урок биологии в 5 классе Жизнь в морях и океанах
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Атамась Ирина Владимировна

подробный конспект урока по теме Жизнь в морях и океанах с разнообразными заданиями по закреплению изученного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zhizn_v_moryah_i_okeanah.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе

Жизнь организмов в морях и океанах

Цель. Дать учащимся представление о разнообразии живых организмов в морях,  океанах и раскрыть черты приспособленности их обитателей к разнообразным условиям.

Формируемые УУД:

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—        жизнь обитателей морей и океанов

Учащиеся должны уметь:

—        сравнивать различные зоны обитания;

—        характеризовать условия жизни в различных зонах обитания;

—        выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

—        приводить примеры обитателей морей и океанов.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

-        находить и использовать причинно-следственные связи;

-        формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные результаты:

- понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;

- удержание и повышение учебной мотивации за счет организации учебного сотрудничества – работа в парах;

- уметь оценивать свой труд и труд товарища.

Умение работать с текстом:

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- выделять в тексте нужную информацию.

Форма организации учебной деятельности:  виртуальное морское путешествие

 Оборудование:  компьютер, проектор, презентация о жизни морских обитателей, картинки-магниты с изображением морских обитателей, коллекции раковин черноморских моллюсков, муляжи животных.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка изученного материала

- Ребята, кто помнит, о чём мы говорили на прошлом  занятии?

- Посмотрите на экран (задание на исправление ошибок в тексте)

«Уважаемая Татьяна Ивановна. На каникулах ездила с папой в тундру. Красота, какая: снег, северное сияние! Представляете, прямо за посёлком лес. Ели, тополя, пальмы, карликовые берёзы. С дерева на дерево белки, обезьяны прыгают, а под ними разгуливают павлины, птицы поют. Немного отойдёшь – озеро, в нём лебеди, страусы плавают, по берегам греются бурые медведи, тюлени, дикие кабаны. А вчера ездили с папой на собаках, видели моржей, котиков, белого медведя, вдали гуляло стадо зебр. А сколько здесь ягод: морошка, вишня, черника, малина. 

     Р.S. Татьяна Ивановна, Вы не подумайте, что я врунишка, это письмо я написала для Ваших учеников, пусть уберут лишнее.

     А если захотят, напишут мне о любимых уголках природы, об интересных растениях или животных. 
                                                                                                                        С уважением, Наташа» 

Трое учащихся получают индивидуальные задания на карточках.

Итак, на прошлом уроке мы с вами изучали различные природные сообщества, которые складываются в различных районах Земли в зависимости от климатических условий.

3. Стадия вызова

О чем же сегодня пойдет речь? У вас на партах – небольшие коллекции раковин черноморских моллюсков. Мы к ним еще вернемся сегодня, а сейчас скажите где в море мы обнаружим этих животных? На дне, правильно, а этих животных? (фото на слайде тунец, белая акула, акула-молот). Правильно, в толще воды, т. е. жизнь в океане распределена как минимум на двух уровнях. Что мы сегодня будем изучать?

4.  Актуализация знаний

Если на карту Земли посмотреть, 
Земли на Земле всего одна треть. 
Но страннный вопрос возникает тогда? 
Планета должна называться Вода. 
(Эпиграф)

Действительно, земная жизнь зародилась в воде. Всё, что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, всё, что летает над землёй и всё, что роется под землёй – всё когда-то вышло из моря. Значит и мы, люди, тоже начинались в море.

Наше тело до сих по наполовину состоит из воды, наши руки и ноги – это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши лёгкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь солёную, как морская вода, а удары нашего пульса также ритмичны, как приливы и отливы моря.

Каковы особенности водной среды обитания? ( заранее учащемуся выдается карточка с этим вопросом, заслушивается ответ): в воде мало кислорода и света, высокое давление и плотность, незначительные колебания температуры. Какие особенности строения водных обитателей вы можете назвать? (дышат жабрами, плавники, торпедовидная форма тела и др.)

Море, а точнее Мировой океан покрывает две трети земного шара, содержит 97% воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой – многоэтажный. Каковы этажи этого дома? Кто его обитатели? Каковы их жизненные проблемы? На эти и другие вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке, который так и называется: Жизнь в морях и океанах.

5. Стадия осмысления

Дальше нам предстоит путешествие по этажам Мирового океана, которые мы назовём сообществами.

  1. поверхность воды
  2. толща воды
  3. донное сообщество
  4. коралловый риф
  5. глубоководное сообщество

Для удобства мы разделимся на 3 группы: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды и донное сообщество, двое учащихся получают индивидуальные задания.

Задание: на с. 122 учебника прочитай текст о цепях питания, складывающихся в сообществе толщи воды, и составь с помощью картинок-магнитов одну из таких цепей.

Задание: прочитай на с. 121 учебника о сообществе поверхности воды и расскажи о взаимоотношениях, которые складываются у парусника с другими членами сообщества.

Каждая группа получает задание, которое будет выполнять в течение трёх минут. Под руководством учителя учащиеся обсуждают материал и выполняют з. 188 с. 86 раб тетради

Название  сообщества

Характерные представители

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. 

Выступление группы 1 Вот плывет странное существо, синее с красным парусом -Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло.

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких крабиков. Захотят они есть, спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков.

Выступление ученика с индивидуальным заданием.(взаимоотношения парусника с другими обитателями сообщества.

Следующий этаж - сообщество толщи воды.

Выступление группы 2

Проблема № 2. Как планктонные организмы удерживаются в толще воды? 

Планктон - множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные?

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения. У многих имеется плавательный пузырь.

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Выступление ученика с индивидуальным заданием (цепи питания, слагающиеся в толще воды)

Следующий этаж - сообщество донных обитателей.

Выступление группы 3

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие.

Практическая работа Рассматривание коллекции «Черноморские моллюски» (рапан, устрица, мидия, гребешок, сердцевидка, скафарка)

Сообщество кораллового рифа.

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов.

- А сейчас объявляется физкультминутка.(под музыку Чунга-чанга ремикс) Называю морского обитателя, если он относится к сообществу поверхности воды, потянулись, если к сообществу толщи воды – развели руки в стороны, если к донному сообществу, наклонились, достали руками носки обуви.

Водомерки

Рапан

Скумбрия

Стрекоза

Дельфин

Португальский кораблик

Устрица

6. Стадия рефлексии

Мы с вами совершили путешествие от поверхности до самых глубин. У нас сложилась полная картина о жизни в морях и океанах. Давайте ещё раз вспомним все сообщества морей и их обитателей.

1. Давайте составим кластер на тему «Жизнь в морях и океанах»

2. Задание «Третий лишний»

Краб-акула-актиния

Парусник-летучая рыба-камбала

Кит-мидия-кальмар

индивидуально – муляж животного – определи сообщество.(касатка, осьмино, краб, рак, скат, рыба-парусник)

3. Задание «Неправильная цепь питания»

планктонные рачки – сельдь – тунец- китовая акула ( первое звено – планктонные водоросли, последнее – белая акула)

4. Вопросы:

5. Выполним тест (работают в парах, самопроверка)

Тест по теме: «Жизнь в морях и океанах»

Выберите  один правильный ответ.

А1 Организмы, парящие в толще воды, называют

1) звери              

2) летучие рыбы

3) кораллы

4) планктон

А2 В глубоководных сообществах океанов отсутствуют

1) растения

2) бактерии

3) беспозвоночные животные

4) рыбы

А3 Коралловые рифы распространены в

1) тропических морях на мелководье

2) северных морях

3) теплых морях на большой глубине

4) у побережья Антарктиды

Б1 Установите соответствие между организмом

и природным сообществом, где он обитает.

ОРГАНИЗМ                                     ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

1) кит                                                       А) сообщество толщи воды

2) камбала                                               Б) донное сообщество

3) акула-молот

4) рак-отшельник

5) морской еж

Б2 Установите верную последовательность природных сообществ моря в направлении сверху вниз.

1) донное сообщество

2) сообщество поверхности воды

3) сообщество толщи воды

Задание – загадки (если остается время)

Угадайте, о каком животном идёт речь, и скажите, к какому сообществу оно принадлежит?

Плывёт по морю рыба-дом.
Фонтан бьёт из спины
И не боится никого.
Пришла из глубины. 
(
Кит)

Он любит прыгать над водой,
Гоняться за морской волной.
С людьми он любит поиграть,
Он добрый, может всех спасать. 
(
Дельфин)

Все её боятся в море,
Всех готова проглотить,
В глубине морских просторов
С древних лет привыкла жить 
(
Акула)

Что за звери это всё же
Средь дельфинов и китов
Впрямь похожи-препохожи
На кусты густых цветов. 
(
Кораллы)

Глубоко на дне она
Словно на небе видна,
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. 
(
Морская звезда)

Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног.
Это чудо – (
осьминог).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

 2. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)

3. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? (Кит)

Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (
Акулой)

5. Подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины)

6. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - … (Осьминог)

7. Подведение итогов, выставление оценок.

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения Пушкина А.С.:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы.
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы!

8. Домашнее задание.

§26  «Жизнь в морях и океанах»,

Рисунок  «Мое любимое морское животное»

Впереди летние каникулы, и многие из вас позволят себе провести его на море. Надеюсь то, о чём мы здесь сегодня говорили, поможет вам полнее ощутить величие и загадочность морских просторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Учебное занятие по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"

Учебное занятие предполагает урок по ФГОС ООО (система учебников И.Н.Пономарёвой). Занятие проходит в виде виртуального морского путешествия. По ходу путешествия ребята знакомятся с устройством научно...

урок по биологии "Жизнь в морях и океанах "

Разработка данного урока в 5 классе отвечает требованиям ФГОС...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Жизнь в морях и океанах

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта, прописаны деятельность учителя, ученика, универсальные учебные действия...

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....

Урок биологии в 5 классе по теме " Жизнь в морях и океанах"

Открытый урок-путешествие "Жизнь в морях и океанах" биология 5 класс...