Урок биологии в 8 классе «Выделительная система»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Лобачева Татьяна Владимировна

Урок биологии в 8 классе с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок биологии в 8 классе43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе «Выделительная система»

Автор: Лобачева Татьяна Владимировна

Место выполнения работы: МБОУ СОШ №2 г. Карасука Новосибирской области

  • Цель урока: сформировать знания анатомо – физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ; выяснить причины и способы предупреждения почечных заболеваний.
  • Задачи урока:

- сформировать знания о роли, строении и функциях выделительной системы;

- развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно работать с текстом и рисунками;

 - воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья, гигиеническую грамотность в вопросах предупреждения заболеваний мочевыделительной системы.

  • Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Урок с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

План проведения урока

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова.
  1. «Покопаемся в памяти» - Почему обмен веществ является основным свойством живых организмов?
  2. Составление кластера «Этапы обмена веществ»
  3. «Верите ли вы, что….»

- выделение – необходимый завершающий этап обмена веществ;

- органами выделения являются кожа, лёгкие и почки;

- через легкие выводится пот;

- за 1 минуту через почки проходит 20% крови организма;

- в сутки в организме образуется более 100литров первичной мочи;

-вся кровь у человека проходит через почки 300 раз в сутки;

- масса почки составляет 1/160 часть массы тела, но на её работу затрачивается 1/11 часть всей энергии организма;

- почки главные органы выделения.

-Зачитываем по цепочке суждения и высказываем своё мнение.

-В ходе обсуждения возникли разногласия. Сегодня на уроке мы  глубже рассмотрим сущность  процесса выделения, познакомимся с особенностями строения и функциями почек.

III. Стадия осмысления.

  1. Значение выделения.

В результате биологического окисления в тканях образуются продукты распада: углекислый газ, вода, соли азота, фосфора и другие вещества. Избытки этих веществ вредны для организма. Основная функция органов выделения – поддержание постоянства внутренней среды организма. Жидкие продукты распада частично выводятся потовыми железами. Основная часть выводится почками в виде мочи. Образование и выведение мочи обеспечивает мочевыделительная система. Чем она образована?

  1. Пользуясь рисунком учебника закончите составление схемы:

Мочевыделительная система

Органы    мочеобразования                      Мочевыводящие органы

_________                                           ______________

___________

___________

- Как устроены почки – главные органы мочеобразования?

  1. «Пометки на полях» - учащиеся получают текст  и делают в нём соответствующие пометки: « V» - известная информация; «-» - противоречит первоначальным представлениям; «?» - непонятная информация; «+» - новая информация.

Почки, парные органы, образующие и выделяющие мочу у позвоночных животных и человека. Выводят из организма конечные продукты обмена веществ, избыток солей, воды, чужеродные и токсические соединения. Регулируют состав крови и обеспечивают постоянство внутренней среды организма.

Почка человека имеет форму боба с закругленными верхним и нижним полюсами. У взрослого человека длина почки составляет 10-12 см, ширина 6-5 см, толщина до 4 см, масса 120-200 г, обычно правая почка несколько меньше левой.

В почке различают две более или менее выпуклые поверхности — переднюю и заднюю, два края — выпуклый и вогнутый. На последнем находится углубление — почечные ворота, они ведут в небольшую почечную пазуху. Это место расположения нервов, кровеносных сосудов, больших и малых чашек, почечной лоханки, начала мочеточника и жировой ткани.

У взрослого человека почки располагаются на задней стенке брюшной полости в забрюшинном пространстве. Они лежат по бокам от позвонков, левая расположена несколько выше, чем правая.

Строение почки сложное, в ней различают наружный, более темный корковый слой и внутренний, мозговой слой. Корковое вещество почки занимает всю периферию почки, в виде столбиков входит в мозговое вещество и делит его на 7-10 почечных пирамид, основания которых обращены кнаружи, к корковому веществу, а верхушки — к почечной лоханке.

Корковое вещество почки красно-бурого цвета, толщина его 5-7 см, мозговое вещество почки более светлое. Между пирамидами заходят прослойки коркового вещества, это почечные столбы. Одна пирамида с прилежащим участком коркового вещества образует одну почечную долю. Таким образом, почка человека имеет дольчатое строение, хотя снаружи эта дольчатость не видна.

- Обсуждение результатов выполнения работы.

- Каким образом в почках происходит образование мочи?

  1. «Восстановите текст». Работа в парах.

Предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. Необходимо вставить пропущенные слова и цифры.

Структурной и функциональной единицей почки является__. Он состоит из __ и системы канальцев. В каждой почке насчитывается около__ нефронов.

В процессе мочеобразования выделяют__ этапа. На первом этапе в капсуле нефрона путём.__ образуется первичная моча в количестве__ литров в сутки. На втором этапе в процессе обратного __ воды образуется вторичная моча. Она стекает по мочеточникам в __ пузырь и выводится наружу через мочеиспускательный канал.

(Подсказки: два, 120-150 л.; капсулы; 1 000 000 млн.; мочевой; фильтрации; всасывания; нефрон)

- Чтение восстановленного текста.

Причины

Профилактика

Инфекционные заболевания

Закаливание, своевременное лечение.

Переохлаждение организма

Одеваться» по погоде», держать ноги в тепле

Избыток солей в питьевой воде

 Контроль над качеством питьевой воды

Острая пища

Рациональное питание

Употребление алкоголя. Курение

Отказ от вредных привычек

Восходящая инфекция (несоблюдение правил личной гигиены)

Соблюдать правила личной гигиены

- Как предупредить почечные заболевания?

  1. «Тонкие и толстые вопросы».

Пользуясь предложенной таблицей составить 2 вопроса.

IV.Стадия рефлексии.

-Мы изучили особенности строения  и функционирования почек - главных органов выделения.

1. Закончите предложения:

1. Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ называют … (выделением).

2. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ: ... (почки, кожа, легкие).

3. На продольном разрезе почки выделяют два слоя – наружный, или … (корковый), и внутренний, или … (мозговой).

4. У вогнутого края почки расположена небольшая полость, называемая … (почечной лоханкой).

5. Мочеточник соединяет почку с … (мочевым пузырем).

6. В состав нефрона почки входят: ... (почечная капсула, капиллярный клубочек, почечный каналец).

7. Жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, называется … (первичной мочой), а в полости почечного канальца – ... (вторичной мочой).

  1. «Пятый лишний» - выберите «лишнее» понятие и поясните выбор.
  1. Извитой каналец
  2. Капиллярный клубочек
  3. Мочеточник
  4. Собирательная трубочка
  5. Капсула нефрона.
  1. Почка
  2. Мочеточник
  3. Мочеиспускательный канал
  4. Надпочечник
  5. Мочевой пузырь

  1. «Синквейн» на тему « Почки».

V. Домашнее задание. Составить кроссворд, используя слова изученного параграфа.

VI. Итог урока:

Они как два больших боба

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже.

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

Приложение.

Тестовая работа длят проверки усвоения изученного материала

1. Выделение воды происходит через: а) почки и кожу; б) лёгкие; в) кишечник.

2. Основным структурным элементом почки является:

а) нейрон; б) почечная лоханка; в) нефрон; г) почечная капсула.

3. В основе процесса образования вторичной мочи лежит процесс:

а) фильтрации; б) диффузии; в) обратного всасывания; г) газообмена.

4. Первичная моча образуется из а) содержимого почечной лоханки; б) лимфы; в) плазмы крови;  г) вторичной мочи.

5. Удаление газообразных продуктов обмена веществ происходит через:

а) почки; б) лёгкие; в) кишечник; г) прямую кишку.

6. Местом образования вторичной мочи является: а) нейрон; б) почечная лоханка; в) каналец нефрона; г) почечная капсула нефрона.

7. В основе процесса образования первичной мочи лежит процесс

а) фильтрации; б) диффузии; в) обратного всасывания; г) газообмена.

8. Вторичная моча образуется из: а) содержимого почечной лоханки; б) лимфы; в) плазмы крови;  г) первичной мочи.

9. Соотнесите органы выделения с выполняемыми функциями

Органы выделения

Функции органов

  1. Мочеиспускательный канал
  2. Мочевой пузырь
  3. Почечная лоханка
  4. Почки
  5. Мочеточники

А) Накопление вторичной мочи перед ее поступлением в пузырь

Б) Выделение мочи из почек

В) Выведение мочи из организма

Г) Поддержание постоянства внутренней среды организма и выведение продуктов распада

Д) Накопление мочи

10. Соотнесите слова, записанные в левой колонке с понятиями правой колонки

1. Плазма

2. Первичная моча

3. Вторичная моча

4. Кровь

А) Плазма, форменные элементы

Б) Белки, вода, витамины, глюкоза, аминокислоты, минеральные вещества

В) Вода, витамины, глюкоза, аминокислоты, минеральные вещества

Г) Креатин, мочевая кислота, мочевина, лекарства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

строение пищеварительной системы.строение зубов. урок. биология 8 класс.

"Строение пищеварительной системы. Строение зубов ". Модульный урок....

Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО

изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

Презентация к уроку биологии 7 класс по теме "Нервная система"

Данная презентация содержит материал, который может быть полезным для успешного освоения учащимися 7 класса темы: "Нервная система"...

Конспект урока биологии 8 класс "Органы. Системы органов"

Конспект урока биологии для учащихся 8 класса по учебнику Н.И.Сонина...

Открытый урок в 8 классе. Выделительная система

Разработка открытого урока по биологии в 8 классе. Выделительная система....

Мастер-класс "Проект на уроке биологии 8 класса "Справочник" при изучении темы "Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы"

В материале представлено описание проведения краткосрочного проекта "Справочник" на уроке биологии в 8 классе  при изучении темы "Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной...