Урок – диспут по биологии «Вирусы и бактерии, опасные для современного человека»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-disput.doc43 КБ
Файл disput.pptx656.27 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ                            БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                           СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ                                                                                                          СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Урок – диспут по биологии

«Вирусы и бактерии, опасные для современного человека»

Разработал и подготовил

преподаватель биологии

Спиридонова О.Е.

2015 год

Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания.
Б. Шоу

Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о заболеваниях, опасных для современного человечества.

Задачи урока:

Образовательная:

Обеспечить условия для изучения путей передачи вирусов и бактерий, являющиеся возбудителями опасных для человека заболеваний.

Обозначить особенности профилактики заражения вирусными и бактериальными инфекциями.

Проанализировать значимость вирусов и бактерий, как объектов живой природы, развивать умение аргументировать и доказывать, развивать умение обобщать изученный материал, укреплять межпредметные связи.

Развивающая:

Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.

Создать условия для приобретения учащимися опыта ведения диспута.

Воспитательная:

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний, способствовать формированию здорового образа жизни;

Создать условия для формирования навыков работы с дополнительной информацией.

Формировать навыки публичного выступления и ведения диспута.

Форма урока: практическое занятие в форме диспута.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация к уроку «Бактерии», «ВИЧ-инфекция», «ОРЗ, ОРВИ и грипп», «Туберкулез», «Гепатит» для демонстрации, раздаточный материал -  информационные буклеты из СПб ГБУЗ «Городской центр медицинской профилактики», карточки экспертов, памятки выступления.

 Подготовка урока:

1.Работа учащихся с учебниками по биологии уч. Беляева Д.К., п.10, п.18;  уч. Сивоглазова В.И., п.2.11.      

2.Работа учащихся с научно-исследовательскими журналами «Наука и жизнь», «В мире науки», «Национальная география».

3.Работа с информационными буклетами СПб ГКУЗ: «Городской центр медицинской профилактики»: «Туберкулез», «Гепатит», «ВИЧ/СПИД: защищайся от опасности», «ВИЧ-инфекция и дружественные заболевания», «Что нужно знать о туберкулезе».

4.Класс делится на 5 групп методом карточек-пазлов, работа ведется группами. Каждая группа получает индивидуальное задание и разрабатывает выступление, отражающее значимость выделенной проблемы. Одна из групп берет на себя функцию экспертов и получает индивидуальное задание: оценить выступление других команд.

5. Группы учащихся получают памятки по ведению дискуссии, группа экспертов – оценочные бланки.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент: приветствие, подготовка обучающихся к работе.

2. Мотивация учебной деятельности: сообщение темы; цели урока; сообщение плана урока.

3. Сообщение преподавателя об особенностях ведения диспута.

Памятка "Как вести диспут"

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно
  4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
  5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
  6. Не повторяйся и не повторяй слов других.
  7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
  8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

4. Информирование учащихся о правилах публичного выступления.

Карточка выступления

1.        Приветствие. Тема.

2.        Краткая информация о вирусе или бактерии и о заболевании, которое они вызывают.

3.        Доказательная база необходимости дальнейшего изучения этого заболевания.

4.        Выводы. Призыв к общественности и экспертам.

(Таким образом…)

5. Временные рамки 5 минут

5. Особенности работы экспертов по оценке выступлений.

Критерии оценки выступления экспертами  

        

  1. Доказательная база (аргументированность)
  2. Актуальность информации

3. Качество подачи информации (артистичность, правильная интонация, грамотность и культура речи)        

4. Оформленные начало и конец выступления

5. Реалистичность проекта

6. Достоверность информации

7. Неординарность подачи информации        

8. Психологические аспекты подачи информации: жесты, мимика, поза, интонация

        

6. Выступление групп учащихся. По итогам каждого выступления происходит диспут на обозначенную тему.

7. Выступление экспертов по оценке выступлений с выделением групп-победителей.

  1. Подведение итогов диспута – рефлексия под руководством педагога.
  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;
  • могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
  • насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
  • смог ли я воспользоваться приемами доказательности;
  • какие я приобрел новые знания;
  • смог ли я понять точку зрения другого;
  • интересен ли мне живой обмен мнениями.
  1. Домашнее задание. Выполнение творческой работы - рисунка, коллажа на тему: «Защити себя от заболевания».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-ДИСПУТ «Вирусы и бактерии, опасные для современного человека»

Слайд 2

Что такое «диспут»? Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в том отношении, что он умножает свои знания. Б . Шоу

Слайд 3

Памятка "Как вести диспут" 1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать. 2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. 3. Говори просто и ясно, логично и последовательно. 4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен. 5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. 6. Не повторяйся и не повторяй слов других. 7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты. 8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

Слайд 4

Карточка выступления Приветствие. Тема. Краткая информация о вирусе или бактерии и о заболевании, которое они вызывают. Доказательная база необходимости дальнейшего изучения этого заболевания. Выводы. Призыв к общественности и экспертам. (Таким образом…)

Слайд 5

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК ЭКСПЕРТА Доказательная база (аргументированность ) Актуальность информации Качество подачи информации (артистичность, правильная интонация, грамотность и культура речи ) Реалистичность проекта Достоверность информации Неординарность подачи информации Психологические аспекты подачи информации: жесты, мимика, поза, интонация

Слайд 6

Группа 1 Вирус Иммунодефицита человека

Слайд 7

Группа 2 Вирус гепатита С

Слайд 8

Группа 3 Вирус бешенства

Слайд 9

Группа 4 Палочка Коха

Слайд 10

Группа 5 В ирус гриппа

Слайд 11

Рефлексия: получил ли я удовлетворение после диспута; могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль; насколько интересна мне культура проведения диспута; смог ли я воспользоваться приемами доказательности; какие я приобрел новые знания; смог ли я понять точку зрения другого; интересен ли мне живой обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

контрольная работа по биологии на тему: бактерии, грибы, лишайники и вирусы

1. Грибы неспособны к фотосинтезу потому что ...А - они живут в почвеБ - имеют небольшие размерыВ - не имеют хлорофилла2. К ядовитым грибам относятся ...А – трутовик    Б – опенок...

Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"

Презентация по биологии на тему " Бактерии. Их значение в природе и жизни человека"...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок для 5 класса по истории Древнего мира «Появление современного человека» Шкирман Н.Н.

История 5 класс.Тема урока: Появление современного человека.Тип урока: комбинированный урок с элементами групповой работы.Цели урока: подвести учащихся к пониманию что появление Человека разумного и о...

Правильные многогранники в геометрии вирусов и бактерий

Урок на котором учащиеся закрепляют представление о правильных многогранниках и их применение в строении вирусов и бактерий, умение моделировать правильные многогранники из простых материалов и сопост...

«Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»

Материал формирует у учащихся представления о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека....