Технокарта практического занятия "Генетика пола у человека. Тельца Барра и их диагностическое значение"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Расматривается проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов у человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_genetika_pola_u_cheloveka.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта практического занятия
Тема «Генетика пола у человека. Тельца Барра и их диагностическое значение».
Преподаватель биологии ГБПОУ ККБМК - Черткова Лина Петровна
Продолжительность 90 мин (2 часа)
Цели учебного занятия:
Образовательная: закрепить, расширить и углубить знания по теме.
Развивающая: продолжить развитие умения применять теоретические знания на практике; способствовать развитию логического мышления; умения анализировать, выделять главное.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Требования к умениям, знаниям:
Знать:
строение и виды метафазных хромосом, кариотипирование, Денверскую классификацию хромосом.
Уметь:
- выявлять морфологические отличия между отдельными хромосомами и группами хромосом;
- использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач;
- владеть алгоритмом решения задач
Образовательные технологии: технология дифференцированного подхода в обучении; личностно-развивающего, проблемно-ситуационного обучения, информационно-коммуникативные технологии.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстрационный (объяснения, инструктаж); методы, определяющие логику обучения: (сравнение, обобщение, систематизация); методы, стимулирующие и мотивирующие учебно-познавательную деятельность (решение задач), частично поисковые.
Средства обучения:
Учебно-наглядные, раздаточный материал: методические указания к практическому занятию.
Технические средства обучения: раздаточный материал по теме· рисунок: «Хромосомный набор мужчины и женщины; схемы дифференциированно окрашенных хромосом.
Литература:
- Медицинская генетика: учебник / под ред. Н П.Бочкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
- Конспект лекций
Дополнительные источники:
1. Акуленко Л. В., Угаров И. В. Биология с основами медицинской генетики. Москва, изд. группа "ГЭОТАР-Медиа", 2011 г.
2. Интернет-ресурс: www.msu-genetics.ru
Межпредметные связи: анатомия и физиология человека, биология.
Внутрипредметные связи между разделами: «Цитологические и биохимические основы наследственности», «Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии», «Наследственность и патология».
Основные понятия: кариотип, хромосома, метацентрические, субметацентрические и акроцентрические хромосомы, хроматин, эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин (тельца Бара).
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Использование оборудования | Время |
1. | Организационный момент. | проверка присутствующих, внешнего вида студентов, проверка готовности студентов к занятию. | 2 мин |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | объявление: темы, её проблемных вопросов; цели занятия. | 2 мин |
3. | Определение исходного уровня знаний. | Терминологический диктант (работа на листах контроля) | 5 мин |
4. | Самостоятельная практическая работа студентов. | Преподаватель контролирует работу студентов в тетрадях. | 60 мин |
5. | Проверка тетрадей. | Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий | 5 мин |
6. | Обобщение, систематизация знаний | 10мин | |
7. | Подведение итогов. | Выставление оценок с комментариями преподавателя | 5 мин |
8. | Домашнее задание | Подготовка к следующему занятию. | 1мин |
Итого | 90 мин |
Конспект занятия
- Организационный момент
- Объявление темы и целей занятия, начальная мотивация и актуализация.
Вступительное слово преподавателя: Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования и определения пола.
Постановка проблемы.
Большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем, внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно соотношение 1:1.
От чего же зависит рождение мужских и женских особей? Как объяснить это явление?
Можно предложить, что один пол дает два типа гамет (гетерозиготный), а другой – один (гомозиготный).
От того, какой тип гамет гетерозиготного пола встретится при оплодотворении с гаметой гомозиготного пола, зависит пол развивающегося потомка. Такое же предложение высказал Г. Мендель.
Это предложение было подтверждено в начале ХХ века, когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Чем?
- Самостоятельная практическая работа студентов. Организуется самостоятельная работа с материалами учебника для поиска ответа на поставленный вопрос.
Задание 1. Заполнить схему
Генетика пола человека
Задание 2. Заполнить таблицу
Таксономические группы, организмы | Тип зиготы | Половые хромосомы | ||
Женский организм | Мужской организм | яйцеклетки | сперматозоиды | |
Человек, млекопитающие, пресмыкающиеся, моллюски, муха дрозофила | ХХ | ХY | Х и Х | Х и Y |
Птицы, некоторые рыбы, бабочки | ХY | ХХ | Х и Y | Х и Х |
Прямокрылые | ХХ | ХО | Х и Х | Х и О |
Моль | ХО | ХХ | Х и О | Х и Х |
Наличие половых хромосом ХХ и ХY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обуславливает рождение равного числа детей обоего пола.
Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строгого соотношения 1:1. обычно мальчиков рождается больше, чем девочек. Например, на 100 девочек среди белого населения рождается 106 мальчиков. В среднем возрасте на 100 новорождённых девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек – 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин – 85 мужчин, а к 85 – летнему возрасту на 100 женщин всего 50 мужчин.
Это так называемое вторичное изменение соотношения полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей, поэтому короче, чем женских.
Выступление студента с сообщением “Определение пола у человека” (презентация)
Определение пола у человека
В конце 40-х годов ученый М.Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или тельцем Бара. Одна Х-хромосома всегда оказывается в активном состоянии и имеет обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Бара всегда на единицу меньше числа наличных Х-хромосом, т.е. у самца (ХY) их нет, а у самки (ХХ) - только одно. Такая закономерность оказалось характерной для млекопитающих, в том числе и для человека.
Наличие полового хроматина легко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом. Следовательно, отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как непосредственно – путём анализа хромосомного набора соматических клеток, так и косвенно – по наличию полового хроматина.
При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например: синдром Клайнфельтера (♂, ХХY), синдром Тернера (♀ ХО). (Cм. презентацию).
Задание 3. Решение задач.
1. У человека ген гемофилии сцеплен с Х-хромосомой. Девушка, отец которой гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определить вероятность рождения больного ребёнка в браке.
2. У человека ген дальтонизма сцеплен с Х-хромосомой. У матери-носителя и здорового отца родился сын-дальтоник. Какова вероятность рождения больного ребёнка, если этот сын в будущем создаст семью с девушкой-носителем?
3. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Постройте родословную данной семьи и определите, каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.
4. Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.
5. Пробанд имеет нормальные по окраске зубы. У его сестры зубы коричневые. У матери пробанда зубы коричневые, у отца – нормальной окраски. Семь сестер матери пробанда с коричневыми зубами, а четыре брата с нормальными. Одна тетя пробанда по линии матери, имеющая коричневые зубы, замужем за мужчиной с нормальными зубами. У них трое детей: дочь и сын с коричневыми зубами и дочь с нормальными зубами. Два дяди пробанда по линии материи женаты на женщинах без аномалии в окраске зубов. У одного из них два сына и дочь, у другого – две дочери и сын. Все они с нормальными зубами. Коричневые зубы имел дедушка пробанда по линии матери, а у бабушки по линии матери были нормальные зубы. Два брата дедушки по линии матери с нормальной окраской зубов. Прабабушка (мать деда по линии матери) и прапрабабушка (мать этой прабабушки) имели коричневые зубы, а их мужья имели белую окраску зубов.
Постройте родословную, определите тип наследования признака, генотип пробанда и вероятность рождения детей с аномалией в семье пробанда при условии, что он вступит в брак с женщиной, гетерозиготной по данному признаку.
4. Проверка дневников. Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий
5. Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями преподавателя
6. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние электромагнитных полей на человека,животных и растения"
Материал можно использовать при изучении темы "Электромагнитное поле" в 9-ом и 11-ом классе.Рассматриваются такие проблемные вопросы как :1.Какова взаимосвязь электромагнитных полей и живых организмов...
Рисунок школьника - развитие и диагностическое значение
Мои наблюдения за специфическими особенностями развития детей младшего школьного возраста (в том числе - имеющими ограниченные возможности здоровья), отражающимися в детском рисунке....
практическая работа "Строение тканей человека"
Презентацию можно использовать при проведении практической работы при изучении тканей организма человека либо при закреплении данной темы. Рисунки в презентации сжаты (150 пикс. на дюйм), чтобы файл н...
Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)
Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки, отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...
Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)
Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки, отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...
Практическая работа по теме "Человек - личность"
Практическая работа №1 включает в себя методический материал для работы на урока обществознания в 6 классах. Задания:1. Выделите из перечисленного главные признаки, отличающие человека...
6 класс. текст для практической работы по теме "Человек и человечность"
текст для практикума...