ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Как же происходят эти процессы,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл energeticheskiy_obmen.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА:   "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

 Задачи  

  • раскрыть  сущность обмена веществ; содержание и составляющие процессы анаболизма ;значение знаний о нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека для сохранения здоровья и работоспособности;
  • изучить механизм  (через белки – ферменты) регуляцию химической структуры углеводов, липидов, белков, гормонов со стороны генетического аппарата;  суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ;
  • познакомиться с особенностями питания спортсменов.

Тема урока: "Обмен веществ и превращение энергии»

Методы и методические приемы:

  • методы организации научно-познавательной деятельности: словесные (беседа), наглядные (демонстрация);
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебная дискуссия;
  • метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: письменный контроль.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

Здравствуйте ребята! Человек который говорит, здравствуйте желает другому человеку здоровья, я желаю вам здоровья, а так же  ребята успешной, плодотворной работы и хорошего настроения.

Проверка заданий с переходом к новой теме.(10 мин.) 

1. Что такое метаболизм?

Метаболизм – ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение.

2. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе их жизни.

3.Какие вещества, при обмене вещества превращаются и накапливаются?

Формирование понятия «ассимиляция». (Ответы учеников ,объяснение учителя с элементами беседы.)

Ассимиляция – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клетки и биосинтеза высокомолекулярных соединений из более простых.

Формирование понятия «диссимиляция».

 Диссимиляция- совокупность химических процессов расщепления и окисления органических веществ, в ходе которых образуются органические соединения с высокоэнергетическими химическими связями, чаще всего АТФ.

Формирование новых знаний.

Характеристика трех этапов энергетического обмена в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы «Схема энергетического обмена углеводов».)

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Извлечение энергии из пищевых веществ осуществляется в клетках путем их расщепления и окисления кислородом, поступающим в процессе дыхания. Поэтому этот процесс называют биологическим окислением, или клеточным дыханием.

Биологическое окисление с участием кислорода называют аэробным, без кислорода – анаэробным. Процесс биологического окисления идет многоступенчато. При этом в клетке происходит накопление энергии в виде молекул АТФ и других органических соединений.

Этапы энергетического обмена

Этапы

энергетического

обмена

Процессы

энергетического

обмена

Освобождение

и использование

энергии

I. Подготовительный (в органах пищеварения, на клеточном уровне в лизосомах)-расщепление высокомолекулярных  веществ до низкомолекулярных. Реакция гидролиза.

Крупные молекулы органических

Веществ,  при участии ферментов распадаются на более мелкие молекулы:

белки – аминокислот

углеводы – моносахаридов

жиры – глицерина и жирных кислот

Энергия рассеивается в виде

тепла

II. Бескислородный (неполный) гликолиз протекает  в цитоплазме; у микроорганизмов – брожение (протекает в клетках)

Дальнейшее расщепление молекул (при участие ферментов) до более простых соединений. Так, глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты  (С3Н4О3), которая затем восстанавливается в молочную кислоту (С3Н6О3). Расщепление идет с участием АДФ и Н3РО4

С6Н12О6 +2Н3РО4 + 2АДФ – 2С3Н6О3 + 2АДФ + 2Н2О

У дрожжевых грибов – спиртовое брожение:

С6Н12О6 +2Н3РО4 + 2АДФ – 2С2Н5ОН +2СО2 +2АТФ + 2Н2О

Распад одной молекулы глюкозы дает энергию, обеспечивающую синтез двух молекул АТФ(40% энергии), а часть энергии рассеивается в виде тепла (60% энергии).

III. Биологическое окисление, дыхание, протекает в матриксе митохондрий (образование двуокиси углерода) , на внутренних мембранах митохондрий(окисление водорода, образование воды, синтез АТФ).

При доступе кислорода к клеткам, образовавшиеся на предыдущем этапе ( две молекулы молочной кислоты)  окисляются до СО2 и  Н2О:

3Н6О3 + 6О2 +36Н3РО4 + 36АДФ – 6СО2 + 36АТФ + 42Н2О

Образовавшиеся молекулы АТФ

 

 Выделяется энергия,  достаточная для образования 36 молекул АТФ((60% энергии), (40% энергии) рассеивается в виде тепла.

Ребята вы слышали такое выражение «Нарушение обмена веществ»?

Как вы думаете, почему нарушается обмен веществ? (из- за неправильного питания, употребление вредных веществ).

Формирование умений.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Что такое ассимиляция? Приведите примеры реакций синтеза в клетке.
  2. Что такое диссимиляция? Приведите примеры реакций распада в клетке.
  3.  Докажите, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и энергии — метаболизма.

Подведение итогов урока.

Подведем итог всего вышесказанного, итак обмен веществ состоит из 4 этапов.

Заполните таблицу: Заполнение таблицы «Этапы энергетического обмена».

Особенности

1 этап

2 этап

3 этап

1. Где происходит расщепление?

2. Чем активизируется расщепление?

3. До каких веществ расщепляются соединения?

4. Сколько выделяется энергии?

Сколько энергии синтезируется в виде АТФ?

 

Этапы

Изменения

I этап       - Окисление органических веществ (катаболизм).

II этап     - Поступление, распространение в клетке.

III этап    - Идет процесс обновления, т.е, синтеза органических веществ (анаболизм), одновременно идет процесс расщепления.

IV этап    - Выведение конечных продуктов.

Запись домашнего задания

 Стр.117 – 121(повторить строение митохондрий и хлоропластов).

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме Обмен веществ и энергии. 10 класс

Контрольная работа по теме Обмен веществ и энергии. 10 класс...

Тест по теме обмен веществ и энергии. 9 класс.

Тест по теме обмен веществ и энергии. 9 класс....

«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»

Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ   по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...

ТЕМА: "Обмен веществ и энергии". Фотосинтез.

Благодаря фотосинтезу, ежегодно из атмосферы поглощаются миллиарды тонн углекислого газа, выделяются миллиарды тонн кислорода, фотосинтез является основным источником образования органических веществ....

Тест по биологии по теме Обмен веществ и энергии 10 класс

Тест по биологии пл итогам изучения темы "Обмен веществ и энергии" для10 класса ( профильное обучение).Тест включает в себя задачи....