разработка "Развитие связной речи на уроках биологии"
методическая разработка по биологии на тему

Телегина Наталья Ивановна

В разработке представлен опыт работы, описывающий приёмы и методы развития связной речи на уроках биологии у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_na_urokah_biologii_doklad.docx54.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи на уроках биологии» (из опыта работы) (слайд 1,2)

Связная речь – это сложное целое, которое представляет собой одну из нескольких предложений, подчиняющих одной теме, имеет четкую структуру и специальные языковые средства, служащие для связи предложений друг с другом.

Для развития связной речи на уроках биологии я использую следующие методы:

1. Беседа – опрос (работа над тем, чтобы дети давали полный ответ). (слайд 3)

Например, постановка проблемы, которая подкрепляется зрительно, при изучении темы в 7 классе «Растение – целостный организм». Я выставляю несколько подготовленных для демонстрации растений, которые находились в разных условиях (в комнате без солнца и солнечной комнате; в теплом и прохладном месте; одно поливалось регулярно, а другое – недостаточно). Выясняем состояние каждого растения, затем ставится вопрос «Почему эти растения отличаются друг от друга? Как можно объяснить?»

2. Составление вопросов по определенной теме: (слайд 4)

например, 9 класс, тема «Влияние алкоголя на органы кровообращения».

- Как влияет алкоголь на сосуды?

- Какое влияние оказывает алкоголь на скорость тока крови по сосудам?

- Как влияет алкоголь на работу сердца?

- Почему алкоголь вреден для органов кровообращения?

3. Составление рассказа по готовому плану, иллюстрации, таблице.

 (слайд 5)

Например, 8 класс, при изучении отрядов Млекопитающих

- название животного;

- характеристика внешних признаков (размеры животного, части тела, их особенности, покровы тела, органы чувств);

- особенности строения, доказывающие принадлежность к определенной таксономической группе (рыбы, птицы);

- питание, размножение;

- профессии людей, связанные с работой по содержанию этих животных.

При изучении семейств класса однодольные и двудольные в курсе биологии 7 класса, предлагаю учащимся план рассказа и гербарные экземпляры растений используя которые они составляют рассказ о признаках семейства, затем проверяют правильность выполненной работы по таблице в учебнике.

План рассказа:

- тип корневой системы;

- форма стебля;

- тип жилкования листьев;

- строение цветка;

- тип плода;

-тип соцветия.

4. Составление рассказа, на основе жизненного опыта, своих наблюдений.

(слайд 6)

Например, 5 класс, тема «Наступление зимы», «Зимовье птиц нашей местности», «Домашние животные», «Комнатные растения». Для настроя ребят на работу предлагаю им прочитать короткие рассказы о временах года, о животных, описание изменений в природе в разное время года.

5. Составление рассказа – рассуждения. (слайд 7)

Например, 5 класс, «Берегите лес», «Красная книга»; 6 класс «Бережное отношение к воде» и т. д., при составлении рассказа в помощь учащимся предлагаю рисунки, материалы презентации, отрывки из видеофильмов.

6. Стихи на уроках биологии. (слайд 8)

Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации.

Эмоционально окрасить биологическое содержание уроков и пробудить познавательный интерес у учащихся можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.

К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.

Я использую на уроках стихотворения:

  • как основу урока;
  • для подтверждения отдельных научных фактов;
  • для постановки проблемной задачи;
  • как фактор экологического образования и воспитания;
  • для эмоционального усиления изучаемого материала;
  • для активизации познавательной деятельности.
  • Например в 5 классе при изучении темы «Домашние животные»

Про домашних животных…

Животные забавные,

Они такие славные,

Они такие милые

Пушистые под час,

Но если ощетинятся,

Чему-то воспротивятся,–

Могущественны силою,

Покрепче, чем спецназ!

И смотрят понимающе,

Так много в жизни знающе,

В глазах сокрыта мистика,

Ведь знают, в чем секрет.

Но все же не откроются,

Мол, все благоустроится,

Известна эта истина

Уж много-много лет…

Чтение стихов развивает скорость чтения, интонацию речи.

7. Подбор слов – синонимов, то есть противоположные по смыслу. (слайд 9)

Например, тема «Времена года», день зимой: холодный, прохладный, морозный, а летом жаркий, теплый.

6 класс. Вода прозрачная – мутная; читтая – грязная; пресная – соленая.

8. Составление плана – ответа. (слайд 10)

При изучении полезных ископаемых:

- название горной породы;

- характеристика свойств: цвет, блеск, запах, способность к возгоранию;

- назначение в хозяйственной деятельности человека;

- место добычи, способы добычи;

- профессия людей, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых.

9. Разные формы чтения (выборочное, по цепочке, комментированное) (слайд 11)

При использовании разных форм чтения у учащихся развивается не только скорость чтения, но и внимание, сосредоточенность, при комментированном чтении развивается умение формулировать и высказывать свою мысль. Комментируя прочитанное учащийся высказывает своё отношение к прочитанному, поэтому чаще всего возникает дискуссия, так как точка зрения может не совпадать с точкой зрения других учащихся.

10. Разные формы работы с текстом. (слайд 12)

Текст как основа для выполнения творческого задания.

Прием «Задай вопрос» (слайд 13)

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Прием «Верные и неверные утверждения». (слайд 14, 15)

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания.

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Какие утверждения верны?

1. Листья папоротников в большинстве случаев выполняют функции
фотосинтеза и спорообразования.

2. Взрослое растение папоротника представлено стеблем с листьями.

3. Папоротники имеют стебель, листья и корень.

Какие утверждения верны?

1.К голосеменным относится около 700 видов растений.

2.Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.

3.Сосна, ель, пихта — это хвойные растения.

4.Все голосеменные растения имеют цветок и плод.

5.Хвойные растения наиболее распространены в Северном полушарии.

6.Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал.
7.Листья у всех голосеменных растений — хвоя.

Какие утверждения верны?

1. Покрытосеменные — это группа высших растений,
отличающихся прогрессивными особенностями в строении.

2. Основной признак покрытосеменных растений — наличие семени.

3. Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.

4. У цветковых существуют две основные жизненные формы.

5. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.

6. Основной признак однодольных — одна семядоля у зародыша.

7. Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему,
простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием.

8. Основной признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше.

Какие утверждения верны?

1.Все микробы - бактерии.

2.Все заболевания человека вызываются бактериями.

3.Скопления бактерий называют колониями.

4.Бактерии видны только в микроскоп.

5.Бактерии - древние обитатели нашей планеты.

6.Формы бактерий разнообразны.

Приём «Лови ошибку» (слайд 16,17)

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно для творческой переработки текста, и для выработки собственного мнения.

Например при изучении темы «Бактерии особая группа организмов» предлагаю текст:

Бактерии — это особая группа живых организмов. По своим размерам они настолько велики, что рассмотреть их можно только при сильном увеличении.

По форме бактерии разнообразны. Большинство из них имеет форму колбочек. Отсюда и пошло их название. «Бактерии» — слово греческое, в переводе на русский язык оно означает «палочки». Есть бактерии, которые похожи на шарик, спираль, изогнутую палочку. Как можно увидеть, их тело не имеет каких либо частей: рук, ног, головы, корней, стеблей, листьев, цветков.

Живут бактерии не везде: в воздухе, воде, почве, на растениях, животных, человеке, на разных предметах.

Приём «Восстанови текст». (слайд 18,19)

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Например, при изучении темы «Строение шляпочного гриба» беру текст и предлагаю при помощи текста учебника восстановить последовательность предложений в тексте, объяснить почему предложения должны стоять именно в таком порядке.

В шляпке созревают мельчайшие споры. Шляпочные грибы — многолетние организмы. Грибница располагается в верхнем слое лесной почвы. Они состоят из грибницы и плодового тела. Из неё ежегодно образуется плодовое тело. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.. Грибы размножаются спорами и грибницей.

Приём «Ищем непонятное» (слайд 20)

Учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Выделив непонятные слова и выражения, мы пробуем их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглядываем в словарь, расширяя свой кругозор.

При изучении темы «Части почвы» работаем с текстом:

Мы выяснили, что почва состоит из разных веществ: глины, песка, перегноя, воды, воздуха и др. Все эти вещества можно разделить на две группы. К первой относятся вещества неживой природы: глина, песок, вода, воздух — неорганические минеральные вещества. Ко второй — вещества, образованные живой природой: остатки растений, животных, перегной — органические вещества.

Почва — удивительное образование, в котором соединяются вместе и взаимодействуют части живой и неживой природы.

При работе с выделенными словами, вспоминаем, как и из чего образуются органические и неорганические вещества, чем отличаются тела живой и неживой природы. Как возникает взаимодействие частей живой и неживой природы.
10. Работа с загадками, пословицами, поговорками
 и их объяснение позволяет привить интереса к предмету, связь с чтением и библиотекой. (слайд 21,22,23)

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:

1. Беленькая нитка загуляла прытко,
Под землёй ходила, землю шила, шила.
А потом снаружи заплелась потуже.
Заплелась в моточек, завилась в клубочек.

2. Пока молода – она седа.
Как постарела, так почернела.

При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц: 

“Весной день год кормит”.

“День прозевал – урожай потерял.

“Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.

“С агротехникой лад – урожай богат”.

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку:

“Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе – сразу разбудили.”

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ – семя)

Вот как можно использовать на уроке в 7 классе загадки, пословицы и стихи (урок по теме “Строение семени двудольного растения»)

Учитель:

У меня для вас задание
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя
И сравните их размеры

Почему одно из них больше, чем другое?

Ответ учащихся:

Более крупное семя впитало влагу и набухло.

Учитель: Совершенно верно.

Следующее задание на смекалку и внимание.

“Коробочка запечатана,
А ней растенье спрятано.
С ветками, листочками,

С белыми цветочками”
Чтоб найти нам ответ,
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?

Ответ учащихся:

Кожурой.

Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?

Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.

Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.

“В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт.”

Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.

Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?

Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.

Учитель:

Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
Напоследок я пословицы прошу вас объяснить.

“От доброго семени – добрый всход”  

“Каково семя, таково и племя”

“По семенам и всходы”

Ответ учащихся:

Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.

Учитель: И, конечно же, друзья, без загадки никуда!

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос (жёлудь)

У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.” (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)

Использование предложенной технологии побуждает учащихся к творческой работе, активизирует познавательную деятельность.

11. Работа с терминами.

Работа с биологическими терминами обязательна на каждом уроке, в силу того, что у детей ослаблена память работа может проводиться не только при помощи объяснения термина учителем, но чаще всего она проводится в форме поиска решения, работы с текстом учебника, с опорой на личный опыт учащегося, когда дети высказывают свои предположения, а затем учитель подводит их к правильному решению. Это занимает больше времени, но запоминание проходит лучше. Для слабых детей выдаю карточки с объяснением термина и прошу выделить главные слова в определении.

(объяснение, 7 класс, тема «Корень» - подземная часть, вывешивается этот термин на доске); сложные термины, например, Типы корневых систем, мочковатая, стержневая и т. д.).

Зарисовка органа, организма, предмета или их частей и их подписывание.

 (слайд 24)

Учащимся предлагается схематично зарисовать строение растительной клетки, или цветка и подписать их части. Такая работа, несомненно полезна, поскольку позволяет развивать конкретно - образное мышление, учит выделить наиболее существенные признаки в изучаемом, сопоставлять название с признаками и свойствами. Кроме того, записывая термин, учащиеся тренируются в его правильном написании, произношении, что способствует установлению связей между различными типами памяти.

Это в целом: (слайд 25)

- учит устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы в процессе наблюдения, последовательно излагать материал;

- развивает связную речь;

- расширять и обогащать словарный запас обучающихся.

Спасибо за внимание! (слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Развитие связной речи на уроках биологии

В данной работе описаны методы развитие связной речи на уроках биологии...

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы

Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной  специальной методике преподавания русского языка и литературы....

презентация "Развитие связной речи на уроках биологии"

В презентации показаны приёмы развития связной речи на уроках биологии, которые я использую при работе с детьми с ОВЗ....

Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии

Мнемотехника как прием в обучении детей с ОВЗ (с нарушением интеллекта) связной речи на уроках биологии.         Успешность усвоения учебного материала по предм...