Урок "Химический состав клетки"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Людмила Николаевна Романцова
  • продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
  • формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
  • развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность при оформлении работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока биологии  по теме «Химический состав клетки»

5 класс (ФГОС)

Цели урока:

  • продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
  • формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
  • развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность при оформлении работ.

Формируемые УУД:

 Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по  общепринятым нормам социального устройства общества.

Предметные:

 -уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;

 -узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.

Метапредметные:

- определять важность знаний о составе клетки;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

Оборудование и реактивы:

  • весы с набором разновесов
  • спиртовка
  • пробирки
  • держатель пробирок
  • штатив для пробирок
  • пипетки
  • пластиковые стаканчики
  • препаровальные иглы
  • клубни картофеля (сырой и вареный)
  • семена пшеницы
  • семена подсолнечника
  • листы белой бумаги
  • пресное тесто
  • листья капусты (сырой и сухой)
  • раствор перекиси водорода
  • раствор йода
  • вода
  • марля
  • набор «Клетка» для магнитной доски
  • компьютерная презентация к уроку

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент

Цель: включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне.

Презентация (электронное приложение) – слайд 1

Готовность к уроку.

Формирование ответственного отношения к учению.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: готовность мышления и осознание надобности к повторению. 

- Давайте вспомним строение клетки

Презентация (электронное приложение) – слайд 2

Презентация (электронное приложение) – слайд 3

- Учащиеся класса  (работа в  парах) решают кроссворд по теме «Строение клетки»  (Приложение 1). Взаимопроверка.

- Строение клетки (один ученик - на магнитной доске). Взаимопроверка.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: выявление места и причины затруднения, постановка цели и  темы урока. 

На прошлом уроке мы убедились, что растения состоят из клеток. Рассмотрели органоиды и их функции.

Презентация (электронное приложение) – слайд 4

Мы с вами говорили о том, что всё живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Презентация (электронное приложение) – слайд 5

Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 6

Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера.

Презентация (электронное приложение) – слайд 7

И в очень малых количествах – остальные элементы. 

Презентация (электронное приложение) – слайд 8

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Презентация (электронное приложение) – слайд 9

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ   ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли.

Презентация (электронное приложение) – слайд 10

Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. Наличие воды можно доказать двумя способами:

Презентация (электронное приложение) – слайд 11

- Демонстрационный опыт: нагревание семян пшеницы.

- Второй опыт: У меня два листа капусты.

- Для чего нужна вода в клетке?

Презентация (электронное приложение) – слайд 12

Минеральные соли так же содержатся в клетке.

Презентация (электронное приложение) – слайд 13

Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии.

Демонстрационный опыт: продолжаем нагревать семена пшеницы.

Презентация (электронное приложение) – слайд 14

Презентация (электронное приложение) – слайд 15

Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Презентация (электронное приложение) – слайд 16

А в каких растениях  больше углеводов?

Презентация (электронное приложение) – слайд 17

Какие углеводы вы знаете?

Презентация (электронное приложение) – слайд 18

Опыты – работа в парах.

Презентация (электронное приложение) – слайд 19

Кроме крахмала и сахара в состав растений входят: клетчатка и целлюлоза.

Презентация (электронное приложение) – слайд 20

А в каких растениях  больше жиров?

Презентация (электронное приложение) – слайд 21

Опыты – работа в парах.

Презентация (электронное приложение) – слайд 22

А в каких растениях  больше белков?

Презентация (электронное приложение) – слайд 23

Опыты – работа в парах.

Презентация (электронное приложение) – слайд 24

Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты.

Презентация (электронное приложение) – слайд 25

Какие вещества вы знаете?

Что вы видите? Какое это вещество?

Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать?

Предположения детей.

ТБ в кабинете биологии. ТБ при проведении опытов.

Что вы видите? Какой можно сделать вывод? Какие минеральные соли вы знаете? В каких растениях их больше всего?

А каких веществ органических или неорганических больше в клетке?

Определение крахмала (проведение опытов парами) (Приложение 2- лаборатория 1). Вывод.

Определение жира (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 2). Вывод.

Определение белка (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 3). Вывод.

Вывод по работе.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии.  Приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов. Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действий.  Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний. 

Презентация (электронное приложение) – слайд 26

Презентация (электронное приложение) – слайд 27

Презентация (электронное приложение) – слайд 28

Презентация (электронное приложение) – слайд 29

1. Вставьте пропущенные слова.

  • В состав семян входят  … и  … вещества.
  • К органическим веществам клетки относятся …, …, … и …  .
  • Неорганические вещества клетки – это  … и …  .
  • В присутствии йода крахмал …  .
  • Много крахмала в семенах таких растений, как …  .
  • Много белка в семенах таких растений, как …   .
  • Масличными культурами являются  …   .

Взаимопроверка.

2. Заполните схему «Химический состав клетки». Взаимопроверка.

3. Почему клетку сравнивают  с «миниатюрной природной лабораторией»?

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки.

V. Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания. 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Владение основами самоконтроля, самооценки.

VI. Домашнее задание

Презентация (электронное приложение) – слайд 30

4.1. Выучить тему «Химический состав клетки».

4.2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

4.3. Дополнительное задание:

4.3.1. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда)

4.3.2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда)

4.3.3. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. (задание для 3 ряда)


Приложение 1

Кроссворд по теме "Строение клетки"

1

1

х

л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы

2

о

3

2

я

д

р

о

ц

4

д

ы

и

к

р

т

3

п

л

а

с

т

и

д

ы

о

е

ш

п

т

к

л

4

в

а

к

у

о

л

ь

5

о

б

о

л

о

ч

к

а

а

з

м

а

По горизонтали:

1. Пластиды, которые определяют зеленую окраску листьев.

2. Компонент клетки, содержащий генетическую (наследственную) информацию.

3. Многочисленные мелкие тельца в цитоплазме растительной клетки.

4. Заполнены клеточным соком.

5. Под ней располагается цитоплазма.

По вертикали:

1. Углубления в клеточной оболочке.

2. Есть в ядре.

3. Бесцветное вязкое вещество

4. Мельчайшие частицы живого.

Приложение 2

Лаборатория 1.

1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.

  1. Поместите его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода? Почему?
  2. Капните 1 каплю раствора йода в стакан с водой, в которой промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?
  3. Оформите лабораторную работу в тетрадях.

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и  …  входит  …».

Лаборатория 2.

  1. Рассмотрите предложенные семена.
  2. Найдите семена подсолнечника.
  3. Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.
  4. Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
  5. Оформите в тетрадях проделанную работу.

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и  …  входит  …».

Лаборатория 3.

  1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.
  2. Поместите его в марлю.
  3. Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?
  4. Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?
  5. Это растительный белок или клейковина?
  6. Оформите лабораторную работу в тетрадях.

Лабораторная работа

Изучение состава семян

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и  …  входит  …».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации по теме "Органичекие вещества, входящие в состав клетки"

презентация поможет при объяснении нового материала  в курсе биологии 9, 10 классов по теме "Органические вещества, входящие в состав клетки"...

презентации по теме "Органичекие вещества, входящие в состав клетки"

презентация поможет при объяснении  понятия углеводы темы "Органические вещества, входящие  в состав клетки"...

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие  в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"

Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...