Методическая разработка урока " Цветок, его строение и значение"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока по биологии для 6 класса " Цветок, его строение и значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetok_ego_stroenie_i_znachenie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока на тему:

« Цветок, его строение и значение»

( Курс « Биология», 6 класс)

Программа   6 класс - «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»  Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко

Учебник:  «Биология» 6 класс И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко М.: - «Вентана-Граф», 2010,   

 

                                                                                                      Выполнила: Коробова Елена Анатольевна,

                                                                                                                        учитель биологии  МБОУ СОШ №41,

                                                                                                              г. Нижнего Новгорода

                                                                                                 

г. Нижний Новгород

Урок изучения нового материала.

Цель урока: изучить строение и значение цветка, познакомить с разнообразием цветов и их соцветий.

Задачи урока:

  • образовательные: сформировать понятия цветок и соцветие, познакомиться со строением цветка, выяснить, какое значение и применение имеют цветы в природе и жизни человека, научиться различать разные соцветия.
  • развивающие: развивать сопоставительный анализ, через сравнение и определение побега и цветка; продолжить развитие логического мышления, через решение биологических задач и проблемных вопросов; продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами; развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.
  • воспитывающие: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.

Методы обучения: проблемный, элементы технологии критического мышления.

Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного диалога.

Оборудование: учебник биологии 6 класс (Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. – Вентана–Граф 2008),

презентация к уроку PowerPoint, компьютер, проектор,  схемы типов соцветий и гербарий.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

 Слайд 1. Рассказ о многообразие цветов: «Среди растений цветковые самые многочисленные, их насчитывается 250 тысяч. Они очень разнообразны по форме, окраске, размерам. Среди них есть настоящие гиганты, например, раффлезия и очень маленькие, такие как у ряски. Цветы во все времена вдохновляли поэтов, композиторов, художников. Пожалуй, не найдется человека, который не любил бы любоваться цветами.

 - Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями цветок и соцветие, выясним какое строение он имеет, каково его значение в природе и жизни человека.

 - Откройте тетради и запишите тему урока: «Цветок, его строение и значение»

Слайд 2.

Слушают

Коммуникативные

Актуализация знаний

Приём «бортовой журнал» предлагается ответить на вопрос: «Что вы знаете о цветах?».

Слайд 3.

Известная информация

Новая информация

Ответы детей.

 - По ходу изучения нового материала, всю новую для вас информацию вы вносите в таблицу.

Заполняют таблицу

Личностные

Коммуникативные

Познавательные (общеучебные)

Изучение нового материала

- На основе ваших знаний сформулируйте определение цветка.

Ответы детей.

Запишите определение цветок в свои тетради.

 Вопрос учителя:

  - Внимание, вопрос: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег.

 - Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Ответы детей.

 - Используя информацию со слайда, назовите структурные части цветка.

Ответы детей.

 - А теперь, опираясь на текст учебника §22, опишите функции каждой части цветка по следующей схеме: Слайд 4.

Название части цветка

Функции

Ответы детей.

 

- Все структурные части цветка делят на 2 группы: главные и вспомогательные. Используя уже имеющиеся знания о строении цветка, установи соответствие между частью  цветка и группой, к которой эта часть относится:

Слайд 5.

А. Главные                       1.Лепесток

Б. Вспомогательные       2. Тычинка

                                          3. Чашелистик

                                          4. Цветоложе

                                          5. Пестик

                                          6. Цветоножка

Ответ поясните.

Ответы детей.

 - Вернёмся к нашему вопросу: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег. 

Слайд 6.

Ответы детей.

 - В цветке происходят 2 очень важных в жизни растения процесса: опыление и оплодотворение. Используя текст учебника, выпишите определение этих понятий. Слайд 7.

 - Как вы думаете, взаимосвязаны ли эти 2 процесса? Ответ поясните.

Ответы детей.

- Обратите внимание на название §22. Почему цветок относят к генеративным органам?

Ответы детей.

 Слайд 8.

Вашему вниманию биологическая задача, ответ на которую вы дадите после просмотра видео фрагмента.

Задача: Начинающий садовод отправился на сельский рынок в надежде приобрести саженец облепихи. В огромном многообразие растений ему удалось найти то, что он искал. Вернувшись, счастливый с покупкой садовод отправился на участок и сразу же посадил молодое растение. Каково же было его удивление, когда ни через год, ни через 2…5…7 лет облепиха не приносила плоды. Объясните, почему?

Демонстрация фрагмента видео урока: http://www.youtube.com/watch?v=OCHcD3d5lo8 

 - Вернемся к задаче. Ответьте на ее вопрос.

Ответы детей. 

Слайд 10.

 - Используя имеющиеся знания и текст §22, дополните схему:

Типы цветков

Обоеполые:                                   ?

Двудомные                                   ?

Приведите пример цветов на каждый тип.

Ответы детей. 

Слайд 11.

 - Вашему вниманию 2 фотографии цветов (сирень и роза).

Назовите эти цветы. Чем они отличаются?

Ответы детей.

 - Группа цветов располагающихся в определенном порядке, называется соцветием.

Слайд 12.

 - Познакомимся с типами соцветий, выполняя лабораторную работу §22 с. 87. В результате лабораторной работы необходимо заполнить таблицу, как обобщение (на заранее заготовленных листах).

Тип соцветия

Схема соцветия

Пример растения

Прочитать пункт 1-2 и ответить на вопрос: какой тип соцветия у черемухи (или ландыша).

Ответьте на вопросы:

1. Какие типы соцветий существуют?

2. Каково биологическое значение соцветия?

Ответы детей.

Отвечают на вопрос

Записывают определение в тетрадь

Отвечают на вопрос

Называют части цветка

Заполняют таблицу:

Название части цветка

Функции

Лепестки

Защита пестика и тычинок, привлечение насекомых и животных для опыления

Чашелистики

Защита бутона цветка на стадии развития

Цветоножка

Выносит цветок выше к опылителям

Цветоложе

На нем располагаются пестик и тычинки

Пестик

В нем происходит оплодотворение и образование женских гамет

Тычинка

В не образуются мужские гаметы

Распределяют по группам (главные  – тычинка и пестик), отвечают на вопрос.

Приводят, аргументы, доказывающие, что цветок –видоизмененный укороченный побег.

Отвечают на вопрос.

Просмотр видеофрагмента, на основе полученной информации решают задачу.

Составляют схему в тетради.

Рассматривают фото и отвечают на вопросы.

Записывают определение в тетрадь.

Выполняют лабораторную работу.

Отвечают на вопросы.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные (общеучебные)

Познавательные

(постановка и решение проблем)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные (общеучебные и логические)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

(общеучебные)

Личностные

Личностные

Коммуникативные

Познавательные (постановка и решение проблем)

Коммуникативные

Личностные

Познавательные
(логические)

Регулятивные

Познавательные (логические)

Коммуникативные

Личностные

Коммуникативные

Познавательные (логические)

Закрепление изученного

 - Используя свою таблицу, скажите, что нового вы узнали о цветке?

 - Распределите правильно структурные части цветка.

 - Составьте синквейн к понятию цветок.

 -Определите тип соцветия:  

Выполняют задания.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Итог урока

 Беседа

Отвечают на вопросы.

Д/з

Слайд 13.

§22, составить красочный кроссворд не менее 12 слов по пройденной теме

Записывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"

методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...

Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Методическая разработка конспекта урока "Строение и функции ДНК"

Цель урока: сформировать понятие о ДНК –  как носителе наследственной информации, ее строении и функциях....

Методическая разработка урока "Внутреннее строение листа"

Открытый урок "Внутреннее строение листа"...

Методическая разработка урока "Сон и его значение". 8 класс.

Цель урока "Сон и его значение" изучить физиологическую природу сна и сноведений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение....