Рабочая программа по биологии 10-12 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.
рабочая программа по биологии на тему

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 10 по 12 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   основного общего образования по биологии ( Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.)), программ курса «Общая биология» авторов  Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова, В.Б.Захарова // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. За основу, при составлении рабочей программы, также был взят Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10-12_klassy.docx78.32 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН    

                              России по Амурской области                            

Рассмотрена и                                                                                                                       Утверждена

рекомендована к                                                                               приказом №__

утверждению МС                                                                                     от  «__» ________2013г.

Протокол №                                                                                             Директор школы:

от «___»_____2013г.                                                                                   _________О.Ю.Башкиров

Председатель МС:

__________В.А.Качаева

Рабочая программа учебного предмета

по биологии  для 10-12 классов

(групп заочной формы обучения)

на 2013/2014 учебный год

                                        Составила:

                                                                             Дубова Ирина Николаевна,

                                                                 учитель биологии, географии.

2013 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 10 по 12 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   основного общего образования по биологии ( Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.)), программ курса «Общая биология» авторов  Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова, В.Б.Захарова // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. За основу, при составлении рабочей программы, также был взят Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся  должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

        В рабочей программе нашли отражение следующие цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего   образования:

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биопогической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных  и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при осуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных на средней ступени обучения  и начальном  курсе «Общая биология» 9класс.  

Данная  программа рассчитана на следующее количество часов , в том числе в неделю:

Класс

Количество часов в год

Количество часов в неделю

10

72

2

11

72

2

12

72

2

10(з)

36

1

11(з)

36

1

12(з)

З6

1

Количество часов определено годовым учебным графиком и учебным планом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе  составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов. Основы генетики и селекции. Учение об эволюции органического мира. Взаимоотношения организма и среды.

Учебный курс «Общая биология» рассчитан на 3 года обучения. В первый год(10 кл) изучаются разделы: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Учение о клетке. Во второй год (11кл.)  разделы: Размножение и развитие организмов. Основы генетики и селекции. В третий год обучения(12кл.) разделы: Учение об эволюции органического мира. Взаимоотношения организма и среды. 10 группа заочного обучения предполагает ускоренное обучение (год за два), поэтому программа по биологии в данной группе предусматривает изучение следующих разделов : Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов. Основы генетики и селекции.

       Рабочая программа курса «Общая биология» составлена в двух вариантах - для 10-12 классов и 10-12 групп заочного обучения .

      Выбор авторской программы Н.И. Сонина и коллектива авторов обусловлен особенностью учебного учреждения. Разрыв в знаниях, перерыв в обучении – ликвидировать пробелы в биологическом образовании помогает данная концентрическая программа. Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

  Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, элементы модульного обучения, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.  

Виды и формы контроля:

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, контрольная работа, тестирование и т.д.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Крупные темы, разделы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Формы организации учебного процесса: Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры.

 Формирование ключевых компетенций: Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного   предмета«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Технологии обучения: личностно-ориентированные, проблемного обучения, коммуникативные, индивидуально- дифференцированные.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

В результате изучения курса «Общая биология» ученик должен:

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад  выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать представителей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности),  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и оборудованием кабинета биологии в данном учебном заведении.

Литература :

1)  Общая биология под редакцией В.Б. Беляева.10-11 кл.- М.: Просвещение,2005г.

2)  Г.А. Козлова, Н.И. Сонин «Общая биология. Тематическое планирование».

3)  А.В. Пименов «Уроки биологии. Развернутое планирование в 10-11 классе.

4)Методическое пособие: Т.А. Козлова, Н.И. Сонин.

5) Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2003.

6) Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

7)Биология: реальные тесты и ответы.- Сергиев Посад:ФОЛИО, 2010 г.

8) Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. – 2-е изд.  М.: Просвещение, 1995. – 368 с.

9) В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология. 2004 г.

10)Т. И. Чайка. Биология. 11 кл.: поурочные планы– Волгоград: Учитель, 2008г.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Общая биология» 10 класс

Введение (2ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Ученик должен знать, уметь:

Знать цели и задачи курса, место предметав системе естественныхнаук, методы исследования

 в биологии, вклад ученых.

Повторение  тем «Эволюционное учение», «Основы экологии» курса  за 9 класс (14 ч.)

Учение Ч. Дарвина о искусственном и о естественном отборе. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Микроэволюция.  Макроэволюция. Биосфера, её структура. Взаимоотношения организмов. Факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Ноосфера.

Ученик должен знать, уметь:

Уметь выделять основные признаки понятий, аргументировать свою точку зрения. На существование множества определений понятий. Знать основные положения дарвинизма, основ экологии.

Раздел 1«Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле».(13ч.)

Тема 1.1.Многообразие живого мира. Основные свойства жизни. (2 ч.)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.

Ученик должен знать, уметь:

Давать определение понятию жизнь, перечислять уровни организации живой материи. Основные свойства живого.

Тема 1.2.Возникновение жизни на Земле.(11ч.) Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Теории происхождения протобиополимеров.  Эволюция протобионтов.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№1Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Ученик должен знать, уметь:

Историю формирования взглядов на возникновение жизни, называть основные этапы развития жизни, анализировать самостоятельно и сравнивать различные гипотезы.

Раздел 2«Учение о клетке»(35 ч.)

Тема 2.1 Химический состав клетки (11 ч.)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Лабораторные и практические работы

Л.р.№1 «Расщепление пероксида водорода»

Ученик должен знать, уметь:

Уметь характеризовать молекулярный уровень, неорганические вещества,их биологическое

 значение.

Уметь объяснять качественный  скачок от неживой к живой природе.

Знать  характеристику углеводов , липидов, белков, входящих в состав живых организмов,

 их функции.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Тема 2.2 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. (7 ч.)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Лабораторные и практические работы

П.р.№2 Решение задач по теме «Биосинтез белка»

Ученик должен знать, уметь:

Уметь объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция.

 Знать процесс репликации ДНК и этапы биосинтеза белка. Объяснять, что такое

генетический код.

Называть основные свойства генетического кода. Уметь решать задачи по теме.

Тема 2.3 Строение и функции клеток.( 17ч)

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.Эукариотическая клетка.Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клето.Деление клеток.Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Лабораторные и практические работы

Л.р.№2 «Строение растительной, животной и грибной клеток»

Л.р.№3Сравнение клеток животных и растений»

Ученик должен знать, уметь:

Знать особенности строения прокариотической и эукариотической клеток, называть части

 клеток прокариот,их отличие от эукариотической, уметь сравнивать их.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь проводить сравнения.

Использовать приобретенные знания для профилактики различных заболеваний

бактериальной и вирусной природы.

Повторение курса биологии за 10 класс.( 8ч.) Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Многообразие живого мира. Учение о клетке. Химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Строение и функции клеток.

Ученик должен знать, уметь:

Уметь конспектировать, формулировать выводы,  работать с разными источниками информации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Общая биология» 11 класс

Введение (3ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Многообразие живых систем. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Ученик должен знать, уметь:

Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования

 в биологии, вклад ученых, основные царства живых организмов, признаки жизни и уровни ее организации.

Раздел 3.Размножение и развитие организмов (15 ч.)

Тема 3.1 Размножение организмов(8 ч.)

Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Ученик должен знать, уметь: Знать способы размножения организмов, основные фазы

 митоза и мейоза ,характеризовать бесполое и половое размножение, уметь сравнивать их.

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (7 ч.)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Ученик должен знать, уметь:

 Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации

наследственной информации.

Называть периоды онтогенеза, описывать процесс эмбриогенеза, сравнивать зародыши

 человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения.

Раздел 4.Основы генетики и селекции.(44 ч.)

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков.(28 ч.)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№1Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач:

Лабораторная работа №1: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Анализ родословных».

Лабораторная работа №2: «Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание».

Лабораторная работа № 3: «Решение задач на сцепленное с полом наследование».

Ученик должен знать, уметь:

 Знать и уметь применять понятия фенотип, генотип,решать задачи по теме.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном  и дигибридном

скрещивании, составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип и ,

 наоборот, по генотипу фенотип, число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность

 появления признака в потомстве.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости.(8 ч.)

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа № 4: «Описание фенотипа комнатных растений».

Лабораторная работа № 5: «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».

Ученик должен знать, уметь:

Называть и определять различные виды изменчивости, характеризовать проявление модификационной изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

Тема 4.3. Основы селекции. (8 ч.)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

Ученик должен знать, уметь:

Знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон

гомологических рядов наследственной изменчивости.

 Уметь  называть основные методы селекции растений,животных и микроорганизмов.

Повторение курса биологии за 11 класс.(10 ч.) Размножение и развитие организмов. Основы генетики и селекции.

Ученик должен знать, уметь:

Уметь конспектировать, формулировать выводы,  работать с разными источниками информации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Общая биология» 12 класс

Введение (1ч)

Общая биология,  её теоретическое и практическое значение. Многообразие живой материи. Основные свойства живой материи.

Ученик должен знать, уметь: Уметь характеризовать уровни организации живой материи, давать определения понятию жизнь, выявлять существенные моменты определений, характеризовать основные критерии жизни.

Повторение предыдущего курса общей биологии.(16 ч.)

Возникновение жизни на Земле. Химическая организация клеток. Метаболизм. Строение и функции клеток. Вирусы – неклеточная форма жизни. Размножение организмов. Онтогенез организмов. Биогенетический закон. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. Третий закон Менделя.  Генетика пола. Закономерности изменчивости. Основы селекции.

Раздел 5. Учение об эволюции органического мира.(25 ч.)

Тема 5.1 Закономерности развития живой природы.Эволюционное учение.(10 ч.)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Лабораторные и практические работы

Л.р.№ 1 «Изучение морфологического критерия вида».

Л.р.№ 2 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора».

Ученик должен знать, уметь: Знать: основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; сущность действия искусственного и естественного отбора, основные закономерности изменчивости; сущность формирования приспособленности.

Тема 5.2 Макроэволюция.(3ч.)

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Правила эволюции.

Лабораторные и практические работы

Л.р. № 3 Выявление ароморфозов  у растений  и идиоадаптаций у насекомых.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

П.Р.№1Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Ученик должен знать, уметь: понимать биологическое разнообразие как основу устойчивости биосферы и как результат эволюции. Знать термины и их определение.

Тема 5.3 Развитие жизни на Земле (5 ч.)Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.

Ученик должен знать, уметь: 

Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Знать этапы усложнения живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 5.4 Происхождение человека (7 ч.)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№2Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

П.Р.№3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Ученик должен знать, уметь:

Знать основные этапы эволюции человека.

Уметь объяснять: родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе.

Уметь анализировать: различные гипотезы происхождения человека.

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.(24 ч.)

Тема 6.1. Биосфера, её структура и функции(2 ч.)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ {на примере круговорота воды и углерода).

Ученик должен знать, уметь:

 Знать: структуру экосистем, основные положения учения Вернадского о биосфере.

Понимать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Тема 6.2 Жизнь в сообществах. Основы экологии.(12 ч.)

Биогеография. Основные биомы суши.Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Лабораторные и практические работы

Л.Р.№ 4 «Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов».

П.Р.№4Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

П.Р.№5Решение экологических задач.

Ученик должен знать, уметь:

Знать: признаки экосистем и агроэкосистем; биосферы,сущность круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах.

Анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды.

Уметь объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Составлять: схемы питания в экосистемах.

Тема 6.3 Биосфера и человек (10 ч.)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Ученик должен знать, уметь:

Уметь выявлять: антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

Уметь объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды.

Повторение курса биологии за 12 класс. (6 ч.)Эволюционное учение. Микроэволюция. Макроэволюция. Развитие жизни на Земле . Происхождение человека. Биосфера. Жизнь в сообществах. Ноосфера.

Ученик должен знать, уметь:

Давать определения ключевым понятиям.

Уметь сравнивать, конспектировать, формулировать выводы.

Уметь раскрывать содержание новых понятий, раскрывать главное, составлять план.

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать ее.

Учебно-тематический план курса «Общая биология» 10-12 кл.

Разделы

Количество  часов

Количество

лабораторных  и  практических  работ

контрольных  работ,зачетов

Введение. Биология  –  наука о жизни.(2ч.)

Повторение предыдущего курса.(14ч.)

Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни  на Земле (13ч.).

1.

Многообразие живого мира.

2

2.

Возникновение жизни на Земле.

11

1

1

Раздел II. Учение о клетке. (35часов).

1.

Химическая организация клетки.

11

1

1

2.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

7

1

1

3.

Строение и функции клеток.

17

2

1

Введение. Биология  –  наука о жизни.(3ч.)

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (15 часов).

1.

Размножение организмов.

8

1

2.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

8

1

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (44часа).

1.

Закономерности наследования признаков.

28

4(9ч.)

1

2.

Закономерности изменчивости.

8

2(3ч.)

1

3.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

8

1

4

Итоговая контрольная работа.

1(2ч.)

Повторение курса 11 класса(10 часов.)

Введение(1ч.)

Повторение предыдущего курса «Общая биология»(16 ч.)

Раздел V.Учение об эволюции органического мира.(25 часов)

1.

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

10

1

2.

Макроэволюция.

3

2

1

3.

Развитие жизни на Земле.

5

1

4.

Происхождение человека.

7

2

1

Раздел VI. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (24 часа).

1.

Биосфера, её структуры и функции.

2

1

2.

   Жизнь в сообществах.      

12

3

1

3

Биосфера и человек.

10

1

4

Итоговая контрольная работа.

2

1(2ч)

Повторение курса 12 класса(6часов.)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Общая биология» 10(з) класс

Раздел № 1: «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле».(4ч.)

Тема 1.1.Многообразие живого мира. Основные свойства жизни. (1 ч.)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованна иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Основные уровни организации живой материи. Meтоды познания живой природы.

Ученик должен знать, уметь:

Давать определение понятию жизнь, перечислять уровни организации живой материи. Основные свойства живого.

Тема 1.2.Возникновение жизни на Земле.(3ч.) Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№1Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Ученик должен знать, уметь:

Историю формирования взглядов на возникновение жизни, называть основные этапы развития жизни, анализировать самостоятельно и сравнивать различные гипотезы.

Раздел №2: «Учение о клетке»(11 ч.)

Тема 2.1 Химический состав клетки (5 ч.)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода .Минеральные соли. Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке..

Ученик должен знать, уметь:

Уметь характеризовать молекулярный уровень, неорганические вещества,их биологическое

 значение.

Уметь объяснять качественный  скачок от неживой к живой природе.

Знать  характеристику углеводов , липидов, белков, входящих в состав живых организмов,

 их функции.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Тема 2.2 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. (2 ч.)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ.Типы питания. Пластический обмен. Фотосинтез.

Ученик должен знать, уметь:

Уметь объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция.

 Знать процесс репликации ДНК и этапы биосинтеза белка. Объяснять, что такое

генетический код.

Называть основные свойства генетического кода. Уметь решать задачи по теме.

Тема 2.3 Строение и функции клеток.( 4ч)

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.Эукариотическая клетка.Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клето.Деление клеток.Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.Вирусы — неклеточная форма жизни. Профилактика СПИДа.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№2Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы).

Ученик должен знать, уметь:

Знать особенности строения прокариотической и эукариотической клеток, называть части

 клеток прокариот,их отличие от эукариотической, уметь сравнивать их.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь проводить сравнения.

Использовать приобретенные знания для профилактики различных заболеваний

бактериальной и вирусной природы.

Раздел 3.Размножение и развитие организмов (6ч.)

Тема 3.1 Размножение организмов(4ч.)

Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Ученик должен знать, уметь: Знать способы размножения организмов, основные фазы

 митоза и мейоза ,характеризовать бесполое и половое размножение, уметь сравнивать их.

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч.)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Периоды постэмбрионального развития.

Ученик должен знать, уметь:

 Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации

наследственной информации.

Называть периоды онтогенеза, описывать процесс эмбриогенеза

Раздел 4.Основы генетики и селекции(15ч.)

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков.(9 ч.)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№3Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач:

Лабораторная работа №1: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Анализ родословных».

Лабораторная работа №2: «Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание».

Лабораторная работа №3 : «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование»

Ученик должен знать, уметь:

 Знать и уметь применять понятия фенотип, генотип, решать задачи по теме.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном  и дигибридном

скрещивании, составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип и ,

 наоборот, по генотипу фенотип, число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность

 появления признака в потомстве.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости.(3 ч.)

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Ученик должен знать, уметь:

Называть и определять различные виды изменчивости, характеризовать проявление модификационной изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 4: «Описание фенотипа комнатных растений».

Тема 4.3. Основы селекции. (3 ч.)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции.достижения и перспективы развития.

Ученик должен знать, уметь:

Знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон

гомологических рядов наследственной изменчивости.

 Уметь  называть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Общая биология» 11(з) класс

Раздел 3.Размножение и развитие организмов (10ч.)

Тема 3.1 Размножение организмов(4ч.)

Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Ученик должен знать, уметь: Знать способы размножения организмов, основные фазы

 митоза и мейоза ,характеризовать бесполое и половое размножение, уметь сравнивать их.

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (6 ч.)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Периоды постэмбрионального развития.

Ученик должен знать, уметь:

 Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации

наследственной информации.

Называть периоды онтогенеза, описывать процесс эмбриогенеза

Раздел 4.Основы генетики и селекции.(24ч.)

Тема 4.1 Закономерности наследования признаков.(15 ч.)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№3Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач:

Лабораторная работа №1: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Анализ родословных».

Лабораторная работа №2: «Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание».

Лабораторная работа №3 : «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование»

Ученик должен знать, уметь:

 Знать и уметь применять понятия фенотип, генотип, решать задачи по теме.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном  и дигибридном

скрещивании, составлять схемы скрещивания, определять по фенотипу генотип и ,

 наоборот, по генотипу фенотип, число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность

 появления признака в потомстве.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости.(4 ч.)

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Ученик должен знать, уметь:

Называть и определять различные виды изменчивости, характеризовать проявление модификационной изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 4: «Описание фенотипа комнатных растений».

Лабораторная работа № 5: «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».

Тема 4.3. Основы селекции. (5 ч.)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции.достижения и перспективы развития.

Ученик должен знать, уметь:

Знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон

гомологических рядов наследственной изменчивости.

 Уметь  называть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Повторение (2ч)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Общая биология» 12 (з)класс

Введение (1ч)

Общая биология,  её теоретическое и практическое значение. Многообразие живой материи. Основные свойства живой материи.

Ученик должен знать, уметь: Уметь характеризовать уровни организации живой материи, давать определения понятию жизнь, выявлять существенные моменты определений, характеризовать основные критерии жизни.

Повторение курса биологии за 11(з) класс.(6ч)

Строение и функции клеток, их химическая организация.Основы генетики и селекции. Законы Менделя.генетика пола.

Раздел 5. Учение об эволюции органического мира.(15 ч.)

Тема 5.1 Закономерности развития живой природы.Эволюционное учение.(7 ч.)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина..Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Способы и пути видообразования.

Ученик должен знать, уметь: Знать: основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; сущность действия искусственного и естественного отбора, основные закономерности изменчивости; сущность формирования приспособленности.

Тема 5.2 Макроэволюция.(2ч.)

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Правила эволюции.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№1Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Ученик должен знать, уметь: понимать биологическое разнообразие как основу устойчивости биосферы и как результат эволюции. Знать термины и их определение.

Тема 5.3 Развитие жизни на Земле (3 ч.)Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.

Ученик должен знать, уметь: 

Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Знать этапы усложнения живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 5.4 Происхождение человека (3 ч.)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№2Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

П.Р.№3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Ученик должен знать, уметь:

Знать основные этапы эволюции человека.

Уметь объяснять: родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе.

Уметь анализировать: различные гипотезы происхождения человека.

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.(13 ч.)

Тема 6.1. Биосфера, её структура и функции(2 ч.)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ {на примере круговорота воды и углерода).

Ученик должен знать, уметь:

 Знать: структуру экосистем, основные положения учения Вернадского о биосфере.

Понимать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Тема 6.2 Жизнь в сообществах. Основы экологии.( 5ч.)

Биогеография. Основные биомы суши.Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Лабораторные и практические работы

П.Р.№4Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

П.Р.№5Решение экологических задач.

Ученик должен знать, уметь:

Знать: признаки экосистем и агроэкосистем; биосферы,сущность круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах.

Анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды.

Уметь объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Составлять: схемы питания в экосистемах.

Тема 6.3 Биосфера и человек (6 ч.)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Ученик должен знать, уметь:

Уметь выявлять: антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

Уметь объяснять: взаимосвязи человека и окружающей среды.

Учебно-тематический план курса «Общая биология» 10(з)-12(з) кл.

Разделы

Количество  часов

Количество

лабораторных  и  практических  работ

контрольных  работ

10(з)

Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни  на Земле (4ч.).

1.

Многообразие живого мира.

1

2.

Возникновение жизни на Земле.

3

1

Раздел II. Учение о клетке. (11 часов).

1.

Химическая организация клетки.

5

2.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

2

3.

Строение и функции клеток.

4

1

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов).

1.

Размножение организмов.

4

2.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

2

1

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (15часов).

1.

Закономерности наследования признаков.

9

3(2ч.)

2.

Закономерности изменчивости.

3

1

3.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

2

Итоговая контрольная работа.

1

1(1ч.)

11(з)

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (10 часов).

1.

Размножение организмов.

4

2.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

6

1

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (26 часа).

1.

Закономерности наследования признаков.

15

3(2ч.)

2.

Закономерности изменчивости.

4

1

3.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

5

4

Повторение.

2

1(1ч.)

12(з)

Введение (1ч)

Повторение курса биологии за 11(з) класс(6ч.)

Раздел V.Учение об эволюции органического мира.(15 часов)

1.

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

7

2.

Макроэволюция.

2

1

3.

Развитие жизни на Земле.

3

4.

Происхождение человека.

3

2

1

Раздел VI. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (13 часов).

1.

Биосфера, её структуры и функции.

2

2.

   Жизнь в сообществах.      

5

2

1

3

Биосфера и человек.

6

Итоговая контрольная работа.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-9 классы(для вечерних школ)

Рабочая основная общеобразовательная программа   основного общего образования по географии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта о...

Воспитательная программа для вечерних школ при учреждениях исполнения наказания.

Программа разработанна и предназначена для  вечерней школы при учреждении исполнения наказания....

Воспитательный план для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Воспитательный план составлен с учетом особенностей учебного учреждения  и предназначен для вечерних школ при учреждениях исполнения наказания....

Рабочая программа по биологии 6-9 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 6 по 9 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабочая ...

Рабочая программа по географии 6-7 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для индивидуальных занятий по географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ...

Рабочая программа по географии 8-9 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФ...

Рабочая программа по географии 10-11 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН Ро...