Технологическая карта урока "Строение клетки растений". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Данный материал содержит разработку урока о строении растительной клетки для учащихся 5 класса. Также он включает приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качестве раздаточного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна
  2. О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»
  3. Предмет – Биология
  4. Класс – 5
  5. Тема урока – «Строение растительной клетки»
  6. Цель: изучение строение клеток растений.
  7. Задачи:
  1. Образовательные: 
  • познакомить обучающихся со строением растительной клетки;
  • выяснить, какие органоиды входят в состав клетки растений, определить их функции;
  • показать взаимосвязь строения пластид в растительной клетке и их функций.
  1. Развивающие: 
  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
  1. Воспитательные: 
  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
  1. Планируемые образовательные результаты:
  • предметные  – формирование целостных представлений о растительной клетке; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности растительной клетки; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;
  • метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
  1. УУД: 
  • Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
  1. Основные понятия: эукариоты, мембрана, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл.
  2. Тип урока: комбинированный урок.
  3. План изучения нового материала: 
  • Организационный этап.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов урока).
  1. Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.

Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников

Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.

Личностные: настрой на урок

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

  1. Индивидуальная работа с карточками.
  2. Тестирование по теме:

1.        Основным строительным материалом в клетке служит: а) вода; б) жир; в) углевод; г) белок.

2.        Основным источником энергии в клетке служит: а) вода; б) жир; в) белок; г) углевод.

3.        Неорганические вещества: а) составляют объекты неживой природы; б) поступают из Космоса; в) образуются в клетках живых организмов; г) образуются только искусственным путём благодаря деятельности человека.

4.        К прокариотам относят: а) растения; б) грибы; в) бактерий; г) животных.

5.        Если в клетке живого организма нет оформленного ядра, такой организм называют: а) ядерным; б) многоклеточным; в) одноклеточным; г) доядерным.

  1. Организация взаимопроверки.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Выполнение тестов. Осуществляют взаимооценивание.

Логические: анализ и синтез информации.

Регулятивные: самооценивание, взаимооценивание

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

  1. На доске написаны цифры в ряд (каждой цифре соответствует определённая буква зашифрованного слова)

 1      2      3      4      1      5

К     Л     Е     Т     К     А

Определите, о чём идёт речь:

2 – Увеличительный прибор, состоящий из линзы, вставленной в оправу, и ручки. (ЛУПА)

4 – Т. Шванн и М. Шлейден сформулировали положения клеточной… (ТЕОРИИ)

3  – назовите четвёртую букву в слове объектив. (Е)

5 – имя учёного, который впервые наблюдал микроскопические организмы. (АНТОНИ)

1 – самая мелкая структурно-функциональная единица организма. (КЛЕТКА)

  1. Дайте ответ на вопрос: какое царство живой природы представлено неподвижными организмами, которые растут в течение всей своей жизни и образуют органические вещества? (РАСТЕНИЯ)

Итак, сегодня речь пойдёт о клетке растений.

Сформулируем тему урока: Строение клетки растений.

Сформулируем цели и задачи урока: рассмотреть строение растительной клетки; выяснить, какие органоиды входят в её состав и определить их функции.

Внимательно слушают. Дают ответы на вопросы.

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)

  1. Организация работы с Приложением.
  2. Одновременное заполнение таблицы «Строение растительной клетки»

Читают текст, представленный в виде дополнительной информации (Приложение). Находят в тексте понятия: органоиды растительной клетки, их характеристику и функции. Записывают основные тезисы по данной теме, оформляя их в виде таблицы «Строение растительной клетки»

Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации)  и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности. Включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

Организация выполнения лабораторной работы №4 «Строение клетки листа элодеи» (приложение).

Выполняют лабораторную работу под контролем учителя.

Общеучебные: самостоятельный поиск информации, постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. §17 – читать, стр. 46-47.
  2. Записи в тетради - выучить.
  3. Подготовить сообщения о роли растений в природе и жизни человека.

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта

Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.

Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.

Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

  1. Заполнение листов самооценки.
  2. «Барометр настроения».

Личностные: осмысление своих действий; самооценка.

Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.



Предварительный просмотр:

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

  1. Растение состоит из клеток. Клетки отличаются по размерам, строению, функциям. Некоторые клетки можно увидеть невооружённым глазом.

Рисунок 1. Мякоть грейпфрута

http://pandia.ru/text/78/624/images/image001_41.jpg

  1. Строение клетки

            Элодея канадская - водное цветковое растение - чаще всего используется для первоначального знакомства с клетками. Это растение завезено в Европу аквариумистами, но, распространившись в открытых водоёмах, стало причиной их катастрофического зарастания.

Рисунок 2. Зарастающее озеро в Польше, оккупированное элодеей

http://pandia.ru/text/78/624/images/image002_27.jpg 

Вопрос: Почему в Америке элодея ведёт себя не столь агрессивно?

Ответ: В Америке обитает много существ, питающихся элодеей, а в Европе они не живут.

Рисунок 3. Элодея канадская и её клетки

http://pandia.ru/text/78/624/images/image003_26.jpg 

            В световой микроскоп обычно видны лишь немногие органоиды (части) клеток элодеи: клеточная стенка, цитоплазма и хлоропласты.

Рисунок 4. Клетки элодеи канадской

http://pandia.ru/text/78/624/images/image004_23.jpg 

            Реже удаётся рассмотреть ядро и вакуоли.

  1. Органоиды клетки

Рисунок 5. Органоиды растительной клетки

http://pandia.ru/text/78/624/images/image009_18.jpg

1 - ядро,

2 - вакуоль,

3 - цитоплазма,

4 - хлоропласт

  • Клеточная стенка – прозрачная, твёрдая оболочка из целлюлозы (клетчатки).

Вопрос: Каковы основные функции клеточной стенки?

ОтветЗащитная, опорная (поддержание формы).

Вопрос: Что плохого в наличии клеточной стенки?

Ответ: Затрудняет обмен веществ, избыточный вес.

Вопрос: У какого царства живых существ в клетках отсутствует клеточная стенка и с чем это связано?

Ответ: У животных, поскольку они подвижны.

            Из-за высокого содержания целлюлозы растения используются в целлюлозно-бумажной промышленности для изготовления картона и бумаги.

  • Цитоплазма – полужидкое, слизистое вещество, заполняющее клетку.

            Основные функции: опорная (поддержание формы клетки за счёт давления цитоплазмы) и транспортная (перенос веществ внутри клетки).

            Для выполнения транспортной функции цитоплазма находится в постоянном движении.

  • Ядро – органоид округлой формы, окружённый оболочкой.

            Основные функции: содержит наследственную информацию клетки и регулирует процессы в ней.

  • Вакуоль – полость в клетке, окруженная оболочкой, заполненная клеточным соком (раствором органических и минеральных веществ в воде)

            Основные функции: запасная и опорная (поддержание формы клетки за счёт давления жидкости).

            У молодых клеток вакуоли мелкие. У старых клеток, как правило, одна вакуоль занимает почти весь объём клетки, а цитоплазма и все органоиды занимают тонкий пристеночный слой.

  • Пластиды – мембранные пузырьки, часто содержат пигменты. Среди пластид выделяют хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.

Рисунок 6. Пластиды в растительной клетке

            Хлоропласты – содержат зелёный пигмент хлорофилл.

            Основная функция: фотосинтез (использование энергии солнечного света для образования органических веществ из углекислого газа и воды).

            Лейкопласты – бесцветные пластиды (не содержат пигментов).

            Основная функция: запасная (запасание зёрен крахмала, капель масла).

            Хромопласты – содержат пигменты красного, оранжевого, жёлтого и фиолетового цвета.              

            Основная функция: окраска различных органов растений.

 

Рисунок 7. Зёрна крахмала в лейкопластах клубня картофеля.

http://pandia.ru/text/78/624/images/image005_21.jpg

Рисунок 8. Разные пигменты в хромопластах различных частей растений

  http://pandia.ru/text/78/624/images/image006_19.jpg 

            В одной клетке одновременно могут быть пластиды только одной группы. Однако, лейкопласты могут превращаться в хлоропласты и хромопласты.

            Хлоропласты тоже могут превращаться в хромопласты или лейкопласты. Таким образом, например, зелёные плоды при созревании становятся красными.

http://pandia.ru/text/78/624/images/image007_20.jpg 

  • Запасные вещества (включения)

            Основные запасные вещества растительной клетки: крахмал, белок, жир

            Зёрна крахмала накапливаются в лейкопластах (см. выше).

            Зёрна белка накапливаются в цитоплазме или в вакуолях.

            Капли жира накапливаются в цитоплазме.

Лабораторная работа №4

Строение клетки листа элодеи

Цель: рассмотреть строение клетки листа элодеи.

Материалы и оборудование: школьный микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, растения элодеи.

Ход работы

  1. Возьмите листочек элодеи, положите его на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом. Положите препарат на предметный столик.
  2. Рассмотрите клетки листа. Обратите внимание на окраску пластид. Какие это пластиды? (Рисунок 3)
  3. Зарисуйте и подпишите увиденные вами части клеток. (Рисунок 4)
  4. Заполните таблицу «Строение клетки листа элодеи», обозначив знаком «+» те органоиды, которые вы увидели в клетке элодеи.

Строение клетки листа элодеи

Органоиды растительной клетки

Какие органоиды есть в клетке элодеи

Ядро

Клеточная оболочка

Цитоплазма

Хлоропласты

  1. Сделайте вывод о строении клеток элодеи.

ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу «Строение растительной клетки»

Органоиды растительной клетки

Строение

Функции 

Клеточная стенка

Цитоплазма

Ядро

Вакуоль

Пластиды

Включения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 6 классе по биологии "Размножение растений"

Технологическая карта урока  рассматривает более подробно методическая структуру урока (методы обучения, формы деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деяте...

Технологическая карта урока «Голосеменные растения» 5 класс

p { margin-bottom: 0.21cm; } Введение в биологию, 5 класс, Плешаков А.А.Урок по курсу «Введение в биологию» на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой базового уровня из...

Технологическая карта урока "Ткани растений" 5 класс

Подробное описание этапов урока на тему "Ткани растений" в 5 классе...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Технологическая карта урока "Семенные растения" 5 класс

В данном материале представлена технологическая карта урока "Семенные растения" для проведения в 5 классе. Урок проведен с использованием активных методов обучения, ИК технололгий...

Технологическая карта урока в 9 классе "Химическая организация клетки"

Урок в 9 классе по теме "Химическая организация клетки" по учебнику Пономаревой И.Н.В технологической карте отображены все основные этапы урока....

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...