Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»
учебно-методический материал по биологии на тему

Иванюшко Татьяна Васильевна

Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_napravleniya_i_puti_makroevolyutsii.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»

 

Задачи урока:

  1. Определить направления эволюционного процесса – биологический прогресс и биологический регресс.
  2.  Рассмотреть основные пути реализации биологического прогресса и факторы, приводящие к биологическому регрессу.
  3. Показать на примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфозов.
  4. Рассмотреть на конкретных примерах идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.
  5. Отметить роль человека в биологическом прогрессе и биологическом регрессе видов.

 

Оборудование:

Таблицы, в том числе самодельные: представители отделов растений, типов и классов животных; кистеперые рыбы, стегоцефалы, семенные папоротники, гербарии, раковины моллюсков и т.д.

Фрагменты кинофильма «Основные направления эволюции». Схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией по А.Н. Северцову.

 

 

Ход урока:

  1. .     Вступительная часть

Организационный момент. Сообщение учащимся темы, задач и хода урока.

 

     Основная часть урока

«Направления и пути макроэволюции»

  

2.     Основная часть урока

  1. Изо дня в день, из года в год нас окружают, на первый взгляд одни и те же, растения и животные: в лугах лежат зеленым ковром одни и те же травы, по цветам снуют в поисках нектара одни и те же пчелы, раздается пение одних и тех же птиц. И не сразу на ум может придти мысль – об эволюции, о том, что все живое подвержено непрерывному изменению. Однако кажущаяся неизменность живой природы так же обманчивы, как обманчиво ощущение, будто Солнце движется по небосводу вокруг Земли…

  1. .     Фронтальная беседа с учащимися 

Вопросы:  

  1. Что такое макроэволюция и микроэволюция?
  2. В чем проявляется их единство?
  3. На какие группы делятся эволюционные факторы?
  4. Какие факторы не направляют эволюционный процесс?
  5. Назовите эволюционные факторы направляющие

                  эволюционный процесс?

  1. Каковы  результаты  эволюции?
  2. Какие направления макроэволюции выделяют ученые?
  3. Кто является автором учения о направлениях и путях эволюции?
  4. Чем характеризуется  биологический прогресс?
  5. Чем характеризуется биологический регресс?
  6. Биологическая стабилизация
  7. Какими путями достигается биологический прогресс?

                  -Арогенез

                  -Аллогенез

                  -Катагенез

  Вывод: повторили отличия микроэволюции  и макроэволюции, направляющие факторы эволюционный процесс, назвали основные направления и пути макроэволюции.

Теперь попробуем разобраться  с основными ароморфозами в истории эволюции

Первый  путь достижения биологического прогресса:

  1. Расскажите о первых ароморфозах произошедших на заре    эволюции?    (Теория симбиогенеза)
  2. Расскажите об основных ароморфозах,  в растительном  царстве, с помощью которых обеспечился  биологический прогресс?
  3. Какие ароморфозы произошли в царства животных?
  4. А теперь давайте посмотрим как эволюционировали отдельные системы органов животных? (выступления уч-ся)
  5. - эволюция кровеносной системы
  6. - эволюция нервной системы
  7. - эволюция дыхательной системы
  8. Второй  путь  достижения биологического прогресса – аллогенез или идиоадаптация

Примеры земноводных (хвостатые, бесхвостые, безногие)

Примеры отрядов млекопитающих

Примеры родов птиц

У растений:            разнообразие цветков

                                Разнообразие плодов

                                Разнообразие способов опыления растений

Третий   путь биологического прогресса – катагенез.

 Чем он характеризуется, приведите примеры и согласны ли вы с тем, что дегенрация (катагенез) – это биологический прогресс?

Второе направление биологической эволюции биологический регресс.

Какиме факторы могут приводить к биологическому регрессу?

 -абиотические ( низкие температуры – вымерли динозавры)

 - антропогенные ( деятельность человека: загрязнение атмосферы, вод, эрозия почв, истребление животных, исчезновение растений)

- телогенез – узкая специализация к условиям окружающей среды

(коала – эвкалипт

Панда – бамбук

- узкая пищевая специализация

На островах Тихого океана дерево Ганаргия большая

Гипергенез – сильное развитие отдельных органов. Пример торфяной олень размах рогов до 2,5- 3 метров. Не мог проходить в лесу – вымер ( половой отбор)

  1. Проведение устной лабораторной работы  «Направления и пути макроэволюции»

Ход работы:

  •       Рассмотрите два или несколько растений (животных)
  •      Отметьте признаки сходства и различия между ними
  •      Укажите пути эволюции данных видов

Оборудование:

  •       гербарии растений различных отделов (зеленые водоросли и мхи, папоротники и голосеменные, различные растения отдела покрытосеменные)
  •       раковины моллюсков различных классов
  •       влажные препараты паразитических червей
  •        комнатные растения
  • Вывод: на конкретных примерах рассмотрели отдельные растения и дивотных и назвали направление и путь эволюционных изменений.

 

  1.      Фронтальная обобщающая беседа

Подводя итог работе, скажите, каково же соотношение между путями биологического прогресса? Каков основной путь?

Аллогенез ( характер эволюции адаптивный)

  • Закрепление:      
  •   Какие таксономические единицы образуются благодаря ароморфозам и идиоадаптациям?
  •       Каково соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями и дегенерацией?
  •      Объясните, каким образом морфофизиологический регресс  является путем биологического прогресса?
  •       Чем характеризуется повышение и понижение уровня организации?
  •      Какова роль антропогенного фактора в макроэволюции?

Подведение итогов работы оценки, комментарии.

  1. 5.     Проведение тестовой работы

Задание: 

Определите пути биологического прогресса, благодаря которым возникли нижеперечисленные признаки у организмов

1 вариант

  1.    Трехкамерное сердце у земноводных
  2.    Хобот у слона
  3.     Колючки у кактуса
  4.     Ускорение проведения нервного импульса у позвоночных животных
  5.      Панцирь у черепахи
  6.      Хитиновый покров у насекомых
  7.      Редукция листьев и корней у повилики
  8.     Появление коры переднего мозга у рептилий
  9.    Крылья у летучих мышей

 

2 вариант

  1.     Волосяной покров у млекопитающих
  2.      Мелкоячеистые легкие у рептилий
  3.      Редукция глаз у крота
  4.     Редукция систем органов у свиного цепня
  5.     Четырехкамерное сердце у птиц
  6.     Наличие зародышевых оболочек у рептилий
  7.     Параподии у кольчатых червей
  8.     Конечности у членистоногих
  9.      Воздухоносные кости у птиц
  10. Отсутствие конечностей у змей

 

  1. 3.     Заключительный этап урока

Подведение итогов, объявление оценок, домашнее задание.

  1.      Фронтальная беседа с учащимися

Вопросы:  

         Что такое макроэволюция и микроэволюция?

       В чем проявляется их единство?

       Какие направления макроэволюции выделяют ученые?

      Кто  является автором учения о направлениях и путях макроэволюции?

         Чем характеризуется биологический прогресс? биологического прогресса и регресса?

          Какими путями  достигается биологический прогресс?

          Какие факторы приводят к биологическому регрессу вида?

 

  1. 2.     Индивидуальные ответы с предварительной подготовкой у доски

Вопросы:

  •       Арогенез- путь биологического прогресса. Ароморфозы растительного мира
  •      Арогенез. Ароморфозы животных
  •     Аллогенез. Идиоадаптации живых организмов
  •     Катагенез. Общая дегенерация
  •      Биологический регресс

 

  1. 3.     Проведение устной лабораторной работы «Направления и пути макроэволюции»

Ход работы:

  •       Рассмотрите два или несколько растений (животных)
  •       Отметьте признаки сходства и различия между ними
  •       Укажите пути эволюции данных видов

Оборудование:

  •       гербарии растений различных отделов (зеленые водоросли и мхи, папоротники и голосеменные, различные растения отдела покрытосеменные)
  •      раковины моллюсков различных классов
  •       влажные препараты паразитических червей
  •      комнатные растения

 

  1. 4.     Фронтальная обобщающая беседа
  •      Какие таксономические единицы образуются благодаря ароморфозам и идиоадаптациям?
  •     Каково соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями и дегенерацией?
  •       Объясните, каким образом морфофизиологический регресс является путем биологического прогресса?
  •        Чем характеризуется повышение и понижение уровня организации?
  •       Какова роль антропогенного фактора в макроэволюции?

 

  1. 5.     Проведение тестовой работы

Задание: 

Определите пути биологического прогресса, благодаря которым возникли нижеперечисленные признаки у организмов

 

  1. вариант
  1. Трехкамерное сердце у земноводных
  2. Хобот у слона
  3. Колючки у кактуса
  4. Ускорение проведения нервного импульса у позвоночных животных
  5. Панцирь у черепахи
  6. Хитиновый покров у насекомых
  7. Редукция листьев и корней у повилики
  8. Появление коры переднего мозга у рептилий
  9. Крылья у летучих мышей

 

2 вариант

1.     Волосяной покров у млекопитающих

2.     Мелкоячеистые легкие у рептилий

3.     Редукция глаз у крота

4.     Редукция систем органов у свиного цепня

5.     Четырехкамерное сердце у птиц

6.     Наличие зародышевых оболочек у рептилий

7.     Параподии у кольчатых червей

8.     Конечности у членистоногих

9.     Воздухоносные кости у птиц

10.  Отсутствие конечностей у змей

 

  1. 3.     Заключительный этап урока

Подведение итогов, объявление оценок, домашнее задание.

Тема основные направления и пути макроэволюции

(опорный конспект урока)

  1. Схема теории симбиогенеза.

  1. Основные ароморфозы растительного царства

Появление      многоклеточности

Многоклеточные водоросли

Появление тканей (покровная, механическая.проводящая)

Появление органов (лист, стебель)

Появление корня

Появление семени

Появление цветка

Появление плодов

Основные ароморфозы животных

Появление многоклеточности (двуслойные)

Кишечнополостные

Появление  третьего зародышевого листка

Эволюция кровеносной системы

Класс животных

Строение сердца

Кровеносная система

Кольчатые черви

нет

замкнутая

Моллюски

Членистоногие

Рыбы

2- камерное (предсердие и желудочек

1 круг кровообращении, замкнутая

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

4 камерное (2 пресердия 2 желудочка

Млекопитающие

2 круга кровообращения, замкнутая, разделение венозной и артериальной крови

Строение нервной системы

Тип нервной системы

Класс

Диффузного типа

Лестничного типа

Брюшная нервная цепочка

Разбросанно- узлового типа

Центральная и периферическая

А) появление 5 отделов гол. мозга

Рыбы

Б)

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

млекопитающие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

Комбинированный урок по теме "Конфликты и пути их решения"

Комбинированный урок "Конфликты и пути их решения" предназначен для учащихся 8-х классов....

Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...

Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...

Урок по теме:Направление процессов в природе.2 закон термодинамики.10 класс

Урок физики в 10 классе.  Термодинамика. Метопредметный,с использование системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС....

Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс

Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...

Урок по теме "Поиск кратчайших путей в графе"

Урок по учебнику К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (углубленный уровень)...