Тема урока: «Биотехнология и научно- технический прогресс»
учебно-методический материал по биологии на тему
Тема урока: «Биотехнология и научно- технический прогресс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-seminar_biotehnologiya_i_nauchno-_tehnicheskiy_progress.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ
БИОЛОГИИ.
(УРОК – СЕМИНАР)
11 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
ИВАНЮШКО Т.В.
Тема урока: «Биотехнология и научно- технический прогресс»
Цель:
- Сформировать у учащихся знания о биотехнологии как одном из направлений научно- технического прогресса, усвоить специфические свойства микроорганизмов и методы их селекции.
- Развивать навыки конспектирования материала, работать с учебной и научно – популярной литературой, устанавливать межпредметные связи.
- Раскрыть важную роль биотехнологии в развитии многих отраслей народного хозяйства.
- Использовать новые формы проведения занятий в форме семинара.
Вопросы для выступления, список литературы для подготовки учащихся сообщаются примерно за две недели до семинара.
План семинара:
- Выступление учителя. Определение биотехнологии.
- Основные этапы развития микроорганизмов в микробиологии.
- Основные направления использования микроорганизмов, определяющие их разнообразие и крупномасштабное производство.
- Методы селекции микроорганизмов. Использование культур клеток и создание гибридов, применение генной инженерии.
- Обобщение учителя. Влияние биотехнологии на научно- технический прогресс. Информация об учебных заведениях, готовящих специалистов для микробиологической промышленности.
Ход урока
- Орг. момент.
- Тема, цель семинара.
- Выступление учителя. Определение биотехнологии.
Изучая генетику и селекцию растений, мы много говорили о методах выведения новых сортов растений, пород животных, отвечающих интересам человека, показывали ту огромную роль, которую они играют в развитии с/х, повышении интенсивности растениеводства и животноводства.
Есть еще одно направление развития биологической науки , которое позволило решить многие вопросы обеспечения животных кормами, , человеку даст много перспективных направлений в развитии с/х , медицины и т. д.. Это микробиологическая промышленность и основанная на ней биотехнология.
Что же такое биотехнология?
Определение «биотехнология» было впервые введено в 1984 году Европейской федерацией по биотехнологии.
Биотехнология - это интегрированное использование биохимии, микробиологии и инженерных наук с целью достижения
технологического (промышленного) применения способностей микроорганизмов, культуры клеток, ткани и их частей.
Биотехнология – это использование живых организмов и биологических процессов в производстве.
2. Основные этапы развития биотехнологии.
1 этап -Древний каменный век (первые «Биотехнологии», первые земледельцы – виноделие , хлебопечение) сообщения учащихся
( Л.А.Панфилова, Э.Г.Донецкая «Анатомия, физиология и гигиена человека»
«Общая биология стр.593- 596с.
2. этап - промышленная микробиология – середина 19 века
(работы французского химика Луи Пастера) – использование дрожжей, бактерий в пищевой промышленности (хлеб, сыр. Творог, вино, пиво, простокваша. кефир. кумыс, уксус и т. д.)
В с/х – силосование, мочение льна
3 этап. 70 – е годы 20 века и до наших дней.
Создание организмов с заданными свойствами, в том числе трансгенные растения и животные, исследование культуры ткани, создание новых белков с заданными свойствами.
3.Основные направления использования микроорганизмов в народном хозяйстве.
(сообщения учащихся)
1 Роль микроорганизмов в пищевой промышленности.
2. роль микроорганизмов в сельском хозяйстве.(кормопроизводство, бактериальные азотные удобрения).
3. инсектициды (вещества, использующиеся для уничтожения нежелательных насекомых в хозяйстве или в природных сообществах)
4. стимуляторы роста растений.
- в металлургии (выделение металлов из бедных руд)
- в энергетике ( получение метана с помощью ферментов синтетаз)
- очистка сточных вод на биофильтрах.
- в здравоохранении ( синтез медицинских преператов , очистка медицинских инструментов, лечение зубов, получение витаминов и т.д.)
- в дорожном строительстве.
- в нефтяной промышленности (микроорганизмы, разжижающие нефть или превращающие ее в газ)
- в реставрации памятников
- в генной инженерии
- в криминалистике.
Литература, для подготовки сообщений:
- Л.А.Панфилова, Э.Г.Донецкая стр. 593-596.
- журнал «Биология в школе» № 1 2000 г. стр. 6-7.
- Сборник творческих задач по биологии и экологии
С.Ю. Модестов стр. 45-49
- Свойства микроорганизмов, определяющие их разнообразие и крупномасштабное производство.
(сообщение учащегося)
- Использование способности микроорганизмов непрерывно и очень быстро размножаться, короткий жизненный цикл.
- малое количество генов, более простые генные взаимодействия.
- возможность более полного и точного их изучения.
- возможность внедрения в бактериальную клетку генов человека.
(интерферон. Инсулин).
- высокая активность процессов обмена веществ
(большая площадь по отношению к объему ) - физика
С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров «Общая биология» стр. 160-162.
- Методы селекции микроорганизмов. Использование культур клеток и создание гибридов; применение генной инженерии.
- сведения об индуцированном мутагенезе с помощью ренгеновского облучения - физика 11 класс
- химические мутагены (пероксид водорода)
- формальдегида СНОН, иприта.
- использование трансгенных растений и животных.
- методы гибридизации и получение новых пород и сортов.
- разделение эмбриона на несколько частей и трансплантация их к разным организмам, например коровам.
- методы по клонированию (+ и – метода Англия)
- получение новых культур клеток, получение новых организмов (вегетативное размножение, например женьшень)
Литература О.А. Рувимский «Общая биология» стр.391- 393
Энциклопедический словарь юного биолога стр. 132.
Журнал «Биология в школе»
- Обобщение учителя. Влияние биотехнологии на НТП
Внедрение достижений современной биологии в промышленное производство, с/х, строительство, медицину и т. д. становится непосредственной и очень важной силой общества
Развитие биотехнологии знаменует собой становление нового направления в научно- техническом прогрессе – биологизация общественного производства.
Поэтому роль биологических знаний, получаемых в школе и других учебных заведениях возрастает, так как эти знания находят важное применение во многих отраслях промышленного и сельско-хозяйственного производства.
Думая о будущем биологии, нужно сказать, о новом зарождающемся направлении исследований, идущем на стыке биологии с промышленностью, биологии с с/х, с медициной, с кибернетикой и другими отраслями.(пищевой, текстильной, химической и др. отраслями)
Можно даже спорить о возможности некоторых совместных с биологией отраслей, но надо быть готовыми к тому, что их результаты могут прийти к нам совершенно неожиданно и в непредсказуемых сейчас фомах.
Домашнее задание: конспект в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация в 11 классе "Научно-технический прогресс"
На уроке используется презентация,подготовленная учителем и учащимися....
научно- технический прогресс ( 11 класс по УМК Кузовлев В. П.Английский язык)
на уроке используется проектная методика-научить рассуждать о преимуществах и недостатках научно- технического прогресса....
Деловая игра для 8 класса "«Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье и успеваемость школьника»"
Данный материал учит школьников правильно распределять свое свободное время и грамотно использовать информационные технологии....
Презентация к уроку "Бионика и научно-технический прогресс".
Разделы бионики : архитектурная бионика, робототехника, протезирование, генная инженерия и т.д....
Урок химии для 11 класса " Развитие химической промышленности в условиях научно - технического прогресса"
На уроке просмотрели презентацию и выявили важнейшие направления развития химической промышленности на основе НТП:...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и подростковую психику»
Методическая разработка внеклассного мероприятия предусмотрена для студентов и их родителей. Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и подростковую психику...
План проведения учебного занятия по теме Научно-технический прогресс
Конспект урока для первого курса с презентацией...