Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательных компетенций
проект по биологии (10 класс) на тему

формировать компетенции через проектную деятельность учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мстиславская Н.В. учитель биологии МОУ «Чойская СОШ»

Муниципальное образовательное учреждение

 «Чойская средняя общеобразовательная  школа»

Республика Алтай.

 

Учитель биологии Мстиславская Н.В.

село Чоя

2016 год.

Тип  проекта: учебный  

Статус проекта: предметный.

Идея проекта: формировать компетенции через проектную деятельность учащихся. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Цель  проекта: развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.  После завершения проекта обучающиеся смогут самостоятельно искать, обрабатывать, анализировать информации, записывать наблюдения, подводить итоги.

Задачи:  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, развивают системное мышление.

Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций) проектной деятельности

Содержательная часть проекта.

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии  как средство формирование познавательных компетенций.

       На уроке  в новой образовательной ситуации возможна подготовка  субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.   Благодаря формированию познавательных интересов,  урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.  

Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике,   это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя такой урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности.    С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.        

  Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.
С помощью метода проектов, возможно, обучить:

-выявлять и формулировать проблемы;

-проводить их анализ;

-находить пути их решения;

- работать с информацией;

-находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

          К организации образовательным проектам предъявляют следующие требования:
- учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
- учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;

- для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.

Перспективы на будущее:
- повышение уровня образования;
- использование информационных технологий на всех этапах образовательного процесса;
- повышение мотивации учеников к обучению.

 Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века.

 Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Можно выделить несколько отличительных черт проектного метода, например, такие, как:

участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

участники проекта развивают проектную инициативу, доводят ее до сведения всех;

участники проекта организуют себя на дело;

участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

участники проекта вступают в дискуссии и т. д.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

 самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление.

Выделяют следующие этапы проектной деятельности:  выделение и постановка проблемы; выдвижение гипотез; поиск и варианты решений; сбор материала; подготовка проекта; защита проекта.

Все эти этапы на первый взгляд кажутся пугающими сомнительными. Но сразу все рассеивается,    как только начнется исследовательская работа.

При выборе темы  проекта, существуют  правила:  

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).

Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Происходит логическое погружение учеников в проблему.   Все оставшееся время урока посвящается групповой работе над общей проблемой, завершающейся презентацией результатов по каждой группе, и обобщению, которое делает учитель.  

  Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.  Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.

  Темы исследований можно разделить на 3 группы.  

фантастические (несуществующие самим разработать);

эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);

теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.п. и др.).

    На уроках по биологии я  предлагаю обучающимся темы из всех трех групп. Как правило, фантастические темы по общей биологии 11 класс, по темам: Происхождение человека, возникновение жизни на Земле. Теоретические: моя родословная,  экологические проблемы земли…

  Творческие проекты  развивают познавательные, творческие навыки обучающихся. Используя проектный метод обучения, обучающиеся постигают всю технологию решения учебных задач: от постановки проблемы до представления результата.

      Предлагаемый проект направлен на  решение проблемы развития познавательного интереса учащихся путем максимального использования образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии.                                             Развивая познавательный интерес учащихся, мы, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции.   Проектная деятельность на уроках биологии способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.             Развитие познавательного интереса в области биологии  способствует формированию у обучающихся  представление о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому проектная деятельность  обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности.      

Принципы (концепция) проекта:

 гуманизация и гуманитаризация учебного процесса, развитие у детей умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

формирование личности готовой к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, толерантной, умеющей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

     Начиная внедрять проектную методику на уроках биологии, я увидела, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся   заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

    Проект побуждает учащихся: проявить интеллектуальные способности; проявить   коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и  умениями; продемонстрировать способность к самообразованию.  

В процессе разработки проекта: учащиеся  получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

    Совместная  деятельность   демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.

    При этом функции  учителя:  создание мотивации участия в проекте. Формулирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с классом); организация учащихся на работу над проектом: помощь в обозначении и    распределении обязанностей между исполнителями проекта; организация учащихся на всех этапах проекта;  контроль по необходимости   за ходом проекта;   оценивание.

    Таким образом, работа над проектом демонстрирует возможности  и перспективы сотрудничества группы ребят и учителя, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействуют качественному усвоению темы учащимися, формированию  учебных и коммуникативных умений, продвижению  их в общем, развитии.

Оценка успешности и эффективности проекта.

Показатели оценки успешности проекта.

качество усвоения учащимися учебных программ;

сформированность потребности в продолжение образования;

сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;

уровень интеллектуальных достижений учащихся;

конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы);

мотивация учащихся на сотрудничество со своими одноклассниками в учебном процессе;

демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.

   Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во   взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

 «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

Литература:

  1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина  «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки»   Учитель 2006г.
  2. Е. В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии».  Москва Глобус 2008г.
  3. Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург  2002г.
  4. И. Н. Пономарева «Общая методика обучения биологии» Москва 2007г.
  5. Демидова М.  Компетентностно - ориентированные задания в естественно-научном образовании./ Народное образование 4/2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...