Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка уроков.

Раздел 1. Пояснительная записка.

ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ

11-15 апреля 2016 г. (в рамках недели естественных наук)

11 апреля – просмотр фильма, индивидуальная работа учащихся с таблицами (2часа)

12 апреля – работа учащихся в группах, обсуждение экологических проблем и путей решения, анализ цитат фильма (45 мин)

13 апреля – работа учащихся в группах (6групп) (45 мин):

а) 3 группы – создают баннеры, отражающие экологические проблемы континентов

б) другие 3 группы – создают баннеры, показывающие пути решения населением экологических проблем

14 апреля – презентация баннеров (45 мин)

15 апреля – подведение итогов (45 мин)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ГБОУ СОШ №51 Петроградского района, 35 кабинет

УЧИТЕЛЯ

Чернова Т.О., учитель географии; Алферьева Е.Ю., учитель биологии

ТЕМА УРОКОВ

«Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

270 мин

ЭПИГРАФ УРОКОВ

Земля – наш дом, бесценное народное богатство, её беречь – святой долг каждого.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

В настоящее время экологические проблемы становятся все более глобальными и важными для человечества. Бурный процесс мирового экономического развития породил безответственное отношение людей к природе. Он привел к волевым решениям, которые оказались или могут в ближайшей перспективе оказаться губительным для экосистем, формировавшихся тысячи и миллионы лет. Мы находимся на таком этапе антропогенных воздействий на природу, когда процессы экологической деградации носят выраженный локальный характер. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе.

ЦЕЛЬ УРОКОВ

1.определить глобальные проблемы современности, раскрыть их сущность, выяснить причины, поиски путей решения;

2.формировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, формировать гражданскую зрелость, умение применять теоретические знания в нестандартных ситуациях.

ЗАДАЧИ УРОКОВ

Образовательные:

  1. рассмотреть деятельность человека в разных странах мира, при этом анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе
  2. выявить глобальные экологические проблемы современности;
  3. раскрыть суть проблем;
  4. рассмотреть влияние деятельности человека на все оболочки Земли;
  5. предложить пути решения этих проблем;
  6. разобрать и осмыслить цитаты из просмотренного фильма;
  7. повторить и обобщить знания по географии и биологии.

Развивающие:

развивать:

  1. умение выбирать необходимую информацию, анализировать ее;
  2. познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с экологическими проблемами мира

Воспитательные:

  1. воспитывать уважительное и бережное отношение к окружающей среде;
  2. содействовать сохранению природы;
  3. воспитать чувство ответственности за происходящее на Земле;
  4. формировать активную гражданскую позицию по защите окружающей среды.

РЕШАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Как хозяйственная деятельность человека влияет на природу Земли, каковы ее последствия?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ

Страны мира, вид хозяйственной деятельности, проблема, решение, глобальные экологические проблемы, глобальные экономические и социальные проблемы.

ВИД ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ИКТ

1. Видеоролик «Экологические проблемы» (3 мин);

2. Видеофильм «Дом», Люк Бессон,  Ян Артюс- Бертран, 2009

ОБОРУДОВАНИЕ

1 день - компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся (шаблон для оформления таблицы каждому ученику);

2 день – цитаты из фильма каждой группе;

3 день – на урок выдаются ватманы, учебные принадлежности для оформления баннеров, вырезки из журналов, цитаты фильма, заранее заготовленные учителями для каждой группы; а также на группу для домашнего задания выдаются вырезанные учителем хмурые тучки и ясные солнышки, дома на тучках предполагается учащимся написать экологические проблемы, к которым приводит хозяйственная деятельность человека, а на солнышках пути их решения.

4 день – две магнитные доски: одна - к которой учащиеся прикрепляют баннеры после их презентации; вторая – для прикрепления «тучек» и «солнышек» (полученных проблем и путей их решения).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://school-collection.edu.ru

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. проблемное обучение
  2. информационно-коммуникационная;
  3. технология критического мышления;
  4. технология диалогового взаимодействия.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

География, биология.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

Интегрированный урок.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследовательская.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

У обучающихся в ходе урока должна сформироваться убежденность в том, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.

Раздел 2. Содержание учебного материала уроков

и этапы с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКОВ

ЭТАП УРОКОВ (время)

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

(создание проблемной ситуации, целеполагание, планирование результатов)

(15 мин) 1ДЕНЬ

Формирование учебной мотивации; проблемный вопрос мотивирует детей на открытие нового знания; создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувства каждого ученика, побуждение личного отношения к предмету обсуждения.

Самостоятельное формулирование познавательной цели уроков;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

формирование умения анализа и синтеза.

Умение вступать в диалог;

умение сотрудничать с другими людьми.

Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно.

Вступительное слово.

Включает видеоряд. Зачитывает стихотворение.

Предлагает учащимся сформулировать задачи уроков.

Актуализирует тему уроков.

Создает проблемную ситуацию.

Просмотр видеоряда, отвечают на вопросы.

Самостоятельно формулируют цели и задачи уроков.

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

(175мин) 1-3 ДЕНЬ

Развитие адекватной реакции на трудности и сделанную ошибку.

Развитие умения вести поиск и выделять необходимую информацию;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение сотрудничать с другими людьми;

умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе заполнения таблицы, фронтальной работы;

умение отслеживать действия партнера;

умение слушать и слышать.

Выдвигать версии решения проблемы;

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью.

1 день - предлагает заполнить таблицу.

2 день – просит подумать учащихся в группе над цитатами из фильма;

консультирует учащихся во время  выполнения работы.

3 день – предлагает учащимся создать баннеры, раскрывающие экологические проблемы стран и пути их решения; консультирует учащихся во время  выполнения работы. Объясняет учащимся домашнее задание: просит учащихся дома полученные  в группах экологические проблемы и пути их решения отобразить на «тучках» и «солнышках».

1 день - самостоятельно работают по разработкам учителя. Заполняют таблицу(85мин)

2 день - анализируют цитаты фильма, обсуждают экологические проблемы континентов и стран, находят пути решения проблем (45мин).

3 день – создают баннеры в группах(43мин). Слушают объяснение учителя по Д.З., записывают его в дневники(2мин).

3. ПРОВЕРКА РУЗУЛЬТАТОВ

(45мин) 4 ДЕНЬ

Учащиеся не боятся делать ошибки.

Формирование умения анализа и синтеза.

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Осознавать конечный результат.

Предлагает обсудить баннеры. Просит повесить выступающих баннер на первую магнитную доску, а получившиеся проблемы в виде тучек и пути их решения в виде солнышек на другую доску. Обсуждение всех проблем и их решений.

Каждая группа по очереди презентует свой баннер, затем прикрепляет его к доске, после презентации учащиеся группы прикалывают полученные проблемы и пути их решения в виде тучек и солнышек, озвучивают их.

Обсуждение полученных результатов.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

(25мин) 5ДЕНЬ

Осуществляется морально-этическая ориентация.

Развитие умения анализировать и обобщать.

Развитие навыка сотрудничества при ведении диалога.

Умение работать с разным видом информации.

Беседует с учащимися о полученных результатах, помогает сформулировать выводы, которые отвечают на проблемный вопрос беседы.

В процессе беседы делают выводы по итогам работы.

5. РЕФЛЕКСИЯ (15мин)

5 ДЕНЬ

Развитие рефлексии при оценивании себя.

Умение анализировать полученные знания.

Управлять своей деятельностью; проявлять инициативность и самостоятельность, контроль и коррекцию.

Предлагает учащимся заполнить карты -самооценки, консультирует учащихся.

Заполняют карты самооценки.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(5мин) 5 ДЕНЬ

Формирование культуры трудовой деятельности

Умение слушать

Заключительное слово.

Слушают учителя.


  1. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Основным объектом оценки предметных и метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий (УУД).

Метод контроля: наблюдение

Формы контроля: индивидуальные, групповые (в парах и в группе), фронтальные формы; устный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, лист самооценки (Приложение )

  1. Текст методической разработки

1.Организационный момент.

1 ДЕНЬ: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным. Но надеюсь, что наша совместная работа будет плодотворной, а общение приятным.  

И так вы готовы???? Тогда начнем…..Внимание на экран. Во время видеоряда, во вторую его часть, когда медленная музыка учитель читает слова.

ВИДЕОРЯД

Учитель:

Земля - наш общий дом
Ее должны мы сохранить,
Чтоб этот мир, где все живем
Могли и правнуки любить!
Чтоб это небо за окном,
Что синевою ясной блещет,
И эту птицу, что крылом
В воздушной синеве трепещет,
Могли увидеть и все те,
Кто должен после нас родиться,
Чтоб восхищались красоте,
В нее могли чтобы влюбиться,
А не в химической завесе,
Не в омерзительной пыли
Только мечтали бы о лесе
По книгам прошлого Земли.
И чтобы не в противогазах
На дерево не из пластмасс
Могли бы дети смело лазить,
Не проклиная предков, нас!
Я призываю всех Вас, люди!
Земля навек у нас одна,
Вы к ней внимательнее будьте,
Она для жизни создана!

Я думаю, что после такого вступления, каждый из вас уже догадался, о чем пойдет речь.

С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб, птиц. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. Повсеместно растёт понимание того, что человечество разрушает окружающую среду и подрывает собственное будущее. Экологические проблемы… Загрязнение… Эти слова мы достаточно часто можем слышать сегодня. Действительно, экологическое состояние нашей планеты ухудшается не по дням, а по часам. Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Сейчас человечество находится на грани всемирной экологической катастрофы, для предотвращения которой практически ничего не предпринимается. Многие экологические проблемы сегодня приобрели международный характер и для их решения необходимы совместные усилия разных стран. Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. 
Основная проблема человечества и то, как мы будем к ней относиться, зависит наша дальнейшая жизнь и жизнь наших потомков. Очень важно принимать во внимание значение экологических проблем, которые наносят вред здоровью людей. Но, в то же время, мы понимаем – многие проблемы экологии «обязаны» своим появлением человеку. Ведь именно он совершил открытия, которые в данный момент вредят окружающей среде.

Тема урока – «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества». В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока.

Учитель записывает на доске тему урока, цели и задачи.

Как хозяйственная деятельность человека влияет на природу Земли, каковы ее последствия?

На эти вопросы мы должны найти ответы в ходе наших уроков.  

2. Информационная часть

Для решения этой проблемы мы будем работать несколько дней, в несколько этапов.

ДЕНЬ 1: Я предлагаю вам просмотреть видеофильм. И заполнить таблицу. Чтобы вам было удобно работать, я заранее приготовила шаблон таблицы. Возьмите его в руки. Заполненная вами индивидуально таблица – будет первым итогом к решению проблемы. Если вопросов нет, приступайте к просмотру видеофильма и заполнению таблицы, а я буду рядом и помогать.

Таблица. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Земли.

Материк

Страна

Вид хозяйственной деятельности

АТМОСФЕРА

ЛИТОСФЕРА

ГИДРОСФЕРА

БИОСФЕРА

Суть проблемы

Пути решения

Африка

Кения

Рифтовая долина

Национальный парк Маасаи Маара

Туризм

Нарушение естественных ландшафтов

Исчезновение видов растений и животных

Для зверей важна знакомая местность

Исчезновение диких животных вне заповедников. За 30 лет бегемотов внесли в красную книгу как исчезающий вид

Создание заповедников (не берутся в расчет живущие там люди, животные отрезаны от привычной среды)

ДЕНЬ 2: Сегодня вы будете работать в группах и обсуждать составленные вами в течение вчерашнего дня таблицы, а также предложенные мной цитаты из фильма. В группе вам необходимо выяснить, к каким же экологическим проблемам приводит хозяйственная деятельность человека на разных континентах. Выделенные конкретные проблемы – будут третьим итогом вашей работы. Вам необходимо не только выяснить проблемы, но и предложить пути их решения, что будет являться следующим итогом работы.

ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА:

  1. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ МИР, НАДО ВЕРНУТЬСЯ К ЕГО ИСТОКАМ
  2. ВСЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ПРИНЦИПАМ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЗЕМЛИ
  3. УНИЧТОЖАЯ ДЕРЕВЬЯ, МЫ НАРУШАЕМ КРУГОВОРОТ ВОДЫ. УГЛЕВОДА И ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ
  4. ИМЕННО ПРОБЛЕМЕ ЭНЕРГИИ ПОСВЯЩЕН ФИЛЬМ
  5. С ОДНОЙ СТОРОНЫ РАВЕНСТВО В ПОТРЕБЛЕНИИ. С ДРУГОЙ – СОХРАННОСТЬ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
  6. ЗА БОГАТСТВО ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  7. КРАСОТА ЗОВЕТ И ПОБУЖДАЕТ К ДЕЙСТВИЮ
  8. ЧЕТКО РАЗГРАНИЧИЛ КОНТУРЫ И ТЕНИ

ДЕНЬ 3: Я попрошу сейчас вас в группах оформить полученные проблемы и пути их решения в виде баннеров, для этого вы можете использовать все, что у вас находится на столах (ватманы, учебные принадлежности, цитаты фильма, вырезки из журналов). Полученный баннер – следующий итог вашей работы.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневники. У каждой группы получились очень красочные и кричащие о проблемах континентов баннеры. Дома вам потребуется на «тучках» и «солнышках», которые я вам выдала написать кратко проблемы, к которым приводит хозяйственная деятельность человека и пути решения этих проблем – последний итог работы.

3. Проверка результатов.

ДЕНЬ 4: Сегодня мы с вами обсудим работу всех групп, ваши полученные результаты. Для этого каждая группа по очереди презентует свой баннер, затем прикрепляет его к доске, после презентации учащиеся группы прикалывают полученные проблемы и пути их решения в виде тучек и солнышек, озвучивают их.

4. Подведение итогов.

ДЕНЬ 5: Документальная картина «Дом», снятая в 2009 году французами Люком Бессоном и Яном Артюса-Бертраном демонстрирует зрителю подлинную красоту и величие планеты Земля. Бескрайняя река Окаванго и могучий вулкан Килиманджаро, девственные пейзажи Исландии и ледяные просторы Антарктиды — вся безграничная палитра красок живого мира с высоты птичьего полета.

 Невероятно зрелищный фильм не несет в себе абсолютно никаких экстремистских или аморальных планов, тем не менее его запретили к показу в 36 странах мира. В нашей стране фильм разрешен, тогда ответьте на вопрос ребята: почему фильм запрещен в некоторых странах мира? 

Перед ребятами две магнитные доски с баннерами, тучками и солнышками.

Учитель выслушивает ответы учащихся, участвует в обсуждении с ними.

5. Рефлексия.

Я считаю, что вы плодотворно поработали, поэтому предлагаю вам оценить свою работу в ходе нашей беседы. Для этого возьмите лист-самооценки, подпишите его. Изучите внимательно его, если вопросов нет, заполняйте.


Лист самооценки

Класс___________

Фамилия Имя учащегося_________________

Критерии

Очень хорошо

Хорошо

Мне нужно постараться

1. Просмотрев видеоряд и выслушав учителя, я самостоятельно сформулировал тему урока.

2. Я сформулировал цели и задачи урока

3. При заполнении таблицы у каждой страны я выделил проблемы и пути их решения

4. Я принимал активное участие в обсуждении проблем в группе

5. Кто в группе затруднялся с ответом, я помогал в объяснении

6. Я давал высказаться в группе каждому и принимал его точку зрения

7. Я активно принимал участие в составлении баннера, не только рисовал и клеил, а предлагал проблемы, которые необходимо поместить на плакат.

8. Дома я думал над написанием проблем и путей их решения в тучках. Оформил «тучки» и «солнышки».

9. При презентации плаката я выступал.

10. Когда выступала моя группа, я отвечал на вопросы учителей и других ребят.

11. Я задавал вопросы другим группам.

12. Я ответил на вопрос учителя «Почему фильм запрещен в некоторых странах мира?»

13. Мне понятен итог уроков, я понял, как хозяйственная деятельность человека влияет на природу Земли, каковы ее последствия?

6. Заключение

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать, что-либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией или другими химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о прибыли. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE а, порой им лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим? Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет, заслуга каждого из нас.
Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Только тогда мы сможет сберечь наш общий дом – Землю. И что осознание единства человечества – одна из основ экологической нравственности и гуманизма.

Проблема решена????????????????? (Проблема наших уроков решена, но этот вопрос по-прежнему остается открытым…).

Всего самого доброго. Берегите нашу планету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УРОК-ЛЕКЦИЯ  в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Цели урока: Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательн...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка интегрированного урока по теме: Экология одежды"

Данную работу можно использовать  на уроках технологии и экологии....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка итогового урока "История открытия и освоения Земли"

Итоговая работа по географии по теме «История открытия и освоения Земли» в  5 класс. Цель работы: закрепить и обобщить знания учащихся по изученному материалу, выявить уровень овладения...

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....