Технокарта практического занятия "Генетика пола у человека. Тельца Барра и их диагностическое значение"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Расматривается проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов у человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_genetika_pola_u_cheloveka.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта практического занятия

Тема  «Генетика пола у человека. Тельца Барра и их диагностическое значение».

Преподаватель биологии ГБПОУ ККБМК - Черткова Лина Петровна

Продолжительность 90 мин (2 часа)            

Цели учебного занятия:

Образовательная: закрепить, расширить и углубить знания по теме.

Развивающая: продолжить развитие умения применять теоретические знания на практике; способствовать развитию логического мышления; умения анализировать, выделять главное.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Требования к умениям,  знаниям:

Знать:  

строение и виды метафазных хромосом, кариотипирование, Денверскую классификацию хромосом. 

Уметь:

- выявлять морфологические отличия между отдельными хромосомами и группами хромосом;

- использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач;

- владеть алгоритмом решения задач

Образовательные технологии: технология дифференцированного подхода в обучении; личностно-развивающего, проблемно-ситуационного обучения, информационно-коммуникативные технологии.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстрационный (объяснения, инструктаж); методы, определяющие логику обучения: (сравнение, обобщение, систематизация); методы, стимулирующие и мотивирующие учебно-познавательную деятельность (решение задач), частично поисковые.

Средства обучения:

Учебно-наглядные, раздаточный материал: методические указания к практическому занятию.

Технические средства обучения: раздаточный материал по теме·  рисунок: «Хромосомный набор мужчины и женщины;  схемы дифференциированно окрашенных хромосом.

Литература:

  1. Медицинская генетика: учебник / под ред. Н П.Бочкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  2. Конспект лекций

Дополнительные источники:

1. Акуленко Л. В., Угаров И. В. Биология с основами медицинской генетики. Москва, изд. группа "ГЭОТАР-Медиа", 2011 г.

2. Интернет-ресурс: www.msu-genetics.ru

Межпредметные связи: анатомия и физиология человека, биология.

 Внутрипредметные связи между разделами: «Цитологические и биохимические основы наследственности», «Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии», «Наследственность и патология».

Основные понятия: кариотип, хромосома, метацентрические, субметацентрические и акроцентрические хромосомы, хроматин, эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин (тельца Бара).

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Использование оборудования

Время

1.

Организационный момент.

проверка присутствующих, внешнего вида студентов,  проверка готовности студентов к занятию.

2 мин

2.

Постановка целей, начальная мотивация.

объявление:  темы, её проблемных вопросов; цели занятия.

2 мин

3.

Определение исходного уровня знаний.

Терминологический диктант (работа на листах контроля)

5 мин

4.

Самостоятельная практическая работа студентов.

Преподаватель контролирует работу студентов в тетрадях.

60 мин

5.

Проверка тетрадей.

Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий

5 мин

6.

Обобщение, систематизация знаний

10мин

7.

Подведение итогов.

Выставление оценок с комментариями преподавателя

5 мин

8.

 Домашнее задание

Подготовка к следующему занятию.

1мин

Итого

90 мин

Конспект занятия

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и целей занятия, начальная мотивация и актуализация.      

Вступительное слово преподавателя: Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования и определения пола.

Постановка проблемы.

Большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем, внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно соотношение 1:1.

От чего же зависит рождение мужских и женских особей? Как объяснить это явление?

Можно предложить, что один пол дает два типа гамет (гетерозиготный), а другой – один (гомозиготный).

От того, какой тип гамет гетерозиготного пола встретится при оплодотворении с гаметой гомозиготного пола, зависит пол развивающегося потомка. Такое же предложение высказал Г. Мендель.

Это предложение было подтверждено в начале ХХ века, когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Чем?

  1. Самостоятельная практическая работа студентов.  Организуется самостоятельная работа с материалами учебника для поиска ответа на поставленный вопрос.

Задание 1. Заполнить схему 

Генетика пола человека

Задание 2. Заполнить таблицу

Таксономические группы,

организмы

Тип зиготы

Половые хромосомы

Женский организм

Мужской организм

яйцеклетки

сперматозоиды

Человек, млекопитающие, пресмыкающиеся, моллюски, муха дрозофила

ХХ  

ХY

Х и Х

Х и Y

Птицы, некоторые рыбы, бабочки

ХY

ХХ

Х и Y

Х и Х

Прямокрылые

ХХ  

ХО

Х и Х

Х и О

Моль

ХО

ХХ

Х и О

Х и Х

Наличие половых хромосом ХХ и ХY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обуславливает рождение равного числа детей обоего пола.

http://festival.1september.ru/articles/585033/img2.jpg

Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строгого соотношения 1:1. обычно мальчиков рождается больше, чем девочек. Например, на 100 девочек среди белого населения рождается 106 мальчиков. В среднем возрасте на 100 новорождённых девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек – 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин – 85 мужчин, а к 85 – летнему возрасту на 100 женщин всего 50 мужчин.

Это так называемое вторичное изменение соотношения полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей, поэтому короче, чем женских.

Выступление студента с сообщением “Определение пола у человека” (презентация)

Определение пола у человека

В конце 40-х годов ученый М.Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или тельцем Бара. Одна Х-хромосома всегда оказывается в активном состоянии и имеет обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Бара всегда на единицу меньше числа наличных Х-хромосом, т.е. у самца (ХY) их нет, а у самки (ХХ) - только одно. Такая закономерность оказалось характерной для млекопитающих, в том числе и для человека.

Наличие полового хроматина легко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом. Следовательно, отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как непосредственно – путём анализа хромосомного набора соматических клеток, так и косвенно – по наличию полового хроматина.

При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например: синдром Клайнфельтера (♂ХХY), синдром Тернера (♀ ХО). (Cм. презентацию).

Задание 3. Решение задач.

1. У человека ген гемофилии сцеплен с Х-хромосомой. Девушка, отец которой гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определить вероятность рождения больного ребёнка в браке.

2. У человека ген дальтонизма сцеплен с Х-хромосомой. У матери-носителя и здорового отца родился сын-дальтоник. Какова вероятность рождения больного ребёнка, если этот сын в будущем создаст семью с девушкой-носителем?

3. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Постройте родословную данной  семьи и определите, каким будет зрение у  детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.

4. Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

5. Пробанд имеет нормальные по окраске зубы. У его сестры зубы коричневые. У матери пробанда зубы коричневые, у отца – нормальной окраски. Семь сестер матери пробанда с коричневыми зубами, а четыре брата с нормальными. Одна тетя пробанда по линии матери, имеющая коричневые зубы, замужем за мужчиной с нормальными зубами. У них трое детей: дочь и сын с коричневыми зубами и дочь с нормальными зубами. Два дяди пробанда по линии материи женаты на женщинах без аномалии в окраске зубов. У одного из них два сына и дочь, у другого – две дочери и сын. Все они с нормальными зубами.  Коричневые зубы имел дедушка пробанда по линии матери, а у бабушки по линии матери были нормальные зубы. Два брата дедушки по линии матери с нормальной окраской зубов. Прабабушка (мать деда по линии матери) и прапрабабушка (мать этой прабабушки) имели коричневые зубы, а их мужья имели белую окраску зубов.

Постройте родословную, определите тип наследования признака, генотип пробанда и вероятность рождения детей с аномалией в семье пробанда при условии, что он вступит в брак с женщиной, гетерозиготной по данному признаку.

4. Проверка дневников. Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий

5. Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями преподавателя

6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние электромагнитных полей на человека,животных и растения"

Материал можно использовать при изучении темы "Электромагнитное поле" в 9-ом и 11-ом классе.Рассматриваются такие проблемные вопросы как :1.Какова взаимосвязь электромагнитных полей и живых организмов...

Рисунок школьника - развитие и диагностическое значение

Мои наблюдения за специфическими особенностями развития детей младшего школьного возраста (в том числе - имеющими ограниченные возможности здоровья), отражающимися в детском рисунке....

практическая работа "Строение тканей человека"

Презентацию можно использовать при проведении практической работы при изучении тканей организма человека либо при закреплении данной темы. Рисунки в презентации сжаты (150 пикс. на дюйм), чтобы файл н...

Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)

Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...

Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)

Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...

Практическая работа по теме "Человек - личность"

Практическая работа №1 включает в себя методический материал для работы на урока обществознания в 6 классах. Задания:1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека...