Дыхание
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Урок по биологии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dyhanie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  биология в 8 классе .

Тема:  Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Задачи: образовательные:  раскрыть роль дыхания в освобождении энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, строение и функции органов дыхательной системы, установить взаимосвязь между их строением и функциями, разъяснить суть голосообразования; изучить заболевания дыхательных путей и меры их профилактики;

                воспитательные: обосновать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата;

               развивающие: продолжить формирование общности происхождения животных и человека.

 

Оборудование: Таблица 13 – «Органы дыхания»;

                            Таблица 14 –«Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»;

                             Модели гортани и торса человека;

                             Рельефная таблица – «Органы дыхания».

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

  1. Значение дыхания.

Вопрос уч-ся: Назовите жизненно важные условия человека? (Ответ: пища, вода, воздух).

Учитель: Человек может обойтись без пищи несколько недель,

                                                                Без воды несколько суток,

                                                            Без воздуха несколько минут.

Вопрос уч-ся: Почему?

Ответ: питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объемом легких.

Обобщение учителя: вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.

Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки, лишенные энергетического обеспечения, погибают.

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой.

(запись определения в рабочую тетрадь)

Задание уч-ся: на стр.132 учебника: найдите и запишите в тетрадях,: из каких этапов состоит газообмен.

 У человека газообмен состоит из 4х  этапов:

  1. обмен газов между воздушной средой и легкими (выполняет система органов дыхания);
  2. обмен газов между легкими и кровью;
  3. транспортировка газов кровью;
  4. газообмен в тканях (2,3,4 этапы выполняет система органов кровообращения)

Учитель: между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании.

Функции органов дыхания

Газообмен                   теплорегуляция                  голосообразование

При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

2. Органы дыхания, их топография;

Доказательство принадлежности человека к классу млекопитающих и общности происхождения человека и млекопитающих животных.

3. Строение и функции органов дыхания у человека.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Рассмотрите рис.59, назовите последовательно органы, по которым воздух проходит в легкие.

Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями.

Дыхательные пути

   Верхние                                                            Нижние

Носовая и ротовая полости                                 гортань, трахея, бронхи.

             Носоглотка, глотка.

Бронхи многократно ветвятся образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из легких занимает геометрически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Легкие покрыты оболочкой, которая называется легочной плеврой.

Носовая полость (строение, функции, роль мерцательного эпителия)

Вывод: воздух может быть сухой, пыльный

                                   влажный, холодный,

                                   а порой и знойный.

Извилистые ходы увеличивают внутреннюю поверхность,

сеть кровеносных сосудов согревает вдыхаемый воздух.

Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую воздух и  задерживающую пыль. Слизь содержит вещества губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

                                                                               

                                                                     

Т.О. В.Д.П. выполняет функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Носовая полость   воздух        носоглотку        глотку        гортань.

                                                                           ротовая полость.

Гортань – орган голосообразования (Объяснение учителя).

Вход в трахею начинается через гортань. Она представляет собой широкую трубку, суженную по середине и напоминающая песочные часы. Гортань состоит из хрящей.

Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык.

В узкой части гортани находятся голосовые связки.

Их 2-ве пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, т.е. изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а поэтому их голос более высокий (Выступление уч-ся: пение высокими и низкими голосами).

Вопрос уч-ся:

  почему у мальчиков в переходном возрасте ломается голос?

Ответ: переходный возраст – это период полового созревания. В период полового созревания у мальчиков быстро растет гортань, а нервная регуляция мышц и связок перестраивается не сразу. Поэтому подросток то басит, то говорит высоким голосом. В этот период подросткам нельзя петь, громко разговаривать.

Учитель:

Звуки, образовавшиеся в гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.

       Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

     Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

Сообщения учащихся: «Позвольте звуку выйти» (см. приложение №1).

Трахеи и главные бронхи. (Самостоятельная работа уч-ся с текстом на стр.136-137 учебника). Обобщение. Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит их хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращенной к пищеводу, который примыкает к трахее сзади.

        Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводит пылевые частицы их легких в глотку. Это называется процессом самоочищения легких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха – правый и левый. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадания во время вдоха. У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах – бронхиолах отсутствуют и они.

4. Инфекционные хронические заболевания дыхательных путей. (Сообщения уч-ся).

Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи.

В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной - гайморова пазуха.

Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание)могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление – гайморит.

Нередко бывает и воспаление лобной пазухи – фронтит.

При гайморите и фронте наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Необходимо лечение – у отоларинголога – специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

Миндалины.  Из носовой полости    воздух        носоглотка        глотка        

                                гортань.

За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины.

Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом они сами иногда воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание – тонзиллит.

Аденоиды – опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

    Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции).

     Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющее воздушно-капельным путем. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез.

      Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является вещество – дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца – миокардит.

       Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько лет.

II. Закрепление

  1. Выполнение теста: значение дыхания, строение и функции органов дыхательной системы (см. приложение №2).

2. Ответьте на вопросы:

1.  Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? (Ответ: если человек дышит ртом, то в холодное время года больше вероятность спровоцировать воспаление дыхательных путей, в которые поступает воздух, не подвергшейся обогреву в носовой полости).

2. Почему у оперных певцов лучше развита система органов дыхания?

3. Назовите и покажите на таблице органы дыхательной системы.

4. Работа с терминами: стр. 138.

III. Домашнее задание. Изучить 26, выучить термины; выполнить задание: стр.139 под «!» знаком.

IV. Итоги урока.

Приложение №1.

Позвольте звуку выйти

Л.В. СОЛОВЬЕВА, актриса и педагог, убеждена, что голос играет огромную роль в жизни каждого из нас – ведь без умения говорить, свободно чувствовать себя в обществе невозможна подлинная самореализация.

Проучившись три года в Америке у выдающегося театрального педагога Кристин Линклэйтер и переведя на русский язык ее книгу «Освобождение голоса», Лариса Владимировна создала учебно – театральную студию при Российской академии театрального искусства (так теперь называется ГИТИС). Цель занятий – освобождение голоса от скованности, напряжения, развитие и укрепление его.

     Весь организм, с головы до пят, имеет значение для звучания вашего голоса. И первое, с чего надо начинать,- работа над осанкой. Когда позвоночник искривлен, лишняя нагрузка падает на мышцы живота, груди. Если позвоночник деформирован в шейном отделе, создается ненужное напряжение челюстей, языка, гортани, губ и даже бровей. В результате затрудняется дыхание, голосовой аппарат работает хуже. Скрюченный, ссутулившийся человек не может говорить свободным голосом.

      Добившись хорошей осанки, научившись снимать напряжение, можно приступать к работе над дыханием. Линклэйтер отказалась от «постановки голоса» в привычном понимании. Команды «вдох», «выдох» заменены указаниями: «Позвольте дыханию войти», «Пусть дыхание переместится». Эти установки способствуют глубокой внутренней релаксации.

        Очень часто мы напрягаем мышцы тела и лица, когда этого не требуется. Постарайтесь избавиться от такой привычки.

Возможно, вы даже не замечаете ее за собой. Понаблюдайте за людьми, едущими в транспорте, тогда вам будет легче и на себя посмотреть со стороны. Кто-то сидит, изо всех сил сцепив пальцы рук, у другого плотно сжаты губы, у третьего нахмурены брови, ходят желваки на скулах. Все это затрудняет нормальное дыхание, вызывает усталость, и голоса тоже.

Хотите красиво говорить?

Работайте над осанкой: занимайтесь физическими упражнениями, плаванием.

Отчего можно потерять голос.    

Человек, который находится в состоянии затянувшегося стресса (неприятности в семье, на работе), может неожиданно…охрипнуть и даже вовсе лишиться голоса. Дело в том, что голосовые расстройства (охриплость, изменение тембра, шепот вместо громкой речи) зависит в большей степени не от того, идет ли воспалительный процесс в полости носа, глотки, гортани, а чаще обусловлены состоянием нервной системы.

                                                                      З.И. АНИКЕЕВА,

                                                                      Кандидат медицинских наук,

                                                                      Врач- фониатр

                                                    ****

Если подолгу разговаривать и петь, сильно кричать и кашлять на свободном крае голосовых складок «завяжутся» узелки, мозолистые уплотнения. На начальной стадии возникает маленький пузырек, величиной с булавочную головку. Под воздействием непрекращающихся нагрузок пузырек твердеет, превращаясь в узелок. Узелки создают механическое препятствие для полного замыкания голосовой щели.

Голос засипит, а в горле запершит. Постоянно хочется откашляться «во весь голос» и освободиться от помех. Но этого делать не стоит. Сильный кашель «разорвет» маленькие и хрупкие кровеносные сосуды складки. Набухшая от кровоизлияния складка лишится способности вибрировать. Голос полностью обеззвучится. Только полный голосовой покой поможет «развязать» эти назойливые узелки.

****

Если воздух в комнате сухой, увлажните его, поставив на батарею сосуд с водой. Помните, что голос не только не любит фальши, но не выносит пыли, духоты, табачного дыма, спиртных напитков, громкого крика и простудных заболеваний. Внимательно прислушайтесь к своему голосу. Если заслышали в нем тревожные нотки, поспешите к врачу – специалисту по заболеваниям уха, горла и носа.

Приложение №2.

Проверка знаний по теме: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование».

  1. Надгортанник закрывает вход в гортань во время:
  1. сна
  2. вдоха
  3. глотания
  4. прохождения пищи по пищеводу

  1. Расположите органы дыхания в том порядке, в котором через них проходит вдыхаемый воздух:
  1. трахея; 2- носовая полость; 3- альвеолы; 4- гортань; 5- бронхи;

6- глотка; 7- носоглотка; 8- бронхиолы.

      3. Голосовые связки расположены в:

                1- трахее;

                2- глотке;

                3- гортани;

                4- ротовой полости.

       4. Что относится к верхним дыхательным путям человека?

                  1- гортань, трахея, бронхи;

                  2- носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.

        5. Что относится к нижним дыхательным путям человека?

                  1- гортань, трахея, бронхи;

                  2- носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.

        6. Дыхание – это (данный вопрос предполагает несколько ответов):

                  1- процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа;

                  2- процесс окисления органических веществ с выделением     химической энергии;

                  3- совокупность процессов первого и второго;

                  4- газообмен в легких;

         7. Главный орган голосообразования:

                  1- легкие;

                  2- трахея;

                  3- гортань;

                  4- бронхи;

           8. Инфекционное заболевание дыхательных путей:

                  1- инсульт;

                  2- инфаркт;

                  3- гипертония;

                  4- дифтерия.

           ОТВЕТЫ: 1-3;  2- 2,7,6,4,1,5,8,3;  3- 3;  4- 2;  5- 1;  6- 3;  7- 3;  8- 4.

Методические рекомендации:

1. Изучить строение и функции органов дыхательной системы.

2. Усилить практическую направленность урока (подчеркнуть преимущества  носового дыхания перед дыханием через рот; предупреждение инфекционных и хронических заболеваний дыхательных путей).

3. Значение профилактики дифтерии (введение противодифтерийной вакцины создает активный искусственный иммунитет).

3. Хотите красиво говорить? Работайте над осанкой: занимайтесь физическими упражнениями, плаванием. Берегите голос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

Занятие  фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока   по  программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....

Проверочная работа в формате ГИА по теме - «Дыхание. Система дыхания»

Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания». Можно использовать...

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...