Паукообразные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок по биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_paukoobraznye.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 7 классе.

Тема урока: " Класс Паукообразные "

Цели урока:   Сформировать понятие об особенностях строения  паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

Задачи:

  • обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков класса паукообразные, показать значение пауков в природе и жизни человека.
  • познакомить с многообразием представителей класса паукообразных, познакомиться с представителями местной фауны.
  • учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
  • развивать познавательную деятельность через эксперимент и посредством заданий развивающего характера;

Методы обучения: Сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод контрольных вопросов

Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся

Средства обучения: таблицы, медиапроектор.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1. Анализ учебной информации
  2. Раскрытие межпредметных связей между биологией, географией, физикой, химией,
  3. Выдвижение гипотез
  4. Анализ и составление обобщающих таблиц.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point, и другие для подготовки материалов к уроку и  самостоятельной работы учащихся.

Компьютерная презентация к уроку (Приложение №1)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. 

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка

В единой горсти – бесконечность

И небо в чашечке цветка.

Презентация

 (слайд №1)

Ребята. Посмотрите  внимательно на эту фотографию. Что вы видите?

( Ответов много. Но нужный –паутина)

Слайд №2

А что вы можете сказать об этой фотографии?  Нравится  ли вам она? Попробуйте её назвать по своему.

А какой должна быть следующая фотография?  Почему?

Слайд №3

Можно ли назвать паука  прекрасным?  Почему ? А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. ( Страшный, ужасный, ядовитый, итд.)

А  почему у человека сложилось такое мнение о пауках?

Кого нибудь из вас кусал паук?

Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук?

А что вы хотите знать о пауках?

Итак , тема нашего урока «Класс Паукообразные»

Слайд №.4

Опорный конспект

Историческая справка:

Название класса Arachnoidea происходит от греч. arachne – паук. В древнегреческой мифологии Арахной звали девушку, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.

Всего известно ок. 30 000 видов пауков. Длина их туловища составляет от 0,1 до 5 см. Основная пища – жидкие ткани насекомых, которых пауки ловят, бросаясь из засады или с помощью паутины. Встречаются пауки практически на всех обитаемых широтах и высотных отметках: их находили на склонах Эвереста в 6700 м над уровнем моря и ловили (молодь) в 600 м от поверхности земли. Некоторые виды живут в воде.

Рассмотрим  внешнее строение паука.

Практикум: Изучение внешнего и внутреннего  строения паука. (Слайд № 5).  

Теория:

Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля  была безжизненна и пуста.

 И тут  случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков….

Вопрос: А как вы думаете, в результате каких причин древние предки пауков-вышли на сушу из моря? 1) Спасались от хищников, 2) Недостаток пищи,  3) Изменение климата, 4)Пересыхание водоемов. Ответ поясните. Как можно проверить ваши предположения.

Класс паукообразных (Arachnida) — одна из древнейших групп животных: их современный облик сформировался ещё во времена динозавров, сотни миллионов лет назад. Современной науке известно более 70 тысяч видов паукообразных, да ещё столько же, а то и больше, неизвестно.

Как и все членистоногие (Arthropoda), паукообразные имеют наружный скелет. У всех паукообразных восемь ног, а не шесть, как у насекомых. В отличие от насекомых, у паукообразных не бывает ни усиков, ни крыльев. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди насекомых, слитная и называется головогрудь. На ней находятся глаза, ноги, ротовые придатки: хелицеры (верхние челюсти) и педипальпы (ну пока пусть будут руки, хотя можно сказать и нижние челюсти). Сверху она защищена прочным щитком, а внутри неё — мозг. Задняя часть тела называется брюшко. Внутри него находятся не только органы пищеварения, но и сердце, органы дыхания и размножения, и всё прочее. Брюшко у паукообразных может быть многочленистым (скорпионы), сплошным (пауки) или сросшимся с головогрудью (клещи).

Вопрос:  Рассмотрите внешнее строение паука.(Слайд № 6)

Наружное строение. У пауков в отличие от насекомых нет антенн (усиков) и челюстей. Тело покрыто наружным скелетом (экзоскелетом) и состоит из двух отделов – головогруди, образованной слившимися головой и грудью, и брюшком. Они соединены друг с другом узким стебельком. На переднем конце головогруди находятся простые глаза, расположение которых служит важным классификационным признаком. У большинства пауков их четыре пары. Головогрудь несет шесть пар конечностей. Спереди на голове находятся две направленные вниз напоминающие челюсти хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком. На нем открываются расположенные в этих конечностях ядовитые железы. Вторая пара – педипальпы, используемые как щупики и хватательные структуры. У половозрелых самцов их концы видоизменены и используются для спаривания. Между основаниями педипальп находится маленькое ротовое отверстие. У всех пауков в отличие от насекомых четыре, а не три пары ходильных ног. Последний членик каждой из них несет по крайней мере два коготка, а у некоторых видов их намного больше. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или стигмы.

Вопрос: Какие особенности строения позволили  паукам расселиться по всему земному шару? 

1) Наличие мощных челюстей. 2) Наличие ядовитых  желез. 3) Наличие паутинных бородавок, 4) Наличие хитинового покрова. Ответ поясните.

Ранним утром 27 августа 1883 года  четыре чудовищных взрыва потрясли небо над планетой. Кракатау, маленький островок в проливе между Явой и Суматрой подпрыгнул, выкинул в воздух  четыре с половиной кубические мили земли и лавы. А затем осел в море. Две трети его залили волны.

     Чудовищные волны, побежавшие по морю, после того как  Кракатау плюхнулся в океан, смыли  на Яве и Суматре  163 деревни вместе  с 36380 их жителями. Страшная была  катастрофа!    После извержения  на Кракатау не осталось ничего живого. Он был спален огнем,  расколот на части, залит лавой, посыпан пеплом.

        Корабли, которые пытались пристать к Кракатау, с трудом  пробирались через «пенку» плавающей на поверхности моря пемзы. Тысячи мертвых  черепах качались на волнах. Но… Через полгода биолог Котто нашел на Кракатау  первое живое  существо…

Вопрос: Кто же оно? Кто первый рискнул поселится на земле сожженной  Плутоном?

Обыкновенный паук. Как проник он на остров?  Прилетел на паутинке.

Рассмотрим  внутреннее строение паука.( Слайд № 7)

Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых. Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.

Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер.

Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.

Выделительная система состоит из пары коксальных желез в головогруди и т.н. мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.

Нервная система аналогична таковой у насекомых. Она состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный – «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.

Половые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания брюшка.

Рассмотрим строение паутинных желез: Слайд № 8

Брюшко у всех пауков слитное, мягкое, больше, чем головогрудь, с которой оно соединено тонкой «талией». На конце брюшка находятся от двух до шести подвижных паутинных желез. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или стигмы.

Вопрос: А что может рассказать паутина?( Слайд № 9)

Начать бы с того, что без паутины паук не смог бы появиться на свет, но об этом я расскажу позже. Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка (Argyroneta aquatica) строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутинку обратно он не может, но не пропадать же добру — паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага — и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места. Короче говоря, я даже не берусь перечислить все те применения паутины, до которых «додумались» эти животные. Если бы они умели говорить, то наверняка сказали бы: «паутина — наше всё!»

Вопрос: Можно ли пауков использовать в ткацком деле?( Слайд№10)

Способность пауков секретировать напоминающую шелк нить неоднократно приводила к попыткам использовать их наподобие шелкопрядов, но успеха эти опыты не имели. Основная трудность в том, что кормить пауков надо живыми насекомыми, а для достаточно быстрого получения одного килограмма волокна требуется более 1,3 млн. пауков! В свое время из паутинок делали перекрестья оптических приборов, например теодолитов, нивелиров и телескопов

Размножение и развитие пауков. (Слайд № 11)

Оплодотворение у пауков – весьма сложный процесс. После спаривания самка часто съедает самца. Яйца откладываются в паутинном коконе, который самка носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, например к растению. У некоторых пауков, включая упоминавшийся выше вид Argiope aurantia, эти коконы хорошо заметны на деревьях, особенно зимой после опадения листьев. Вылупившиеся из яиц паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху, прикрепившись к летучим паутинкам

Вопрос: Почему самка часто съедает самца?

«Подруга-то, как правило, покрупнее будет, да к тому же — хищница! Да к тому же — подслеповатая! Сожрёт! Как пить дать — сожрёт! Не со зла, а со слепу. Надо бы как-то ей объяснить, что ты вроде бы не совсем на ужин пришел.» (И.Акимушкин)

Забота о потомстве:

Слайд №12

Самки паукообразных носят яйца и молодь на себе. У пауков самки охраняют кокон и ухаживают за ним, а иногда носят его с собой в хелицерах или прикрепив к паутинным бородавкам. У некоторых пауков мать носит на себе и паучат, вышедших из кокона. А у некоторых — еще и кормит их убитой добычей

Приспособления для защиты от врагов (Слайд №13)

В основном — это покровительственная окраска, предупреждающие сигналы, мимикрия, укрытия и убежища. Покровительственная окраска в сочетании с поведением делает животных почти незаметными на фоне окружающей среды. Предупреждающие сигналы, в том числе предупреждающая окраска (сочетание пятен и полос красного, оранжевого, черного и белого) сочетаются с защитными приспособлениями. Мимикрия — внешнее сходство с несъедобными или защищенными животными

 (Слайд №14)

  • Вопрос: Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук?
  • (Тарантул чувствует движение земли когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).

Слайд №15, №16

  • Охота и питание: 
  • Почти все паукообразные — хищники. Они схватывают и разрывают добычу педипальпами, но заглатывают пищу в жидком, реже — в сильно измельченном состоянии. Паук впрыскивает в жертву пищеварительные вещества и высасывает продукты внекишечного переваривания. Рот у паука прикрыт щетинками, чтобы крупные частицы не проникали в кишечник, а передняя часть кишечника работает как насос. Для ловли добычи пауки используют снасти из паутины.
  • (Слайд №17)
  • Вопрос: Какой паук в воде рождается, в воде живет, охотится и умирает?
  • Ответ: Паук серебрянка строит под водой воздушный колокол из паутины, от которого тянутся нити ловчей сети. Паук чаще преследует водных беспозвоночных, чем ловит в сеть, но поедает добычу в колоколе.

Отряды  паукообразных( Слайды № 18, №19,№ 20, 21, №22)

Слайд №23

Вопрос: От каких древних организмов произошли Паукообразные?

Слайд №24

По происхождению хелицеровые (мечехвосты, ракоскорпионы, паукообразные) связаны с трилобитами, которые жили около 570 млн лет назад и вымерли 260 млн лет назад. Выход паукообразных на сушу сопровождался превращением жабр в легкие, а в дальнейшем легкие замещались или дополнялись трахеями. Эволюция паукообразных шла в направлении приспособления к различным вариантам хищничества. Клещи перешли к новым формам питания и освоили новую среду обитания.

В заключение надо упомянуть о пользе, которую приносят пауки человеку. Прежде всего они уничтожают огромное количество мух – переносчиков болезнетворных микробов. Во вторых  ученые изучая  жизнь и анатомию пауков, находят ответы на многие загадочные вопросы  происхождения и становления жизни на Земле. её развития и удивительного приспособления живых существ к переменчивым условиям внешней среды. 

Слайд №25

После просмотра презентации Вы составите общую характеристику класса

 Работа в тетрадях. Заполнение таблицы.

Название отряда

Общие признаки отряда

Представители отряда

4. Закрепление знаний. Учебник стр. 120. Выберите правильный ответ.

5. Домашнее задание. Пар 25. Вопросы на стр 126.

Выучить записи в тетради,  подготовить доклады о  пауках.

Литература для учителя: 

  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М. :Дрофа, 1999.
  2. Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон,
  3. Д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. - М. : Мир, 1991.
  4. Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. - Х. :Скорпион,2000.

Литература для учащихся: 

  1. Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М. : Мысль, 1995.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"

Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Презентация к уроку: "Класс Паукообразные"

Презентация к уроку: "Класс Паукообразные"...

Презентация Класс Паукообразные

В презентации показаны разнообразие, особенности строения и значение паукообразных...

Урок по теме: "Паукообразные"

Вашему вниманию предоставляется урок по технологии критического мышления. Тема урока: "Паукообразные",- проведенного мною в 7классе по учебнику зоологии  линии Пасечника В.В....

"Класс Паукообразные"

Представлен полный конспект урока...

Класс паукообразные 7 класс

Разработка урока по теме "Класс паукообразные"....