Пищеварение в ротовой полости
план-конспект урока по биологии на тему

Нехорошева Татьяна Викторовна

Задачи урока:


- познакомить учащихся со строением и особенностью пищеварения в ротовой полости, продолжить формирование умений приобретать знания из дополнительных источников информации (видео, демонстрационный опыт, дидактические пособия).
- развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность; формировать оценочные умения.

- воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.

  1. Орг. Момент.

Актуализация знаний.

1. Работа по формулированию правил питания.

2. Какие пословицы вы знаете, связанные с питанием и пищеварением. (Когда я ем, я глух и нем. Кто хорошо жует, тот долго живет. Обжора роет себе могилу зубами.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevarenie_v_rotovoy_polosti.odt108.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пищеварение в ротовой полости»

Задачи урока:

                   
- познакомить учащихся со строением и особенностью пищеварения в ротовой полости, продолжить формирование умений приобретать знания из дополнительных источников информации (видео, демонстрационный опыт, дидактические пособия).
- развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность; формировать оценочные умения.

- воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.

  1. Орг. Момент.

Актуализация знаний.

1. Работа по формулированию правил питания.

2. Какие пословицы вы знаете, связанные с питанием и пищеварением. (Когда я ем, я глух и нем. Кто хорошо жует, тот долго живет.  Обжора роет себе могилу зубами.)

  1. Изучение нового  материала.

 Пищеварение в полости рта. Строение ротовой полости.

В полости рта происходит измельчение пищи, смачивание ее слюной, частичное расщепление углеводов и формирование пищевого комка.

  1. Объяснение учителя.

Строение ротовой полости

На передней стенке ротовой полости находится ротовое отверстие, образованное губами. Губы состоят, в основном, из круговой мышцы рта, покрытой снаружи кожей, а изнутри слизистой оболочкой. Верхняя стенка ротовой полости образована мягким и твердым небом. Твердым небом называется костное образование, покрытое слизистой оболочкой. Мягкое небо состоит из покрытых слизистой оболочкой мышц. Это мышцы натягивающие, поднимающие мягкое небо и непарная мышца - язычок. При сокращении этих мышц во время глотания мягкое небо поднимается и герметично отделяет носоглотку от остальной части глотки. Нижнюю стенку ротовой полости называют дном или диафрагмой рта. Она образована мышцами, которые начинаются на нижнем крае нижней челюсти с внутренней ее стороны и заканчиваются на подъязычной кости. Боковые стенки ротовой полости составляют щеки, образованные щечными мускулами, покрытые снаружи кожей, а изнутри слизистой оболочкой. На задней стенке ротовой полости находится выходное отверстие - зев, ограниченный сверху мягким небом, снизу корнем языка и с боков небными дужками..

В ротовой полости находятся зубы, расположенные за ротовым отверстием и отделенные от него пространством - преддверьем рта. Они укреплены в ячейках зубных отростков челюстей. Участки слизистой оболочки покрывающей отростки, называются деснами. Также в полости рта находится язык - мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой.

В ротовой полости пища подвергается химическим и физическим воздействиям. Физические воздействия заключаются в размельчении, перетирании пищи, смачивании ее слюной и формировании пищевого комка. Размельчение пищи во рту происходит за счет жевательных движений. Сокращаются жевательные мышцы, которые перемещают нижнюю челюсть относительно верхней. Самые сильные в нашем организме жевательные мышцы развивают усилие до 400 кг. Например: цирковой гимнаст на трапеции удерживает силой этих мышц партнершу, которая сжимая в зубах гимнастический мундштук, свершает стремительные вращения. При движении челюсти зубы разрывают, размельчают и перетирают пищу. Размельченная во рту пища пропитывается слюной и принимает вид, удобный для глотания. Жевание – это акт рефлекторный. Люди принимают пищу, подготовленную кулинарной обработкой. Однако, тщательное пережевывание даже такой пищи – это необходимое условие нормальной деятельности организма и прежде всего, его органов пищеварения. Хорошо прожеванная пища быстро пропитывается слюной и другими пищеварительными соками и подвергается необходимой химической обработке.

Плохо пережеванная и проглоченная кусками пища может повредить слизистую оболочку глотки, пищевода, желудка и, кроме того, не может быть в полной мере обработана пищеварительными соками. Очень часто это ведет к различным заболеваниям желудка. Несмотря на то, что хорошо пережеванная пища находится у человека во рту в среднем 15–18 секунд, она уже здесь подвергается химической переработке ферментами, содержащимися в слюне.

  1. Изучение нового материала.

Инициативные группы

  1. Группа «Анатомы» изучает дополнительный материал о составе слюны, распо ложении слюнных желез, готовит выступление для всего класса. (Приложение №1)

Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только её механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажнённые слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Вся слизистая оболочка рта, от губ до зева, имеет множество слюнных и слизистых желёз разной величины. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них и микроскопически малых. Крупные железы похожи на гроздья винограда, их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щёки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнётся выделение слюны в ротовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удаётся, т.к. она находится глубоко под языком.

Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желёз и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.

За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. При сухой пище выделяется много слюны, при влажной – мало.

Слюна представляет собой вязкую, бесцветную жидкость. Она на 95-99% состоит из воды и на 1-1,5% - из органических и неорганических веществ. К органическим веществам относятся: белок муцин, некоторое количество глобулинов аминокислот.

В слюне содержатся ферменты: птиалин, амилаза и мальтаза вызывающие расщепление углеводов до глюкозы, если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус, и нет ферментов расщепляющих белки и жиры.

 У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, т.к. содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

1.У взрослых людей 32 зуба..

  1. Типы зубов.

№ п/п

Название

Количество

Строение

Функция

1

Резцы

4(8)

Плоские

Откусывание

2

Клыки

2(4)

Заостренные

Откусывание

3

Коренные малые

4(8)

Тупые

Пережевывание

4

Коренные большие

6(12)

тупые

Пережевывание

4. Строение зуба. Перед вами лежит схема зуба, по ходу моего объяснения записываете название части зуба на схеме.

  1. Каждый зуб сидит в глубокой ячейке десен, альвеоле. Видимая часть зуба называется коронкой, далее идет шейка и корень зуба. Коронка покрыта эмалью. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль желтовато-белого цвета. Вся костная масса зуба под эмалью состоит из дентина примерно такого же состава и прочности, как и обычная кость. Прочность дентина близка к прочности чугуна. Дентин – это живая ткань (по составу он схож с костью, но не так порист) дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба. Если эти клетки связаны с нервами и сосудами, они выделяют в дентин и удаляют из него соли Са. Внутренняя часть зуба полая – пульпа, заполняют полость зуба кровеносные сосуды и нервы. Корень зуба покрыт другим костным веществом – цементом. Он похож на обыкновенную кость. Дентин, эмаль и цемент обеспечивают прочность зуба. Корень зуба окружен сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб. Нервы губчатого вещества в полости зуба особенно чувствительны к температуре.
  2. Проверка схемы.
  3. Зуб – это живой орган с хорошей эмалевой защитой. Если она разрушается, в него проникают микробы, обильно населяющие ротовую полость. Они быстро разрушают дентин, губчатое вещество, обнажая чувствительные к боли нервы.

Работа с группой.

  1. Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).
  2. Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы? (для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).
  3. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем? (эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).
  4. Почему необходимо беречь зубы? (зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).

2.Группа «Практики» выполняет лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняет свои полученные результаты перед классом. (Приложение № 2.)

    Инструктивная карточка.

Для работы необходимы кусочки накрахмаленных бинтов (готовятся заранее).

1)  Взять крахмальный бинт, смочить его краешек своей слюной.

2)  Зажать смоченный бинт в ладонях и выдержать в тепле около минуты.

3)  Расправить бинт и опустить в блюдце с йодной водой, наблюдать изменение цвета смоченной слюной части бинта и не смоченной.

4)  Сделать вывод о действии ферментов слюны на углеводы (крахмал).

(При каких условиях наблюдается действие фермента амилазы?

Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?

Какие вещества образуются в ротовой полости при расщеплении крахмала?)

3. Группа «Методисты» работает над дополнительным материалом, раскрыва ющим методику изучения функций слюнных желез, готовит сообщение для класса.

(Приложение № 3.) «Плёвая желёзка». Блестящие исследования работы слюнных желез провели И.П. Павлов и его ученики. Ими была разработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушную слюнную железу собаки. Отверстие ее протока   из внутренней стороны щеки перенесли наружу. Слюна не поступала в рот, а стекала каплями через подклеенную к щеке воронку в пробирку. Таким образом,  можно легко наблюдать деятельность железы.

Опыты показали, что на различные раздражители выделяется слюна, неодинаковая по количеству и составу. Так, из околоушной железы на мясо выделяется мало слюны, но она густая, богатая слизью. Она обвалакивает мясо и облегчает проглатывание.  Вдвое больше слюны выделяется при кормлении хлебом, т.к. хлеб впитывает жидкость и для его проглатывания нужно больше слюны. На жидкую пищу выделяется очень мало слюны; на подкисленную - очень много водянистой, но более щелочной слюны, которая нейтрализует кислоту; на введение в рот воды, подогретой до 45 °С, выделяется очень густая слюна, обволакивающая слизистую оболочку полости рта и предохраняющая ее от ожога.

Столь сложная и разнообразная работа слюнных желез обеспечивается рефлекторно нервной системой. Когда пища попадает в рот, возникает рефлекторное отделение слюны. Этот рефлекс врожденный или безусловный, как и рефлекс отдергивания руки при уколе.

При виде пищи происходит такой же рефлекс, но только начинается он с нервных окончаний, находящихся не в полости рта, а в глазу. Каждый из нас знает, что нередко при одном только виде пищи, а иногда даже при мысли о ней «текут только слюнки». Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете его в рот. Сразу же почувствуете отделение слюны. Этот рефлекс не постоянный и не врожденный. Он приобретается в результате жизненного опыта, его называют условным. Слюнные железы связаны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапу, и в ответ отделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану. «Плёвая желёзка», как ласково называл И. П. Павлов слюнную железу, была превращена в мощный телескоп, направленный на изучение деятельности мозга.

4. Группа «Теоретики» изучает материал о глотании. (Приложение № 4.)

Глотание. Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановить. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод. Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.

  1. Рефлексия.

Каждая пара учащихся получает перечень вопросов, на которые в ходе выступле ния групп должны найти ответы.

Примерный перечень вопросов для работы учащихся:

  1. В каком отделе пищеварительного канала человека начинается пищеварение?
  2. Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?
  3. Почему при долгом жевании картофеля ощущается сладковатый вкус?
  4. Где образуется слюна?
  5. Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желез?
  6. Какие рефлексы носят названия безусловные (врожденные) слюноотдели тельные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?
  7. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?
  8. Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
  9. Почему, когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но, сделав 3-4 гло тательных движения без пищи, чувствуем затруднения в глотании?
  10. Почему для того, чтобы было легче проглотить сухой хлеб, его часто запива ют чаем или молоком?

После самостоятельной работы в группах организуется выступление учащихся.

Организуется работа учащихся в парах по вопросам, полученным в начале урока.

  1. Итог урока.

Что главное вы узнали на уроке?

Каково строение пищ. системы, пищеварение  в ротовой полости и т.д.

VI. Д.З. с.151-154,  179-184, сообщение на тему: «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Пищеварение в ротовой полости

В данный урок входят: - презентация (4 слайда); - тренинги  (для самостоятельной работы учащихся, а так же для проверки знаний); - тесты....

конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...