Формирование исследовательской деятельности учащихся.
статья по биологии на тему

Масагутова Замира Раифовна

      Сегодня в период введения нового стандарта ФГОС ООО, который  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования и устанавливает требования  к образованию:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформирование мотивации к обучению и познанию,   которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. В статье рассматриваются вопросы развития в стенах школы интеллектуально - творческую направленность школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование навыков исследовательской работы учащихся

на уроках биологии

З Р Масагутова , учитель биологии

МБОУ «СОШ№3» г. Альметьевск, Республика Татарстан

      Сегодня в период введения нового стандарта поколения, который  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования и устанавливает требования к результатам обучающихся. К требованиям относят: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,  отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. А как развивать в стенах школы интеллектуально - творческую направленность школьников? Формировать умения, ведь  это сложный процесс, представляющий собой овладение всей системой операций по выявлению и переработке информации, имеющейся в знаниях получаемых от предмета. Все это требует от учителя в процессе обучения,   создавать  возможности для учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Той есть способствовать развитию творческого подхода в образовании.

       Эффективность данной деятельности в значительной степени будет зависеть от того, насколько активное участие во внедрении новых методов развития творческих способностей  учащихся  примут преподаватели всех уровней образования.

      В последние годы вопросы образования любого уровня и проблеме развития творческого подхода  уделяется очень большое внимание. Помнится, что  раннее в образовании средней школы просматривались методы  информационно репродуктивного обучения. Принцип обучения тех лет был направлен на формирование знаний по предметам, первично было   цель обучения, а развитие творчества у учащегося  становилось вторичным. Считалось, что вначале необходимо сформировать основные знания, и  только затем переходить к творческим заданиям и работам. Формирование знаний осуществлялось главным образом,  с помощью информационно- репродуктивного подхода: объяснение учителя, повторение, произвольное запоминание (чаще всего зазубривание), устные и письменные ответы  и ученик готов к творчеству. Ведь если у ученика нет основных знаний, то разве он может выполнить творческие задания? Не секрет, что повторение и зазубривание информации никогда не вызывало у учащихся  положительных эмоций, не давало и не могло давать  высоких результатов обучения. Из курсов психологии мы знаем, что процессы  заучивания – это процесс, направленный на запоминание информации. При усвоении материала же работают память и мышление. Результатами заучивания были  сформированные знания, определенный объем запомненной информации, чаще всего без какого- либо понимания его практического применения.     Результатом же усвоения являлись убеждения,  методом применения определенного объема информации для выполнения практических заданий, при этом сама информация запоминается непроизвольно, а процесс его многократного применения  необходим для выполнения репродуктивных и творческих заданий, следовательно, усвоение – относится к творческим методам.

      Некоторым современным ученикам  порой кажется, что школьное образование  имеет лишь одну ценность - получение аттестата, позволяющий поступить в высшее учебное учреждение. Многие считают, что школьные знания не будут востребованы в высших учебных заведениях. А если представить себе, что молодой человек  совсем не учился в школе и поступил в институт без школьного образования, как же он будет понимать, что же ему читают на лекциях? Нет, конечно, школьное образование дает  не только понимание лекционного материала, но и формирует базовые убеждения человека, обучает основным методам формирования и проверки таких убеждений. Таким образом, современная школа  должна научить детей самостоятельно формировать и проверять свои убеждения, оценивать другие убеждения и проектировать новые эталоны убеждений. Ведь готовность к большой жизни, предполагает умение проверять объективность поступающей информации. Самостоятельность критического мышления, является первым условием свободы личности, свободы от чужих убеждений, которые нам сегодня, усилено навязываются СМИ, политиками и «системами правильного поведения». Молодые люди сегодня должны самостоятельно проектировать свои собственные убеждения, без которых он не может быть творцом собственной судьбы.

    Меняются эпохи, поколения, люди, взгляды,  но современную жизнь нельзя представить  без науки. Но, к сожалению, современные ученики хорошо осведомлены о теоретических основах теории науки, теорий и методов познания, знают, но попытки связать их с  практической деятельностью ставят их в тупик. К тому же среди учащихся школ встречаются дети с различным интеллектуальным уровнем, а тех которые способны мыслить не стандартно и даже проводить исследования – единицы. Вот почему важно развивать в стенах школы интеллектуально - творческую направленность школьников, способность к выдвижению проблем и решения их, то есть подготавливать  их к научной деятельности, обучать азам исследований и поиску проблем, которые имеют перспективы в научной практике.

    Широкие возможности для формирования творческих компетенций предоставляют различные формы внеурочной и внеклассной деятельности. Работа по формированию их будет успешной,  при ее построения на основе следующих принципов: системность; преемственность; деятельный характер; сочетание логического и эмоционального компонентов. Существенное значение имеет так же педагогическая среда. Образовательные учреждения должны создавать атмосферу формирования творческой активности учащихся. Ключевой фигурой в образовательном пространстве выступает преподаватель. В ходе учебного занятия, к примеру на уроках биологии, предусматривается развитие мыслительных способностей учащихся, готовности совершенствовать свои умения  навыки, расширение практической части занятий, включение заданий  в форме экспертиз, изучение кейсов, подготовка вопросов для анкетирования или исследования и т.д. Необходимо предусматривать  так же использование активных методов. Выполнение различных творческих заданий,  можно использовать интерактивные методики. Которые предусматривают взаимодействие обучающихся, в процессе познавательной деятельности. К ним можно отнести коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии.

В последние годы  в системе среднего образования активно внедряется проектная деятельность. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Которая должна завершится,  реальными практическими результатами в виде конкретного продукта деятельности. В процессе подготовки проекта могут быть выполнены небольшие исследования

     На занятиях по формированию творческих способностей и развитию мыслительных действий у учащихся можно включать дискуссии или ее элементы. Дискуссия не зависимо от типа, призвана выявить точки зрения учащихся на проблему,  и способствует нахождению оптимальных путей ее решения. Главная функция дискуссии – стимулирование познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей.

    Усилить рефлексивные механизмы в процессе формирования мыслительной, научной модели исследователя может помочь технология развития критического мышления. Используя ее, учащийся создает мотивацию, вызывает ассоциацию по изучаемому вопросу, учит адекватно, осмысленно воспринимать, анализировать и творчески перерабатывать информацию. Развитию навыков работы с информацией, способствуют кейс - технологии, основу которых составляет обучение на основе конкретных ситуаций. Обучение научному исследованию по предмету биология в школе,     можно рассматривать как возможных вариантов преподавания следующих подходов:

- 6-9 классы – изучение элементов исследовательской деятельности;

- 10-11 классы – целостное изучение технологии научного исследования

     При обучении навыков исследовательской работы учащихся 6-8 классов, необходимо научить формировать проблемы по биологии. Биологические проблемы являются одним из важнейших компонентов содержания школьного курса биологии, способствующих развитию творческого мышления учащихся.

 Таким образом тот выпускник способный  переносить  свои знания при решении тех или иных задач, творчески применять их в новых, нестандартных ситуациях, находить новые оригинальные подходы к решению поставленных задач, нацеленный на решение практических задач в новых условиях будет достигать   лучших результатов, и его можно считать на 100% обученным, что отражает инновационный подход к обучению и воспитанию.

Список использованной литературы.

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею.- Новосибирск: наука,2000.
  2. Альтшуллер Г.Сзлотин Б.Л. Поиск новых идей: от озарения к технологии.- Кишенев: Картя Молдавеняскэ.1989.
  3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Биология в школе.1987.
  4. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования.- Рига: Педагогический центр «Эксперимент».2003.
  5. Кларин М.В.  Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии.- Рига. НПЦ «Эксперимент»,2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...