Методическая разработка экологического праздника "Земля - наш дом"
методическая разработка по биологии на тему

Полуяхтова Ирина Борисовна

Цель: создание условий для воспитания у детей положительного отношения к красоте окружающего мира.

Довести до сознания детей понятие Родина, Земля, дом.

.

Задачи:

Воспитывающие: воспитывать чувство дружбы, толерантности по отношению к людям.

Воспитывать бережное, ответственное  отношение к природе.

Обучающие:  формирование осознанных представлений о  нормах и правилах поведения в природе.

Развивающие: развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.

Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных позиций по экологическим во­просам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_-_nash_dom.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВЕСЕЛОВСКИЙ ЦЕНТР  ТВОРЧЕСТВА

Методическая разработка экологического праздника :

«Земля- наш дом»

   

Разработал:

Полуяхтова И.Б.,
педагог ДО Веселовского ЦТ

п. Веселый

2015г.

Методическая разработка экологического праздника

«ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ»

     

Цель: создание условий для воспитания у детей положительного отношения к красоте окружающего мира.

Довести до сознания детей понятие Родина, Земля, дом.

.

Задачи:

Воспитывающие: воспитывать чувство дружбы, толерантности по отношению к людям.

Воспитывать бережное, ответственное  отношение к природе.

Обучающие:  формирование осознанных представлений о  нормах и правилах поведения в природе.

Развивающие: развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.

Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных позиций по экологическим вопросам.

Оформление: зал празднично оформлен воздушными шарами и цветами. На заднем плане сцены большой рисунок с изображением земного шара с ребенком, на стенах зала развешены плакаты на тему: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой». Экран, источник света, музыкальное сопровождение, компьютер.

     

Ведущий:

О ней ты бредишь по ночам,

Страданий не тая;

Она - начало всех начал,

Земля, Земля твоя.

Она была тебе дана

На век, на тыщи лет;

Такая, как она,- одна,

Другой, похожей, - НЕТ!

Ведущий: Здравствуйте, ребята и гости, сегодня у нас праздник «День Земли».

В 1969 году в городе Санта-Барбара произошел аварийный розлив нефти. От аварии пострадали тогда многие морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хоть раз в году напоминать людям об их отношениях с окружающей средой. Так появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира. Многие люди поняли: каждый человек способен внести свой вклад в защиту природы.

 Первый День Земли отмечался только в США, но со временем этот праздник объединил жителей многих стран. 22 апреля, День Земли, впервые как международное событие отмечался в 1990г. Знаменуется началом долгосрочных усилий по решению глобальных проблем, связанных с охраной окружающей среды.

 В России с 15 апреля по 5 июня ежегодно проводятся специальные дни защиты окружающей среды.

       

На Земле исчезают цветы.

С каждым годом все заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «Стой»,

Нам казалось все мало, все мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели...

Ведущий: Наша планета - Земля. Мы, живущие на этой планете: люди, животные, растения. Значит, Земля - наш общий дом. Но у каждого, живущего на планете земля есть еще один дом - Родина, страна, в которой он родился. Для нас родиной является Россия.

     

Вижу море, вижу реки,

Горы и поля,

Полюбилась мне на веке

Русская земля.

Моя Россия - мать родная,

Дом родной, земля святая,

А вокруг, во все края-

Родина моя!

Поклонюсь я низко в пояс

Дальним сторонам,

Родникам, ручьям и рощам,

Звонким соловьям.

(В. Боков)

Беречь и сохранять нужно и животных, и растения, реки, озера, моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите. Мы живем в прекрасной стране - России. Ребята, как называется край, где мы живем - Донской.

   

1: Мой край родной!

Там воздух чистый

Бежит шумящим ветерком

По ниве зрелой золотистой

С манящим синим ветерком.

                 

2: Там утром степь

С росой сребристой

И бесконечна и вольна

Лежит как бы ковер пушистый

Травы душистой вся полна.

3: И в ней поет со трелью тонкой

 Весной в небесной глубине

Родной наш жаворонок звонкий

Скользя в прохладной синеве.

4:Там хоры певчих насекомых

 Звенят с зори и до зори

В полях цветущих и зеленых,

 И в небесах парят орлы.

5: Так ты откуда?- спросят люди,

-Где твои заветные края?»

Скажу им тихо, как о чуде,

Что Дон широкий - Родина моя.

Ведущий: Ребята послушайте, пожалуйста, стихотворение нашего Веселовского поэта Ивана Федорова.

     

Мой край! Родимая земля!

Твои мне веси, грады святы!

Твои долины и поля,

Леса, речные перекаты

И звезды в синеве ночной

Мне сызмала манят и светят...

Я твой хранитель,

Пахарь твой!

Я без тебя-Ничто на свете!

Ведущий: Ребята послушайте, пожалуйста, какие прекрасные строки написали поэты о природе.

     

Есть просто храм,

Есть храм наук,

А есть еще природы храм-

С лесами тянущие руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С.Смирнов.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок

Если все и ты и я Если все сорвем цветы

Опустеют все поля И не будет красоты.

Т.Собакина.

С целым миром спорить я готов

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов.

И они глядят на нас с тобою.

Р. Газматов.

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых - просто диву даешься

Но спросите иного, что он знает о птицах,

Пусть ответит толково - и гляди, удивится!

Как же фауна, дескать, как же наше богатство

На полях, в перелесках, так сказать, птичье царство

Птичье царство, и только? Ну, дрозды, ну синички

Где запомнишь все клички, просто птички и только!

А цветы разве знали на лугах? Разве ценим?

Все травой называем, а подкошены - сеном

И с деревьями тоже: роща, в общем и целом...

Ель от пихты не можем отличить грешным делом

И, конечно, тревожно, что порой мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем

Ни за что не в ответе, словно самую малость

Нам на этой планете жить, и, правда, осталось

Не хозяева вроде: так добро свое губим

А гордимся природой и отечество любим.

(А.Яшин)

Ведущий: Ребята помните, что в поле, на лугу, в лесу - вы гости. Вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Все знают, и вы конечно тоже, что в гостях надо вести себя вежливо. Правила вежливости - это для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь.

Ведущий: Послушайте небольшую историю. Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, а больше всего любил цветы. Но однажды, когда шмель отдыхал на своем любимом цветке, на полянку прибежали ребятишки, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь. А его любимый цветок был сорван.

Полетел шмель искать свой цветок и нашел среди букета в одном дворе. И цветок был не похож на себя. Он склонил свою желтую головку, не было прежнего запаха. Цветок просто умирал. И шмель решил обратиться к людям, предупредить, что все цветы могут исчезнуть, если люди не будут беречь природу.

Есть правила, которые надо соблюдать, когда вы идете в гости к природе. Пожалуйста, назовите   правила поведения в природе.

Ведущий: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка- это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто- то еще, то что станет с природой? Природе трудно залечить даже самые маленькие   раны.

     

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках

Мы давно освоили планету,

На земле уж белых пятен нет

Черные        сотрешь ли человек?

1-Я - природа, я- великий мастер Вечный мастер жизни. Я могу. Человек, тебе за соучастие подарить-В моей все это власти.

2.Гриб в лесу. Ромашка на лугу

Небо в час восхода и захода

Иву над рекой.

3.И наконец, солнцем прокаленный,

хлебный рыжеватый колос!

Как всему венец        

4.Только ты мой дар, мое ученье

не прими за дань: я не раба

Не забудь: ты сам мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

     

5.Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

     

6. Нас много ребята

пусть каждый из нас

хоть кустик для сада

посадит сейчас.

     

7. Пусть лучше и краше

Сама, как весна,

Становится наша

Родная Земля.

Ведущий: А сейчас ребята покажут вам экологическую сказку.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЛУЧИКА».

     

Действующие лица:

Лучик-сын Солнца

Девочка

Березки (2)

Соловей

Белка

     

Струйки воды (2)

Стрекоза

Кузнечик

Бабочка

Ромашка.

     

УТРО 1-я часть.

Звучит музыка. Лучик Солнца танцует и нежно будит девочку , которая спит.

Девочка: (просыпается, потягивается):

Доброе утро! Какое оно прекрасное! Ой, кто ты?

Лучик: Я - Лучик Солнца золотой;

Пришел, к тебе с небес прекрасных

Увидеть Землю. Но постой:

А нет ли здесь врагов опасных?

Девочка: О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь?

Нет на Земле врагов ужасных Земля нам дарит мир, покой....

Попутешествуй же со мной! Лучик:    

Я рад, что мы с тобой вдвоем

Большую Землю обойдем.

( Лучик и девочка танцуют)

Лес. 2-я часть

Белка бросает шишку в Лучика.

Лучик: Ой, что это было? Мне больно.

Белка: Мне тоже больно.

Девочка: Кто ты такая? И от чего тебе больно?

Белка: Угадайте, кто я?

Не мышь, не птица, в лесу резвится,

На деревьях живет и орешки грызет?

Нас было много на Земле,

Любили мы резвиться вволю,

Но появился человек,

И стало много нас в неволе.

Мой брат стал «белкой в колесе»,

И шубы носят из сестричек...

Из всех моих друзей вообще

Осталось чуть - спроси у птичек.

Соловей: Это правда. Что лукавить!

Человек не знает меры,

Я готов людей прославить,

Но у нас исчезла вера!

Лучик: Подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить?

Соловей: Верить, что мы нужны.

Без нас плохо на Земле.

Вот я - Соловей.

(песня соловья).

Я певец любви и счастья,

Я встречаю здесь весну,

Славлю жизнь, прочь несчастья,

Воспеваю красоту.

Девочка: Да, соловушка! Поешь ты прекрасно. Душа радуется. А белок мы не обидим. Их становится все меньше и меньше.

Березки: (хором): И нас становится все меньше и меньше. А ведь мы символ России, она славится березовыми рощами.

Во поле березка стояла,

Летом всех от зноя укрывала,

 А зимой у печки согревала,

В баньке веничком здоровья прибавляла....

Люди, мы вас любим!

Почему вы бываете к нам жестоки?

Зачем вам нож и топор?

Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.

Девочка: (обращается к залу): мне стыдно, друзья, за тех людей, которые  губят природу.

Лучик: Пой, соловей, свои песенки о лесе,

Радуй нас, белка, своей красотой.

Наполняйте нас, березы,

Своей жизненной силой,

А я уверен, что люди

Откликнуться всей душой.

   

Луг.  3-я часть

Лучик: Вон кузнечик поскакал! Какая чудесная бабочка полетела. А запахи! Как здесь красиво: клевер, ромашек море, колокольчики звенят. А как здорово поют птицы! Куда это мы попали, что за музыка звучит?

     

Танец бабочек.

Девочка: Вы догадались , ребята, куда мы попали?

Лучик: Здесь так хорошо, красиво и спокойно, наверное, никто никого не обижает.

Бабочка: Как ты ошибаешься! Мои крылышки протерлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей   в коллекциях! Мы же нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы! Не проще ли ребятам нарисовать нас или сфотографировать?

Ромашка: Посмотрите на меня, узнаете?

Сердцевина желтая

У цветка того,

Будто крошка солнышко

Забралась в него.

Все прекрасно знают , что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но, оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем. Кто будет вас лечить, если я и мои сестрички исчезнем?

(кузнечик появляется прихрамывая).

Лучик: Что с тобой, Кузнечик?

Кузнечик: Мальчик меня поймал, поиграть хотел... И лапку сломал. Как же я теперь буду прыгать, скакать?

( под звуки скрипки песня «Про маленького кузнечика»)

     

Лучик: Чудесная музыка! Это кузнечик играет на скрипочке. Давайте , ребята, беречь бабочек, кузнечиков, ромашки и все другие цветы!

     

Водоем. 4-я часть.

     

Девочка: Лучик, посмотри! Лучик: Что это?

     

Девочка: Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро!

(танец ручейков).

Девочка: Какая прохлада! И умыться можно, и воды напиться!

     

Ручейки: Не пей, девочка! Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды! Грязная жидкость льется через грязные трубы- это стоки заводов. Остановилась жизнь для обитателей озера. Купаться запрещено! Воду использовать нельзя!

     

Водяной: (исполняет песню)

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной

Друзья мои, лягушки,

Болеют, как старушки,

На дне моей квартиры-

Бутылки, тряпки, вилы

На озере- помойка!

Не уходи, постой-ка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки,

А мне так жить,

А мне так жить,

А мне так жить охота!

Лучик, помоги! Девочка, помоги!

     

Девочка: Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, никто не бросит ни одной бумажки, то постепенно вода сама очистится. Тогда возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки.

 Лучик: смотрю на глобус- шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

смотрю на глобус- шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!».

Ведущий: Дорогие ребята! Огромное вам спасибо за то, что наш зал сейчас украшают ваши творения - плакаты по теме: «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», спасибо за ваши письма - праздничные поздравления Земле. Послушайте внимательно одно из этих поздравлений.

     

Ведущий: Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное, и маленький ручей, и кудрявая березка. А вокруг столько равнодушия в природе. Леса, реки , луга оказываются на краю гибели. И наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам не решить, но мы можем ухаживать за деревьями, подкармливать птиц, зверей зимой.

Есть одна планета - сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету

     

Список используемой литературы

1) Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников»- М:2002

2) Грехова А.И. «В союзе с природой»- Сервисшкола, Москва-Ставрополь, 2000

3)Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф.  «Родной край»- М: Просвещение, 1985

4)Иванченко  В. Н.«Занятия в системе дополнительного образования детей»-Учитель, 2007

5) Колкин Л., Спиэр Э. «Живой мир» энциклопедия- Росмен, 2003

6) Лучич М.В. «Детям о природе»- М: Просвещение, 1989

7)Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины»- М: Просвещение, 1989

8)Рац М.В. «Что такое экология или как спасти природу»- М:1993

9) Рыжова Н. А. «Не просто сказки»-М: Линка-пресс, 2002

10)Синадская В., Тимофеева Н.  «Книга юного натуралиста»- М: Молодая гвардия, 1992

11) Скорняков М.В. «Зеленая родословная»- М: ВО Агропромиздат, 1998

12) Сухаревская Е.Ю. «Неделя природоведения»- Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2002

13) «Досуг в школе»- М: 2006Фотоальбом  

14) «Сторона Донская»-Ростов-на- Дону: 1989

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...

Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"

Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА (с 1 по 4 классы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ  НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА(с 1 по 4 классы)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА «Не спеши выбросить своё будущее»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ   СТАРШЕГО ЗВЕНА                            ...

Методическая разработка экологической акции для школьников среднего возраста «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке»

В рамках экологической акции проводятся беседы об истории мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, изготовление плакатов, л...

Методическая разработка экологического кружка

Раздел 1. Пояснительная запискаПрактическая экологическая деятельность учащихся включает в себя: наблюдения природных и антропогенных явлений, трудовые десанты, природоохранные акции, проектно-ис...