Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения". Методика " Обмен заданиями" М. А. Мкртчана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии по теме « Витамины»               в    8    классе.  Технология « Коллективные способы обучения»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с ролью витаминов в организме.
ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с ролью витаминов как регуляторов обмена веществ, с классификацией витаминов, их дозировкой, способами сохранения в продуктах питания, распространением;
Развивать умения учащихся делать выводы, выделять главное, навыки самостоятельной работы;
расширить кругозор учащихся.
МЕТОД :
1.КСО (коллективный способ обучения)

ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи овощей и фруктов, таблицы, учебники,

 карточки с заданиями, дополнительный информационный материал
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент

2. Постановка целей и задач

3.Объяснение учителем алгоритма работы на уроке

4.Работа в мини группах

5.Взаимоконтроль и взаимооценка

6.Вывод из урока

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ :

Осуществляется с помощью дополнительных приложений образовательной сети « Дневник ру». Ребятам предлагается дома выполнить проверочный тест по теме « Пластический и энергетический обмен», состоящий из 10 заданий

Критерии оценки:

0 – 1 ошибок : «5»

2  - 3 ошибок : «4»

4 – 5 ошибок : «3»

 Перед началом урока необходимо разделить учащихся на минигруппы по 4 человека, выделить в них консультантов, разложить на столы дополнительную литературу и дидактический материал.


                                     

                                          ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами познакомимся с азбукой здоровья. Именно так называется ряд некоторых латинских букв: А, В, С, Д, Е, К, Р, РР, и др. (запись на доске).

Что же это за ряд букв? Большими латинскими буквами обозначаются витамины. Как часто мы слышим это слово от наших мам, особенно весной!

Наша с вами цель сегодня подтвердить или опровергнуть высказывание, что витамины – это азбука здоровья.

С биологической точки зрения витамины – это активаторы и регуляторы обмена веществ. Более подробно мы познакомимся с 4 видами витаминов: А, В, С, Д по принципу КСО (коллективного способа обучения).

                                  Работа в минигруппах

1. Учитель рассказывает сущность КСО.

2.В течение 5-10мин каждый из участников мини группы (4 человека) изучает свой вид витамина. Затем, учащиеся обмениваются своими знаниями по очереди со всеми участниками группы, свою очередь получая информацию от них о других группах витаминов. Параллельно учащиеся заполняют предложенную в карточке таблицу в тетради. Таким образом, каждый ученик должен будет усвоить 4 группы витаминов. Учитель обращает внимание на то, что необходимо следовать плану, который записан на доске и карточке.

                       

                                    Карточка - задание

Витамин А

Группа витаминов В

Витамин С

Витамин Д

Функция

Где содержится

Суточная норма

Растворимость

Недостаток

3. Далее каждый член минигруппы составляет 5 вопросов для своих партнеров по всему изученному материалу в тетради.

4. Начинается взаимопроверка и взаимоконтроль. Каждый опрашивает каждого, занося результаты в таблицу.

Ф. И.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Оценка

Коля

+

-

+

+

+

4

Вася

+

-

-

+

+

3

Света

+

+

+

+

+

5


5.Результаты суммируются, выводится средняя оценка.

6. В качестве закрепления материала можно предложить группам для обсуждения следующие вопросы:

          А)При каких обстоятельствах были открыты витамины группы В и витамин С?

          Б) У меня часто болят глаз и появляются ячмени. В чем дело?

          В) Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли. Что случилось?

         Д) витамин, который может образовываться в коже под действием ультрафиолетовых лучей?

         Е) Какой витамин разрушается при соприкосновении с воздухом?

        Ж) Почему в салат из сырой моркови следует добавлять сметану?

        З) Почему при варке овощи следует закладывать в кипящую воду и варить при закрытой крышке?

7. Обсуждение ответов идет одновременно со всеми группами при участии учителя.

8.Вывод:  Витамины – необходимая часть рациона, т.к. регулируют и улучшают обмен веществ.

                                            Приложения

           

Дополнительный информативный материал выдается на каждый стол   на отдельных листах

                                     Витамин А

 

Предшественником витамина А является каротин.

 Недостаток витамина А ухудшение зрения в ночное время (“куриная слепота”). Возникает воспаление роговой оболочки глаз, отмечается сухость кожи.

Профилактика : употребление в пищу печени, яичного желтка, сливочного масла.

Каротина много в моркови, абрикосах, помидорах, зеленом луке, петрушке.

Усвоение витамина А возможно лишь в при наличии жира. Поэтому к овощам необходимо добавлять жир.

Суточная норма в витамине А: 1,5 – 2, 5 мг.

Передозировка: интоксикации не вызывает, но появляется оранжево-желтый цвет кожи.

                                         Витамин Д

Витамины – регуляторы и активаторы обмена веществ.

Витамин Д (антирахитический) участвует в обмене кальция и фосфора. Может образовываться в коже под воздействием УФ-лучей.

Недостаток: вызывает заболевание – рахит. В костях мало кальция и фосфора. Это приводит к искривлению костей, на ребрах –утолщения, происходит деформация грудной клетки.

Профилактика: употребление рыбьего жира, печени, яичного желтка.

Передозировка: приводит к отравлению организма человека.


                              Витамины группы В


Витамины являются регуляторами и активаторами обмена веществ.

Группа витаминов В включает несколько витаминов: В1, В2, В6, В11, В12.

В1 регулирует углеводный обмен, процессы обмена жиров и белков. Он оказывает влияние на функции центральной и периферической нервной системы.

Недостаток В1: возникает при инфекционных заболеваниях, при недостатке жиров в пище, при лечении мочегонными средствами, возникает заболевание “бери-бери”, что означает “оковы” (нарушение сердечного цикла, паралич конечностей ,шаткость походки). 

А так же, понижение аппетита, нарушение деятельности кишечника.

Профилактика: В1 богат хлеб из муки грубого помола, гречневая крупа, свинина, картофель, горох, пивные дрожжи

В2(рибофлавин) регулирует процессы окисления, восстановления, тонус капилляров, стимулирует желудочную секрецию

Недостатку В2 способствует недостаток белков пищи. Частые стоматиты, фарингиты, конъюнктивиты. Волосы седеют и выпадают. Трещины и воспаление губ, кожи в углах рта.

Профилактика :печень, дрожжи, яйца, творог, хлеб, гречневая и овсяная крупы.


                                         Витамин С

Витамины являются активаторами и регуляторами обмена веществ.

Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает устойчивость организма к внешним воздействиям и инфекциям, поддерживает прочность кровеносных сосудов, влияет на функцию печени, щитовидной железы. Способствует использованию белков, железа. 

Витамин С разлагается при доступе кислорода, температуре.

Недостаток: вызывает заболевание цингой (распухание, кровотечение десен, отек лица, общая слабость, боли в мышцах, под кожей лопаются сосуды).

Профилактика: необходимость в витамине С увеличивается при многих заболеваниях. 

В большом количестве содержится в овощах, фруктах, ягодах, капусте, зеленом луке, чесноке, шиповнике, смородине.

При кулинарной обработке пищи теряется 50% витамина С.

Витамин С выделен в чистом виде и получается фабричным путем.


                             Карточки – задания

                              Карточка – задание №1

1.Прочитать параграф 38

2.Ответь устно на следующие вопросы :

   А) Какую функцию выполняют витамины?

   Б) Какую функцию выполняет витамин А?

   В) В каких продуктах содержится витамин А?

   Г) Какова суточная норма витамина А?

   Д) Каково отношение витамина А к жиру и воде?

   Е) Какую болезнь вызывает недостаток витамина А?

   Ж) Опасен ли избыток витамина А?

3.Полученную информацию внести в таблицу, которую начертить в тетради

Витамин А

Группа витаминов В

Витамин С

Витамин Д

Функция

Где содержится

Суточная норма

Растворимость

Недостаток

4.Расскажи члену группы об изученном витамине, выслушай его рассказ о своем витамине, внеси полученную информацию в таблицу. Проделай это со всеми членами группы. В конце работы таблица у всех должна быть заполнена.

5.Составь пять любых вопросов по всем витаминам и опроси по очереди всех членов группы. Заполни маршрутный лист. Поставь каждому оценку.

Ф. И.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Оценка

пример

+

-

+

+

+

4

6. Попробуйте ответить всей группой на следующие вопросы

   А)При каких обстоятельствах были открыты витамины группы В и витамин С?

   Б) У меня часто болят глаз и появляются ячмени. В чем дело?

   В) Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли. Что случилось?

   Д) витамин, который может образовываться в коже под действием ультрафиолетовых лучей?

   Е) Какой витамин разрушается при соприкосновении с воздухом?

   Ж) Почему в салат из сырой моркови следует добавлять сметану?

   З) Почему при варке овощи следует закладывать в кипящую воду и варить при закрытой крышке?

7. Обсуждение ответов идет одновременно со всеми группами при участии учителя

                          Карточка – задание №2

1.Прочитать параграф 38

2.Ответь устно на следующие вопросы :

   А) Какую функцию выполняют витамины?

   Б) Какую функцию выполняет витамины группы В?

   В) В каких продуктах содержатся витамины группы В?

   Г) Какова суточная норма витаминов группы В?

   Д) Каково отношение витаминов группы  В к жиру и воде?

   Е) Какую болезнь вызывает недостаток витаминов группы В?

   Ж) Опасен ли избыток витамина группы В?

3.Полученную информацию внести в таблицу, которую начертить в тетради

Витамин А

Группа витаминов В

Витамин С

Витамин Д

Функция

Где содержится

Суточная норма

Растворимость

Недостаток

4.Расскажи члену группы об изученном витамине, выслушай его рассказ о своем витамине, внеси полученную информацию в таблицу. Проделай это со всеми членами группы. В конце работы таблица у всех должна быть заполнена.

5.Составь пять любых вопросов по всем витаминам и опроси по очереди всех членов группы. Заполни маршрутный лист. Поставь каждому оценку.

Ф. И.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Оценка

пример

+

-

+

+

+

4

6. Попробуйте ответить всей группой на следующие вопросы

   А)При каких обстоятельствах были открыты витамины группы В и витамин С?

   Б) У меня часто болят глаз и появляются ячмени. В чем дело?

   В) Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли. Что случилось?

   Д) витамин, который может образовываться в коже под действием ультрафиолетовых лучей?

   Е) Какой витамин разрушается при соприкосновении с воздухом?

   Ж) Почему в салат из сырой моркови следует добавлять сметану?

   З) Почему при варке овощи следует закладывать в кипящую воду и варить при закрытой крышке?

7. Обсуждение ответов идет одновременно со всеми группами при участии учителя

                                 Карточка – задание №3

1.Прочитать параграф 38

2.Ответь устно на следующие вопросы :

   А) Какую функцию выполняют витамины?

   Б) Какую функцию выполняет витамин С?

   В) В каких продуктах содержится витамин С?

   Г) Какова суточная норма витамина С?

   Д) Каково отношение витамина С к жиру и воде?

   Е) Какую болезнь вызывает недостаток витамина С?

   Ж) Опасен ли избыток витамина С?

3.Полученную информацию внести в таблицу, которую начертить в тетради

Витамин А

Группа витаминов В

Витамин С

Витамин Д

Функция

Где содержится

Суточная норма

Растворимость

Недостаток

4.Расскажи члену группы об изученном витамине, выслушай его рассказ о своем витамине, внеси полученную информацию в таблицу. Проделай это со всеми членами группы. В конце работы таблица у всех должна быть заполнена.

5.Составь пять любых вопросов по всем витаминам и опроси по очереди всех членов группы. Заполни маршрутный лист. Поставь каждому оценку.

Ф. И.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Оценка

пример

+

-

+

+

+

4

6. Попробуйте ответить всей группой на следующие вопросы

   А)При каких обстоятельствах были открыты витамины группы В и витамин С?

   Б) У меня часто болят глаз и появляются ячмени. В чем дело?

   В) Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли. Что случилось?

   Д) витамин, который может образовываться в коже под действием ультрафиолетовых лучей?

   Е) Какой витамин разрушается при соприкосновении с воздухом?

  Ж) Почему в салат из сырой моркови следует добавлять сметану?

   З) Почему при варке овощи следует закладывать в кипящую воду и варить при закрытой крышке?

7. Обсуждение ответов идет одновременно со всеми группами при участии учителя

                          Карточка – задание №4

1.Прочитать параграф 38

   Б) Какую функцию выполняет витамин Д?

   В) В каких продуктах содержится витамин Д?

   Г) Какова суточная норма витамина Д?

   Д) Каково отношение витамина Д к жиру и воде?

   Е) Какую болезнь вызывает недостаток витамина Д?

   Ж) Опасен ли избыток витамина Д?

3.Полученную информацию внести в таблицу, которую начертить в тетради

Витамин А

Группа витаминов В

Витамин С

Витамин Д

Функция

Где содержится

Суточная норма

Растворимость

Недостаток

4.Расскажи члену группы об изученном витамине, выслушай его рассказ о своем витамине, внеси полученную информацию в таблицу. Проделай это со всеми членами группы. В конце работы таблица у всех должна быть заполнена.

5.Составь пять любых вопросов по всем витаминам и опроси по очереди всех членов группы. Заполни маршрутный лист. Поставь каждому оценку.

Ф. И.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Оценка

пример

+

-

+

+

+

4

6. Попробуйте ответить всей группой на следующие вопросы

   А)При каких обстоятельствах были открыты витамины группы В и витамин С?

   Б) У меня часто болят глаз и появляются ячмени. В чем дело?

   В) Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли. Что случилось?

   Д) витамин, который может образовываться в коже под действием ультрафиолетовых лучей?

   Е) Какой витамин разрушается при соприкосновении с воздухом?

   Ж) Почему в салат из сырой моркови следует добавлять сметану?

   З) Почему при варке овощи следует закладывать в кипящую воду и варить при закрытой крышке?

7. Обсуждение ответов идет одновременно со всеми группами при участии учителя



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка

1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...

Методическая разработка урока по теме "Классы Моллюсков" с применением технологии РКМЧП

Конспект урока "Классы Моллюсков". На данном уроке применяются приемы «Корзинка идей», прием «Зигзаг», прием «Концептуальная таблица». На данном уроке учащиеся знакомятся с особенностями стр...

Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.

Использование технологии  коллективного способа обучения на уроках английского языка  (методические рекомендации)  Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)...

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ОВЗ».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ОВЗ»....

Разработка урока с применением технологии "Коллективный способ обучения"

Разработка урока "Мифы Древней Греции" с применением технологии "Коллективный способ обучения"...