Интегрированный урок по литературе и биологии "Русские поэты о мире птиц" для 7 классов
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Изображение птиц руссками поэтами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_s_russkimi_poetami_v_mir_ptits.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» с. Измайлиха

Красноармейского муниципального района

Приморского края

Интегрированный урок по литературе и биологии.

«Русские поэты о мире птиц»

Учитель литературы                                Учитель биологии

первой квалификационной                   первой квалификационной

                 категории                                                  категории

            Кушнарева Т.А.                                             Ветрик Е.Ю.

 

              Путешествие с русскими поэтами в мир птиц.

Цель: Пробудить интерес к произведениям о родной природе, о птицах; научить детей     находить прекрасное в незаметном.  

           Соединить современные проблемы, связанные с охраной природы, с произведениями русских поэтов о родной природе.

 

                                    Если человек забывает о добре, о братьях наших меньших, он теряет  

                                     в себе человека. В  таком состоянии он может погубить жизнь на            

                                     планете.

                                                             Ход урока:

  1. Организационный момент: в оформленный класс входят дети, звучат голоса птиц.
  2. Вступительное слово учителя:

   - Сегодня мы еще раз заочно побываем в лесу, но не одни, а возьмем с собой русских поэтов.

      К этому уроку вы долго готовились (Читали стихотворения, учили их наизусть, изучали класс и семейства птиц, готовили материалы о птицах.)

      Что мы должны помнить, входя в лес? (Не шуметь, не разрушать гнезд, не трогать яиц и птенцов, оберегать птиц, помогать им.)

       За тем, как мы будем вести себя на экскурсии, обращаться с птицами, будет наблюдать главный лесничий с помощниками.

  1. – А сейчас мы предлагаем каждому из вас представить свою птицу. (Учащиеся зачитывают рефераты.)

4. Конкурсные задания. (на птичках):

- Зачем птицы заглатывают камешки?

- Какие виды птенцов у класса птиц? Назовите.

- Что такое «птичье молоко»?

- Какие приспособления для полета имеет птица?

- Могут ли куры нести яйца без скорлупы? Почему?

- Назови автора по отрывку:

                   Птичке весело на поле

                   И в лесу, да веселей

                   Жить на воле, петь на воле

                   С красных зорек до ночей…(Лев Александрович Мей «Малиновка»)

- Назови автора по отрывку:

                   Природа- мать ему дала

                   Два мощных, два живых крыла-

                   А я здесь в поте и в пыли,

                   Я, царь земли, прирос к земли!.. (Ф.И.Тютчев «Лебедь»)

- Назови автора по отрывку:

                   На солнце темный лес зардел,

                   В долине пар белеет тонкий,

                   И песню раннюю запел

                   В лазури жаворонок звонкий…(В.А.Жуковский «Жаворонок»)

- Назови автора по отрывку:

                   Природы праздный соглядатай,

                   Люблю, забывши все кругом,

                   Следить за ласточкой стрельчатой

                   Над вечереющим  прудом. (А.А.Фет «Ласточки»)            

- Назови автора по отрывку:

                    Но нет завиднее удела,

                    О лебедь, чистый, твоего-

                    И чистой, как ты сам, одело

                    Тебя стихией божество. (Ф.И.Тютчев «Лебедь»)

  1. Выразительное чтение стихотворения А. Н. Майкова «Ласточки». Разбор его с литературной точки (на уровне чувств), с биологической (факторы жизни птиц).

Литература. - Каким настроением проникнуты первые две строфы?

     - Какие глаголы усиливают это настроение?

     - Как меняется настроение лирического героя в 3, 4, 5 строфах?

    - Какие слова помогают понять отношение поэта (лирического героя) к ласточкам?

    - Какими словами автор  называет ласточек? Почему?

    - Какое желание возникает у автора в конце стихотворения?

Биология. - О каком времени года идет повествование?

    - О каком месяце идет речь?

    - Что мы можем  узнать о гнезде?

    - Что можем мы узнать о птенцах?

    - Почему автор говорит, что мало видел птиц? Почему они так много летают?

    - О чем говорит окончание стихотворения?

6. Конкурсные задания (на листочках):

    - Этой птице поставлены два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Что это за птица? (чайка)

    -В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе еще много продовольствия и сняли осаду. Это произошло в16 веке. Благодарные люди поставили памятник птице. Что это за птица? (петух)

    -«Молния» - застежка, нашла широкое применение при изготовлении одежды, обуви и т.д. Автор «молнии» - застежки американец В.Джудсон – получил с 1893 по 1905 года пять патентов за ее изобретение. Какой природный аналог «молнии» вы можете назвать? (контурное перо)

    -В 1850 году в Америку ввезли птицу, которая там быстро освоилась. Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножились насекомые. Гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла птица – она уничтожила насекомых – вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города Бостона. Назовите птицу? (воробей)

    -На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942г. в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите ее. (голубь)

    - Какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если проведена борьба с гнусом и уничтожены хищные птицы?

    -Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?

    -Имеются дупла двух деревьев – мертвого и живого. Какое дупло птицы заселят в первую очередь? Почему?

     -Почему птицы (грачи, утки-кряквы, вороны), которые несколько десятилетий тому назад улетали на зиму на юг, сейчас живут круглый год в больших городах?

      -В гнезде серой куропатки можно обнаружить до 24 яиц, у соколов 2-4,у черного грифа 1 яйцо. Численность птиц этих видов сохраняется примерно на одном уровне. Чем можно объяснить различие в количестве  яиц, откладываемых птицами?

7. Вывод:

    - Какой вывод мы должны сделать, заканчивая наш урок?

Уметь просто видеть и слышать – этого мало. Видеть и анализировать, ценить то, что нас окружает, беречь птиц, заботиться о них – вот этому мы должны учиться всегда и везде.

8. – Слово предоставляется главному лесничему(пригласить).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".

Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Интегрированный урок по литературе и ИЗО ( внеклассная работа) "В мире красок и стихов "

Цель мероприятия –научить детей видеть в обыкновенном  прекрасное, воспитать любовь к художественному слову, развивать творческие способности обучающихся.Педагогическая технология: модельный урок...

"Своя игра" к интегрированному уроку по теме "Творчество зарубежных поэтов"

Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся....

Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)

Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка....