Выступление. Тема 'Тематический учет знаний на уроках биологии.'
статья по биологии на тему

Кононова Галина Алексеевна
Выступление на педсовете МКОУ «Дарьинская ООШ»
Учителя биологии Кононовой Г.А.
 
Тема: « Тематический учет знаний на уроках биологии.
Или 
Применение контрольно-измерительных материалов на уроках биологии.»
 
Многолетний опыт работы показал, что в  совершенствовании современных уроков биологии важнейшую роль играет хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся. 
Одним из видов такой проверки является тематический учет знаний, который  я провожу после изучения каждой темы программы по биологии.  Тематический учет знаний на уроках биологии позволяет  проверить сразу несколько компонентов знаний и умений: теоретические знания, определение понятий по биологии, умение выполнять упражнения различного рода: работа с рисунками, таблицами, схемами и т. д.
Особое предпочтение отдаю работе с тестовым материалом, который можно использовать на любом этапе урока – при проверке домашнего задания, закреплении, повторении и систематизации изученного материала, контроле и оценке знаний.  Работа с тестами предполагает  практическое применение знаний и регулярную работу с учебником, что позволяет учащимся подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, учит анализировать и систематизировать знания, самостоятельно и объективно их оценивать, использовать дополнительные источники информации. 
Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий. Особое внимание  уделяю  проверке усвоения основных биологических  терминов, понятий, понимания существующих взаимосвязей между биологическими  явлениями и процессами, а также между различными организмами и окружающей средой.
Начиная уже с 6-го класса обучаю школьников работе с тестовым материалом,  отражающим специфику тестов в формате ЕГЭ (содержащих части  А, В, С), учитывая чрезвычайную полезность при подготовке к ИГА и ЕГЭ. Тесты группирую по темам в соответствии с программой.
Используемые мной тесты содержат примерно 7 вопросов и заданий. 
Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С)
Уровень  А  – базовый (4 вопроса). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень  В – более сложный (2 вопроса) Каждое задание этого уровня требует краткого ответа   ( в виде  одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень  С  – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания  требуется написать развернутый ответ.
 
 В качестве примера предлагаю   тест, который провожу  в 7-м классе   при изучении темы:
 
Тип моллюски. Класс головоногие моллюски.
Вариант 1.
 
А1. Кто не относится к головоногим моллюскам?
1) гребешок
2) осьминог
3) кальмар
4) каракатица
А2. Что расположено на внутренней стороне щупалец головоного моллюска?
1) маленькие хоботки
2) дисковидные присоски
3) реснички
4) трубочки
     А3. Какой дополнительный плавательный орган есть у некоторых видов головоногих моллюсков?
1) лопасти
2) мускулистые щупальца
3) хвостовой отросток
4) пара плавников
      А4. Из чего состоит внутренний скелет головоногих моллюсков?
   1
 
 
Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12  вопросов и заданий, также  трех уровней сложности.
. Во время контроля использую тестовые задания на соотношение объектов («найти соответствие»), которые содержат только правильные ответы, и их необходимо сгруппировать или расставить в правильной последовательности. 
 
Например в 6-м классе при изучении темы «Особенности строения и жизнедеятельности бактерий» на этапе закрепления изученных знаний  провожу работу по карточке:
 
 
                              Карточка  №1.
 Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям. 
 
I.Кокки   А.Палочковидные
II. Бациллы Б. Шарообразные
III.Вибрионы В.Спиралевидные
IV.Спириллы Г.Изогнутые
 
 
     Выполнение такого типа тестов наиболее эффективно при контроле знаний по
     изученным темам курса.
Задания, требующие выбора правильного утверждения и дополнения какого-либо  определения или понятия («выберите правильное утверждение» и «вставьте пропущенное слово»), помогают лучше запомнить новые знания. 
В форме биологического диктанта провожу задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях и выбору верного утверждения.
Например, по этой же теме, при закреплении,  предлагаю работу по карточке:
 
 
Карточка  №2
Вставьте пропущенное слово. Закончите определение
 Бактерии – относительно просто устроенные микроорганизмы, состоящие из…
 
 
На выполнение тематических тестов  на уроке отвожу 7-15 минут. Эти тестовые задания можно использовать  практически на каждом уроке, привлекая к проверке знаний весь класс или отдельных учащихся. Количество заданий в тесте определяю исходя из времени, выделяемого обычно на проверку домашнего задания.
На выполнение итоговых тестов отводится  соответственно 40-45 минут. Это обусловлено количеством  и сложностью заданий.
 
Критерии оценки ответов.
 
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.
 
За каждое правильно выполненное задание под литерой А  начисляется 1 балл.
 
За каждое правильно выполненное задание  под литерой В  начисляется от1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания. 
 
Часть С  состоит из 1 задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или минисочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги
 
 
 
 
Задания уровня А 
 
Выберите только один ответ из четырех предложенных. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
 
1.Человек – это название
а) отряда;
б) семейства;
в) рода;
г) вида;
 
2. Органоидами, синтезирующими белки, являются
а) ядра;
б) рибосомы;
в) митохондрии;
г) лизосомы;
 
1. В организме животных и человека основных групп тканей насчитывается
а) 2;
б) 6;
в) 4;
г) 8;
 
2. Опорно-двигательная система состоит из
а) костей и мышц;
б) мышц и сухожилий;
в) мышц;
г) костей;
 
5. Кровь относится к тканям
а) нервным;
б) мышечным;
в) соединительным
г) эпителиальным;
 
6. Органом голосообразования является
а) бронх;
б) гортань;
в) трахея; 
г) глотка;
 
7. Дыхательный центр находится в
а) больших полушариях;
б) продолговатом мозге;
в) мозжечке;
г) мосте;
 
 
8.  У взрослого человека зубов
а)  12;
б) 24;
в) 32;
г) 46;
 
9. В клетках тела из аминокислот строятся
а) молекулы крахмала;
б) жиры;
в) белки;
г) витамины;
 
10.  Серое вещество головного мозга – это скопление
а) дендритов;
б) аксонов;
в) тел нейронов и дендритов;
г) тел нейронов и аксонов
 
Задания уровня В. 
 
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
 
В1. Кожа выполняет функции
1.защитную;
2. терморегуляционную;
3. синтез витамина В;
4. рецепторную;
5. синтез витамина А;
6. энергетическую.
 
В2. Верхние дыхательные пути включают
1. бронхи;
2. носовую полость;
3. легкие;
4. носоглотку;
5. трахею;
6. глотку.
В3. Артериальная кровь движется по
1. венам;
2. артериям;
3. венам и артериям;
4. капиллярам;
5. аорте;
6. капиллярам и венам
 
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
 
В4. Установите соответствие (с помощью стрелок) между камерами сердца и кровью, поступающей в них.
 
 
КАМЕРЫ  СЕРДЦА                               ТИП  КРОВИ
 
А) правое предсердие             1) венозная
Б) правый желудочек 2)артериальная
В) левый желудочек
Г) левое предсердие
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете МКОУ «Дарьинская ООШ»

Учителя биологии Кононовой Г.А.

Тема: « Тематический учет знаний на уроках биологии.

Или

Применение контрольно-измерительных материалов на уроках биологии

Многолетний опыт работы показал, что в  совершенствовании современных уроков биологии важнейшую роль играет хорошо продуманная система проверки и учета знаний учащихся.

Одним из видов такой проверки является тематический учет знаний, который  я провожу после изучения каждой темы программы по биологии.  Тематический учет знаний на уроках биологии позволяет  проверить сразу несколько компонентов знаний и умений: теоретические знания, определение понятий по биологии, умение выполнять упражнения различного рода: работа с рисунками, таблицами, схемами и т. д.

Особое предпочтение отдаю работе с тестовым материалом, который можно использовать на любом этапе урока – при проверке домашнего задания, закреплении, повторении и систематизации изученного материала, контроле и оценке знаний.  Работа с тестами предполагает  практическое применение знаний и регулярную работу с учебником, что позволяет учащимся подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, учит анализировать и систематизировать знания, самостоятельно и объективно их оценивать, использовать дополнительные источники информации.

Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий. Особое внимание  уделяю  проверке усвоения основных биологических  терминов, понятий, понимания существующих взаимосвязей между биологическими  явлениями и процессами, а также между различными организмами и окружающей средой.

Начиная уже с 6-го класса обучаю школьников работе с тестовым материалом,  отражающим специфику тестов в формате ЕГЭ (содержащих части  А, В, С), учитывая чрезвычайную полезность при подготовке к ИГА и ЕГЭ. Тесты группирую по темам в соответствии с программой.

Используемые мной тесты содержат примерно 7 вопросов и заданий.

Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С)

Уровень  А  – базовый (4 вопроса). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень  В – более сложный (2 вопроса) Каждое задание этого уровня требует краткого ответа   ( в виде  одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень  С  – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания  требуется написать развернутый ответ.

 В качестве примера предлагаю   тест, который провожу  в 7-м классе   при изучении темы:

Тип моллюски. Класс головоногие моллюски.

Вариант 1.

А1. Кто не относится к головоногим моллюскам?

  1. гребешок
  2. осьминог
  3. кальмар
  4. каракатица

А2. Что расположено на внутренней стороне щупалец головоного моллюска?

  1. маленькие хоботки
  2. дисковидные присоски
  3. реснички
  4. трубочки

     А3. Какой дополнительный плавательный орган есть у некоторых видов головоногих моллюсков?

  1. лопасти
  2. мускулистые щупальца
  3. хвостовой отросток
  4. пара плавников

      А4. Из чего состоит внутренний скелет головоногих моллюсков?

            1

Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12  вопросов и заданий, также  трех уровней сложности.

        . Во время контроля использую тестовые задания на соотношение объектов («найти соответствие»), которые содержат только правильные ответы, и их необходимо сгруппировать или расставить в правильной последовательности.

Например в 6-м классе при изучении темы «Особенности строения и жизнедеятельности бактерий» на этапе закрепления изученных знаний  провожу работу по карточке:

                              Карточка  №1.

 Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.

I.Кокки                                   А.Палочковидные

II. Бациллы                                Б. Шарообразные

III.Вибрионы                                В.Спиралевидные

IV.Спириллы                                Г.Изогнутые

     Выполнение такого типа тестов наиболее эффективно при контроле знаний по

     изученным темам курса.

        Задания, требующие выбора правильного утверждения и дополнения какого-либо  определения или понятия («выберите правильное утверждение» и «вставьте пропущенное слово»), помогают лучше запомнить новые знания.

        В форме биологического диктанта провожу задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях и выбору верного утверждения.

Например, по этой же теме, при закреплении,  предлагаю работу по карточке:

Карточка  №2

Вставьте пропущенное слово. Закончите определение

 Бактерии – относительно просто устроенные микроорганизмы, состоящие из…

На выполнение тематических тестов  на уроке отвожу 7-15 минут. Эти тестовые задания можно использовать  практически на каждом уроке, привлекая к проверке знаний весь класс или отдельных учащихся. Количество заданий в тесте определяю исходя из времени, выделяемого обычно на проверку домашнего задания.

        На выполнение итоговых тестов отводится  соответственно 40-45 минут. Это обусловлено количеством  и сложностью заданий.

Критерии оценки ответов.

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А  начисляется 1 балл.

За каждое правильно выполненное задание  под литерой В  начисляется от1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С  состоит из 1 задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или минисочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги

Задания уровня А

Выберите только один ответ из четырех предложенных. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.

1.Человек – это название

а) отряда;

б) семейства;

в) рода;

г) вида;

2. Органоидами, синтезирующими белки, являются

        а) ядра;

        б) рибосомы;

        в) митохондрии;

        г) лизосомы;

  1. В организме животных и человека основных групп тканей насчитывается

        а) 2;

        б) 6;

        в) 4;

        г) 8;

  1. Опорно-двигательная система состоит из

        а) костей и мышц;

б) мышц и сухожилий;

в) мышц;

г) костей;

5. Кровь относится к тканям

        а) нервным;

        б) мышечным;

в) соединительным

        г) эпителиальным;

6. Органом голосообразования является

         а) бронх;

        б) гортань;

        в) трахея;

        г) глотка;

7. Дыхательный центр находится в

        а) больших полушариях;

        б) продолговатом мозге;

        в) мозжечке;

        г) мосте;

8.  У взрослого человека зубов

        а)  12;

        б) 24;

        в) 32;

        г) 46;

9. В клетках тела из аминокислот строятся

        а) молекулы крахмала;

        б) жиры;

        в) белки;

        г) витамины;

10.  Серое вещество головного мозга – это скопление

        а) дендритов;

        б) аксонов;

        в) тел нейронов и дендритов;

        г) тел нейронов и аксонов

Задания уровня В.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Кожа выполняет функции

        1.защитную;

        2. терморегуляционную;

        3. синтез витамина В;

        4. рецепторную;

        5. синтез витамина А;

        6. энергетическую.

В2. Верхние дыхательные пути включают

  1. бронхи;
  2. носовую полость;
  3. легкие;
  4. носоглотку;
  5. трахею;
  6. глотку.

В3. Артериальная кровь движется по

  1. венам;
  2. артериям;
  3. венам и артериям;
  4. капиллярам;
  5. аорте;
  6. капиллярам и венам

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В4. Установите соответствие (с помощью стрелок) между камерами сердца и кровью, поступающей в них.

КАМЕРЫ  СЕРДЦА                               ТИП  КРОВИ

А) правое предсердие                             1) венозная

Б) правый желудочек                                2)артериальная

В) левый желудочек

Г) левое предсердие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как нестандартная форма учета знаний на уроках математики

На протяжении 17 лет я работаю в школе-интернате с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, нуждающимися в особом подходе, пристальном внимании к их деятельности, в полном педагогическ...

Методы и формы опроса знаний на уроках биологии

  Для  учеников опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь при этом многим нравиться сам предмет.   Осно...

Организация учебной деятельности на этапе проверки знаний на уроках биологии

Грамотная и эффективная организация проверки знаний и умений учащихся позволяет выявить уровень подготовки школьников, вовремя обнаружить и ликвидировать имеющиеся пробелы.Если контроль знаний обучающ...

"ИКТ и тренажеры как инструмент повышения интереса учащихся к приобретению знаний на уроках биологии»

Использование ИКТ на уроке биологии, цели, задачи и результаты работы...

методическое пособие для педагога по использованию образовательных технологий в обучении по теме «Система работы с листами учета знаний на уроках истории»

Хочу поделиться опытом создания листа учета знаний, как способа оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока, а так же как один из способов подготовки учащих...