Конспект открытого урока биологии в 9 классе
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Гудков Валерий Юрьевич

Конспект открытого урока биологии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishchevye_tsepi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока биологии в 9 классе

Тема урока: «Пищевые цепи»

Дата проведения: 10. 03. 11.

Тип: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие и первичное осознание учащимися информации о трофических связях в биоценозе, осмысление биологического значения существования в природе пищевых сетей

Задачи:

  • образовательные: проверить знания уже изученных основных биологических понятий, закрепить знания о биологической классификации; продолжить подготовку к ЕГЭ: формировать умения работать с тестами и анализировать задания; обеспечить восприятие и первичное осознание учащимися информации о пищевых цепях.
  • воспитательные: продолжить формирование мировоззренческого понятия «познаваемость мира»; формировать умения работать в паре; воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду;
  • развивающие: продолжить развитие мыслительных умений анализировать и отбирать информацию; формировать умение работать с информацией, представленной в разных формах,  переносить знания в новые ситуации и использовать их для решения поставленных задач.

Средства обучения: дидактические карточки «Биологическое лото», тексты тестов, компьютерная презентация «Пищевые цепи», учебник А. А. Каменский и др. «Биология-9», тетрадь к учебнику на печатной основе.

Этапы урока:

I. Организация начала занятия.

II. Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

III. Изучение нового материала с использованием ИКТ

IV. Первичная проверка усвоения  и закрепление знаний с использованием ИКТ.

V. Подведение итогов занятия, рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании.

I. Организация начала занятия.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии, включить их в деловой ритм.

II. Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Задача этапа: установить правильность и осознанность понимания информации о клеточном и организменном уровнях организации живого и устранить их, проверить знание основных терминов этих тем.

Часть учащихся работает у доски:

1 учащийся получает тест

Тест «Среда обитания организмов»

Э-9                                               Тест «Среда обитания организмов»

Выберите один верный ответ.

  1. Экология-наука, изучающая:

А) влияние загрязнений на окружающую среду

Б) влияние загрязнений на здоровье человека

В) влияние деятельности человека на окружающую среду

Г) взаимоотношения организмов с окружающей средой обитания, и взаимоотношения организмов друг с другом

2. Термин экология предложил:

А) Мендель Б) Геккель В) Дарвин Г) Вернадский

3. Популяция-это:

А) группа организмов одного вида, способных свободно скрещиваться, занимающая определенную территорию и функционирующая как часть биоценоза

Б) группа организмов разных видов, занимающая определенную территорию и функционирующая как часть биоценоза

В) совокупность особей одной семьи, занимающая определенную территорию и функционирующая как часть биоценоза

Г) все растения на опушке леса

4. Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:

А) экосистемой

Б) биотопом

В) биоценозом

Г) биосферой

5. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами называется:

А) экосферой

Б) биогеоценозом

В) экотопом

Г) биосферой

6. Сообщество живых организмов и среды обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами неживой и живой природы, называется:

А) популяция     Б) экосистема   В) биоценозом    Г) биосферой

7.Какие из абиотических факторов (1-минералы, 2-свет, 3-азот, 4- кислород) лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше?

А) 1, 3        Б) 1, 4     В) 2,3   Г) 2, 4

8. Сколько видов указано: слон, слон индийский, слон африканский:

А) 1            Б) 2         В) 3       Г) 0

9. Для растений ресурсами являются:

А) вода, минеральные соли, солнечная энергия, углекислый газ

Б) вода, минеральные соли, солнечная энергия, органические вещества

В) только вода

Г) солнечная энергия, почва

10. Для животных ресурсом не является:

А) вода                 Б) солнечная энергия        В) органические вещества           Г) все ответы верны

      Другой учащийся у доски выполняет задание:

      Соотнесите среды жизни и условия для нее.

Наземно-воздушная среда __________________________________________

Водная среда _____________________________________________________

Живой организм___________________________________________________

ОТВЕТЫ:

1. незначительные колебания температуры

  1. достаточно высокая плотность среды
  2. сравнительно малая плотность среды
  3. ограниченность кислорода
  4. резкие изменения температуры
  5. практически неограниченный запас пищи
  6. относительная стабильность условий
  7. практически полное отсутствие кислорода
  8. активное сопротивление среды обитания
  9. относительно постоянное количество кислорода

Остальные учащиеся работают в парах, что позволяет мне сочетать контроль и взаимоконтроль.

Игра по принципу «лото».

Учитель: вам предложено два типа карточек, работая сообща, установите между  карточками соответствие. На всю работу Вам дается 5 минут.

Среда обитания

-это совокупность компонентов живой и неживой природы, а так же деятельности человека, воздействующих на организм

         

       Экологические факторы

-условия среды обитания, оказывающие воздействие на организм.

Толерантность


-способность организма выдерживать изменения окружающей среды

Лимитирующий фактор

-фактор, сила воздействия которого выходит за пределы выносливости

Биогеоценоз

-совокупность живых организмов, обитающих на определенной территории и факторов среды

III. Изучение нового материала.

Задача этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о пищевых цепях.

Рассказ учителя: Любое природное сообщество-единое целое. Эта целостность поддерживается разнообразными связями между организмами. Растения обладают удивительной способностью-синтезировать органические вещества, используя энергию света. Животные могут использовать растительные организмы как источник пищи, убежища, строительного материала. Растения, в свою очередь, получают пользу от животных, которые переносят их семена, перерабатывают органические вещества и возвращают в окружающую среду те вещества, которые когда-то растения использовали. Таким образом, все живые организмы оказываются связаны между собой пищевыми связями, пищевыми цепями.

На какие группы можно разделить организмы по способу питания?

В экологической системе автотрофные организмы называют продуцентами, а гетеротрофные- консументами и редуцентами.

Давайте выясним, кто это такие. (организуется самостоятельная работа с текстом учебника)

Проверяю работу учащихся, сверяя информацию на слайдах.

Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные.

Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»).

Таким образом пищевая цепь своего рода канал по которому передается вещество и энергия.

Пищевые цепи бывают двух типов: пастбищные и детритные. Проанализируйте в чем разница между ними.

Задание. Составьте все возможные цепи питания, используя рисунок.

Ребята, следует отметить, что линейные цепи питания в природе большая редкость, чаще всего они переплетаются, образуя сети питания. Как вы думаете, какова биологическая роль сетей питания. Правильно, они повышают устойчивость экосистем. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Д/З:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока биологии в 6 классе

Конспект урока изучения нового материала по теме  "Видоизменения пордземных побегов"...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области    Конспект открытого у...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....

Конспект открытого урока биологии в 9 классе на тему: "Строение и значение зубов"

        Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Обучение биологии в 9 классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по...

Конспект открытого урока в 8 классе по биологии "Витамины"

Данный проект охватывает тему "Витамины"из раздела "Обмен веществ" по биологии 8 класса.Работа по группам создает ситуацию успешности.Познавательная деятельность позволяет более гл...