статья формирование ууд.
статья по биологии по теме

Шишова Ирина Анатольевна

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД через ИКТ технологии на уроках биологии и во внеурочное время.        Шишова Ирина Анатольевна,  учитель биологии

МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши.

«Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы»

А.П. Семенов.

          В  Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.

        Основы ИКТ – компетентности  (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

        Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

          В своей  работе я используют  готовые компьютерные обучающие программы, создают  собственные презентации, используют средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии  применяю  как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

         Хорошим подспорьем в работе стал, поступивший два года назад комплект оборудования, в состав, которого вошли: цифровая лаборатория «Prolog» по биологии, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп. 

Использование новейших средств обучения, функционирующие на базе цифровых технологий  «Prolog»  помогают совершенствовать процесс обучения.   Персональный компьютер (ПК) из разряда вспомогательных становится повседневным средством труда учителя и ученика. Использование ПК в сочетании с цифровыми лабораториями (ЦЛ) расширяет и обогащает образовательную деятельность, углубляя его практическую направленность. Наилучшие результаты достигаются при выполнении учебных экспериментов, в исследовательской и проектной деятельности. Цифровые лаборатории существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, предоставляют новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, использованием виртуальных лабораторий, возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ.

Цели использования лаборатории :

  • осуществлять новые подходы в обучении
  • способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся
  • создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).

Педагогические преимущества использования цифровых лабораторий .
С помощью цифровых лабораторий изучение естественнонаучной картины мира и формирование ИКТ – компетентности обучающегося в учебной экспериментальной деятельности может проходить параллельно и взаимосвязано. Концептуальной основой взаимосвязанности этих процессов могут служить следующие положения: 
1. В настоящее время естествознание – феномен мировой культуры. 
2. Использование цифровых лабораторий предполагает математическую обработку результатов измерений с помощью программного обеспечения цифровой лаборатории. 
3. Развитие культуры мышления педагоги, психологи, философы связыввают, в том числе, и с развитием творческих способностей учащихся в ходе исследовательской деятельности. 
4. Уровень культуры математического и естественнонаучного мышления в целом и отдельных ее содержательных характеристик продуктивно повышается с помощью дидактических средств обучения. 

ЦЛ ProLog позволяет проводить учебные эксперименты не только в классе, но и на природе, что особенно актуально для исследований по естественным наукам. При этом результаты измерений могут быть обработаны и проанализированы непосредственно во время проведения работы без подключения к ПК, или сохранены в памяти для проведения дальнейшей обработки и исследований на ПК.

         Сочетание работы  цифрового микроскопа  с  интерактивной доской погружает ребят  в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Учащиеся, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что нас окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Активно использую в своей практике и ЦОР нового поколения – ОМС по биологии.

Уроки биологии становятся интересными и увлекательными, так как в трехмерной логической структуре ОМС теория изучается с помощью интерактивных мультимедиа информационных модулей, практические навыки приобретаются в работе с виртуальными лабораториями, конструкторами молекул, анимаций и тренажерами по решению задач, полученные знания проверяются с помощью разнообразных мультимедиа тестов.

 В своей практике преподавания биологии я использую различные электронные издания как в классно-урочной, так и во внеклассной работе.

Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Биология», «Биология 6-9 классы», «Биология 10-11», лабораторный практикум «Биология 6-11класс» - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал.

Такое электронное издание как «1С: Репетитор. Биология» хорошо подходит для использования при проведении комбинированных уроков и во время объяснения нового материала. Программа содержит готовый конспект каждого урока, позволяет проиллюстрировать красочные схемы, отражающие внешнее и внутреннее строение изучаемых биологических структур, принципы осуществления важных превращений изучаемых объектов. При необходимости, учитель может вывести на экран формулировку основных биологических терминов, используемых при объяснении и необходимых для запоминания. Подобную программу можно использовать как в течение урока, так и в качестве фрагментов при изучении сложных вопросов. Она эффективна при проведении обобщающих уроков, семинарских занятиях.

Совместное использование компьютера с интерактивной доской, мультимедийного проектора и экрана дает возможность совмещать на уроке работу с программой и другие формы деятельности. Наглядность и яркость проиллюстрированного материала способствует хорошему усвоению новой темы.

Эффективным является использование компьютерных программ для проверки знаний учащихся. Они позволяют повысить объективность оценки ответов, осуществить индивидуальный подход к обучению и сократить время проверки знаний. Подобная программа содержит ряд вопросов, предлагаемых учащимся по изученной теме, правильные ответы к которым расшифровываются компьютером, в результате чего выставляется соответствующая оценка.

Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет мне создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft PowerPoint для сопровождения урока или его фрагментов. Например, при изучении темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» использую несколько видео фрагментов, рисунков, позволяющих проследить, как происходит этот процесс в динамике в целом: от момента образования половых клеток до момента формирования организма.

Благодаря такому наглядному изложению материала обучающиеся воспринимают эту деликатную тему очень серьезно и заинтересовано, как научный факт, раскрывающий важное свойство живых организмов.

Использование обучающимися электронных справочников, энциклопедий, позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций, а мне, как учителю, помогают решать следующие дидактические задачи:

  1. усвоение учащимися базовых знаний по предмету;
  2. формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;
  3. формирование навыков самоконтроля;
  4. активизация познавательного интереса к биологии;
  5. подготовка учащихся к экзаменам, попутно формирование у них различных общеучебных навыков;
  6. Систематизация усвоенных знаний.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
  • многоаспектное развитие различных компететностей у обучающихся
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Сейчас  можно с уверенностью сказать, что  Интерактивные средства позволяют достичь новых, поставленных перед нами целей и максимально реализовать ФГОС. Применение оборудования на уроках биологии в школе позволяет:

  • усилить положительную мотивацию обучения;
  • смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи и  хранения;
  • вести мониторинг учебной деятельности учащихся.

         Работая с данным оборудованием, можно отметить:                                  

  • рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  •  качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • рост качества знаний.

        Информационно-коммуникационные технологии с применением новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО. 

Литература:

1.Информационные и коммуникационные технологии в образовании («ИТО–Екатеринбург–2011"): мат. V Международной науч.-практ. конф., проводимой в рамках Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании», 12–13 мая 2011 г. / Минобрнауки России, Правительство Свердл. обл., ГБОУ ДПО СО «ИРО», Киевский обл. ин-т последиплом. образования пед. кадров, АНО «Информационные технологии в образовании»; отв. ред. вып. Л. И. Долинер. — Екатеринбург: [ИРО], 2011. — 540 с.

2.         Погодина И. А. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: проблемы и модель формирования // Открытое и дистанционное образование. 2009. — № 4 (36). — С. 58–63.

3.         Шпарута, Н. В. Современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0): учебно-методические материалы для для слушателей образовательной программы / Н. В. Шпарута, И. А. Волкова, Н. Ю. Сероштанова; ГБОУ ДПО СО «Ин-т развития образования», Каф. информационных технологий в образовании. — Екатеринбург: ИРО, 2012. — 117 с. — Библиогр.: с. 117 (16 назв.).

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт. — http://standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативной и социальной компетенций у обучающихся через применение методики коммунарского сбора"

С данной статьей я принимал участие во Всероссийском фестивале "Открытый урок 2009". В статье раскрываются особенности применения методики коммунарского сбора, организации сотрудничества со студенческ...

Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"

Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....

Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Статья "Формирование здоровья в современных условиях"

Актуальная тема в современных условиях, когда здоровье детей оставляет желать лучшего....

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...