальмы.

Регулятивные УУД:

решать задачу и оценивать уровень ее решения.

Познавательные УУД:

анализировать содержание собственной работы.

6

Вывод

К концу подходит наш урок!
А что урок? Каков итог?
Мы занимались не напрасно.
Вы отвечали все прекрасно!
Сегодня всех  вас оценю,
За труд я вас благодарю.

Оценки за урок получают…….

Личностные УУД:

выражать собственные чувства и мысли.

7

Д/З

(слайд 13)

Стр 212-217 + доп. задание*

- Урок окончен вы можете быть свободны.

Сегодня у нас был необычный урок поэтому я хочу, чтобы вы показали мне свое настроение с помощью картинок лежащих на ваших столах.

Орлова, Тюкина, Панкратов

Коммуникативные УУД:

анализировать свою деятельность.

Личностные УУД:

выражать собственные чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – игра « Многообразие птиц»

Интегрированный урок – игра « Многообразие птиц»Учитель биологии МОУ «СОШ№1 ст.Зеленчукская»,КЧР.Тагалекова Мадина Идрисовна Цель: углубить и закрепить знания учащихся о многообразии, поведении и...

Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"

Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и  математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...

Интегрированный урок. Типы и виды.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образователь...

Интегрированный урок по химии и биологии "Экологические проблемы и пути их решения"

Интегрированный урок по химии и биологии в 11 классе.Тема урока: Экологические проблемы и пути их решенияФорма проведения  урока: круглый стол. Тип урока: урок обобщения материала с использо...

Конспект урока: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека

Разработка содержит конспект урока с презентацией. В презентации много дополнительного материала по теме, который можно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся....

Интегрированный урок музыки нового типа в русле ФГОС

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуальной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубинных связей явлений и процессов. В с...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ: «Экологические факторы среды».

Технологическая карта урока по биологии     разработана по теме «Экологические факторы среды» и может быть использована на заключительном этапе изучения раздела «...