Презентация к методической разработке урока по общей биологии на тему: Законы Менделя
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему

Погребнёв Сергей Сергеевич

Дополнение к уроку по теме: Законы Менделя. Очень обширный материал с примерами решения генетических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Законы Менделя2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УО «Гродненский торговый колледж» Белкоопсоюза Дисциплина: Общая Биология Раздел: Генетика Тема 7: Наследственность и изменчивость организмов. Лекция № 22. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМОВ УСТАНОВЛЕННЫЕ Г.МЕНДЕЛЕМ.

Слайд 2

Что мы знаем??? Наследственная информация хранится в клетке : в рибосомах; в ядре; в цитоплазме ; Хромосомы состоят из: Белка + нуклеиновые кислоты Липидов; Углеводов. Биосинтез белка это – Элонгация; Транскрипция; Трансляция. Определите правильную схему? Белок – признак – ген; ДНК – признак – белок; ДНК – ген – белок – признак; Что кодирует признак? Белок; Ген; РНК . 2

Слайд 3

Проверь себя 1 B 2 A 3 C 4 C 5 B 3

Слайд 4

Генетика (от греческого genesis – происхождение) – наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов. Что делает каждого из нас непохожим на других и вместе с тем наделяет нас неким изначальным сходством как представителей одного вида Homo Sapiens ? 4

Слайд 5

Почему у кошки всегда рождаются котята, у львицы – львята? Чем объяснить, что дети не только внешне, но и по характеру напоминают своих родителей? Талант тоже наследуется: Биографы Бахов насчитали в восьми поколениях их рода почти пятьдесят известных музыкантов. 5

Слайд 6

Гены. Таинственные частички материи, вещества, заставляющие всякое творение природы быть похожим на своих родителей. Где они расположены? Как устроены? Где зашифрована программа жизни слона или бактерии, человека или лягушки? 6

Слайд 7

ДНК ищет преступника. Можно до неузнаваемости изменить внешность и даже узор папиллярных линий на пальцах. Но нельзя стереть или изменить наследственную информацию, записанную в ДНК. Именно поэтому «нить жизни» может служить безошибочным маркером, позволяющим отличить одного человека от другого: достаточно иметь для этого каплю крови, небольшой кусочек кожи. 7

Слайд 8

Тема: Закономерности наследственности и изменчивости организмов установленные Г.Менделем. 8

Слайд 9

Задачи занятия: Продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами. Учиться правильно раскрывать сущность основных понятий генетики. Познакомиться с опытами Г.Менделя Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков у гибридов второго поколения, раскрыть сущность анализирующего скрещивания 9

Слайд 10

Тема: ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНИЗМОВ. Наследственность и изменчивость организмов. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. 10

Слайд 11

1. Наследственность и изменчивость организмов Кистепёрые рыбы - Латимерия (более 100 млн.лет назад) Окунь (наше время) 11

Слайд 12

Наследственность — это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития. 12

Слайд 13

Изменчивость организмов Разнообразие бабочек Разнообразие рыб 13

Слайд 14

Изменчивость — способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые. 14

Слайд 15

ВЫВОД Наследственность обеспечивает сохранение признаков и свойств организмов на протяжении многих поколений Изменчивость обусловливает формирование новых признаков в результате изменения генетической информации или условий внешней среды

Слайд 16

Наследственность и изменчивость – основные признаки всех живых организмов Закономерности наследственности и изменчивости установил Г.Мендель. Эти закономерности сформулированы в виде 3-х законов Г.Менделя 16

Слайд 17

родился 22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской империи. В 1843 году Мендель поступил послушником в Августинский монастырь в Брюнне (ныне Брно) . В 1851 году настоятель отправил его изучать естественные науки в Венский университет. 6 января 1884 года Грегора (Иоганна Менделя) не стало. Он похоронен в родном Брюнне . Слава как ученого пришла к Менделю уже после смерти. Грегор Иоганн Мендель 17

Слайд 18

Как называется наука, изучающая наследственность и изменчивость? Генетика - относительно молодая наука. Официальной датой ее рождения считается 1900г., когда Г. де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга " переоткрыли " законы наследования признаков, установленные Г. Менделем еще в 1865 году. 18

Слайд 19

Год 1869. Иоган Фридрих Мишер открыл нуклеиновую кислоту

Слайд 20

Год 1900. Де Фриз , Эрих Чермак, Карл Корренс переоткрыли независимо друг от друга на разных биологических объектах законы Г.Менделя.

Слайд 21

Год 1900. Становление науки генетики 21

Слайд 22

Год 1920 При деятельном участии Кольцова возникло Русское евгеническое общество. Матричная гипотеза, искусственный мутагенез и генетика популяций – это главный вклад в науку Кольцова и его учеников 22

Слайд 23

Год 1930 Н.И. Вавилов возглавил первое в стране академическое учреждение по генетике - лабораторию, через три года ставшую Институтом генетики АН СССР . 23

Слайд 24

Год 1939 Н.В. Тимофеев-Ресовский - ученик Н.К. Кольцова и С.С. Четверикова , генетик, совместно с М. Дельбрюком создал первую биофизическую модель структуры гена и предложил пути его изменения Макс Дельбрюк (1906-1981) - физик, генетик, вирусолог, лауреат Нобелевской премии 1969 г 24

Слайд 25

Год 1953. Трехмерная модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена американским биологом Дж.Уотсоном и английским физиком Ф.Криком 25

Слайд 26

Год 1989 Стартовал международный проект по расшифровке генома человека под руководством Дж. Уотсона. 26

Слайд 27

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов: Легко выращивать, имеет короткий период развития Имеет многочисленное потомство Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков Самоопыляющееся растение Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты 27

Слайд 28

Особенности опытов Менделя Использование чистых линий (растений, в потомстве которых при самоопылении не наблюдается расщепление по изучаемому признаку) Наблюдение за наследованием альтернативных признаков Точный количественный учёт и математическая обработка данных Наблюдение за наследованием многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары 28

Слайд 29

Альтернативные признаки 29

Слайд 30

Мендель провел скрещивание: Сорт гороха с желтыми семенами Сорт гороха с зелеными семенами P: F 1 : В первом поколении были только растения с желтыми семенами! 30

Слайд 31

х АА аа А А а а G (гаметы) Р(родители) F1 (первое поколение потомков) А а А а 31

Слайд 32

Мендель предложил следующую гипотезу для объяснения этих результатов: Он предположил, что каждое проявление признака определяется наследственными факторами . Половые клетки содержат только один наследственный фактор, то есть они "чисты" (не содержат второго наследственного фактора). Гипотеза «чистоты гамет»: Наследственные факторы при образовании гибридов не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде . 32

Слайд 33

Гипотеза чистоты гамет: При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак А А АА аа а а P G X ♀ ♂ 33

Слайд 34

Основные понятия: Генотип: набор наследственных факторов данного организма Фенотип: набор проявлений различных признаков организма Аллели: варианты проявления признака (бывают доминантные(А) и рецессивные(а)) Гомозигота : организм с одинаковыми аллелями по данному признаку (АА, аа ) Гетерозигота : организм с разными аллелями по данному признаку. В гетерозиготе фенотипически проявляется доминантный аллель ( Аа ) 34

Слайд 35

Первый закон Менделя – Р (родители) А А а а х жёлтые семена зелёные семена G (гаметы) А а F 1 (гибриды первого поколения) А а жёлтые семена закон единообразия гибридов первого поколения 35

Слайд 36

I закон Менделя ( закон единообразия гибридов первого поколения или правило доминирования ) – при моногибридном скрещивании гибриды первого поколения единообразны ( проявляются только доминантные признаки ) 36

Слайд 37

При скрещивании гибридов первого поколения друг с другом, Мендель обнаружил, что в потомстве появляется расщепление : F 1 : F 2 : 3 / 4 1 / 4 Три четверти семян имели доминантное проявление признака, а четверть семян – рецессивное. 6022 2001 Второй закон Менделя 37

Слайд 38

Второй закон Менделя – закон расщепления Р 2 А а жёлтые семена А а жёлтые семена х G А А а а А а А А А а а а F 2 А А А а А а а а жёл . сем. жёл . сем. жёл . сем. зел . сем. 3 : 1 по фенотипу Решётка Пеннета по генотипу 1 : 2 : 1 Расщепление: 38

Слайд 39

II закон Менделя ( закон расщепления ) – при скрещивании гибридов первого поколения ( F 1 ) в потомстве ( F 2 ) наблюдается расщепление: по фенотипу 3:1 ( 3 желтых : 1 зеленый ); по генотипу 1:2:1 (1АА : 2Аа : 1аа) 39

Слайд 40

А А А а Жёлтые семена Жёлтые семена Генотип Фенотип ? Как определить генотип? 3. Анализирующее скрещивание 40

Слайд 41

3. Анализирующее скрещивание Р А А жёлтые семена а а зелёные семена х G а А А а А а А а А а А а Понятия : анализирующее скрещивание как один из основных методов, позволяющих установить генотип особи F 1 А а жёл. сем. (по фенотипу, по генотипу) 100 % 41

Слайд 42

3. Анализирующее скрещивание Р А а жёлтые семена а а зелёные семена х G а А а а А а А а а а а а Понятия : анализирующее скрещивание F 1 А а а а жёл. сем. зел. сем. 1 : 1 (по фенотипу, по генотипу) 42

Слайд 43

Анализирующее скрещивание 43

Слайд 44

Условные обозначения: Р F F 1 , F 2 , F 3 G ♀ ♂ А, В а, в X родительские организмы Гибридное потомство Гибриды I , II , III поколений Гаметы женский пол мужской пол неаллельные доминантные гены неаллельные рецессивные гены знак скрещивания 44

Слайд 45

Задачи: Вариант № 1: Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом (черный цвет – доминантный признак). а) Определите генотипы и фенотипы крольчат первого поколения. б) Произойдет ли расщепление гибридного потомства? в) Какие законы и правила Менделя здесь проявляются? Вариант № 2: Гомозиготная кареглазая девушка вышла замуж за голубоглазого мужчину (Карий цвет глаз – доминантный признак). а) Определите какие у них будут дети?. б) Произойдет ли расщепление гибридного потомства (у детей)? в) Какие законы и правила Менделя здесь проявляются? 45

Слайд 46

Ответьте на вопросы в тетради: Обозначь буквами генотип: рецессивная гомозигота - ….. доминантная гомозигота - ….. гетерозигота - ….. Какой закон отражает запись: Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы F 1 простые бобы (100%) Как называется признак у гибридов F 1 ? Какой закон отражает запись: Р от F 1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы F 2 простые (75%) : вздутые (25%) 5. Как называется признак у 25% потомков F 2 ? 46

Слайд 47

Проверь себя: аа АА Аа 2. Закон доминирования или Закон единообразия гибридов F 1 3. Доминантный признак 4. Закон расщепления 5. Рецессивный признак 47

Слайд 48

Задачи поставленные перед занятием: Продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами. Учиться правильно раскрывать сущность основных понятий генетики. Познакомиться с опытами Г.Менделя Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков у гибридов второго поколения, раскрыть сущность анализирующего скрещивания 48

Слайд 49

Домашнее задание: 1. § 44,45 Решите задачу: Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом. Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом? 49

Слайд 50

50 Вот какие мы РАЗНЫЕ!!!

Слайд 51

Спасибо за внимание. 51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Методическая разработка урока для 10 класса по теме: "Закон сохранения полной механической энергии"

Урок предназначен для изучения темы "Закон сохранения полной механической энергии" в 10 классе на базовом уровне по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева,В.М. Чаругина...

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

Презентация к методической разработке урока по математике "Законы арифметических действий. Распределительный закон"

Тема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».Тип урока – урок изучения новых знаний.Форма урока – урок-исследование.      Преподавание математики в 5-м...

Методическая разработка урока по Общей биологии на тему: Законы Менделя

Данная тема включает в себя большой объём материала, который необходимо изучить,   систематизировать и обобщить за одно занятие. В связи с этим на разработанном мною занятии целесообразно ...

Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...