Анализ учебника биологии 10-11 класс (базовый уровень) авторы А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина (материал 11 класса), учитель биологии высшей квалификационной категории Болотова Е.В.
материал по биологии (11 класс) на тему

Болотова Елена Валентиновна

Результаты аппробации нового учебника по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uchebnika_11_klass.doc_vyvody.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ учебника биологии 10-11 класс (базовый уровень) авторы А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина (материал 11 класса), учитель биологии высшей квалификационной категории Болотова Е.В.

Эксперимент проходил в классе, где биология изучается 1 час в неделю на базовом уровне. В 11 классе согласно программе изучаются следующие темы:  «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «Происхождение человека», «Основы учения о биосфере». Использовался материал 32 параграфов. Для диагностики результатов обучения проведена 1 контрольная работа. Применялась и такая форма работы, как письменные отзывы учащихся о содержании и доступности изложения материала нового учебника в сравнении с учебником Полянского Ю.И. Выводы:

 -  содержание данных параграфов по объёму соответствует проекту государственного стандарта.

- очень хорошо прослеживается межпредметная связь, особенно во вводных вопросах. Приводятся интересные примеры.

- в данном учебнике лучше раскрыты понятия: фенотипический радикал, альтернативные признаки, гибридологический метод, чистые линии, анализирующее скрещивание, биотехнология, трансгенные организмы, ограничивающий фактор, климатические факторы, смена биоценозов. Доступно даны понятия «экологический фактор», «сукцессия и её виды», гипотеза панспермии, дана схема важнейших очагов одомашнивания животных, вызывающая интерес учащихся.

-особенно хочется отметить ясность, точность и лаконизм изложения большей части учебного материала, четкость формулировок основных понятий, вопросов и заданий.         - авторы использовали достаточно теоретического и, что особенно радует, практического материала. Это интересные, не однотипные, разного уровня сложности задачи по генетике. Их можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении изученного, в качестве домашнего задания, на лабораторной работе. Задачи помогают глубже понять материал, отработать навыки составления схем скрещивания, ориентироваться в терминологии.

- в учебнике много дополнительной информации, что позволяет дифференцированно подходить к обучению в зависимости от уровня знаний учащихся, авторы предлагают интересные творческие задания и темы сообщений, где прослеживается связь с другими науками.

-теоретический материал удачно подкреплён  рисунками и схемами (жаль, что в черно-белом исполнении).    В параграфах 46, 55 предложены интересные темы докладов для ребят, увлекающихся биологией,  вводные вопросы учат наблюдательности. Авторы используют региональный компонент, связь с географией.  

 -творческие задания в виде тем для сообщений и список литературы для дополнительного чтения  помогают организовать самостоятельную работу учеников.                                                                                                                                                   -деление учебного материала на параграфы соответствует поурочному планированию.               - при подготовке к контрольной работе, при работе с терминами можно использовать предметный указатель в конце учебника..

 Замечания и предложения:

   - При изучении материала 11 класса запланировано 13 лабораторных работ. Хорошо бы иметь в конце учебника описание последовательности выполнения работы, её цели, обобщающие таблицы.

 .

-В содержании учебника нет темы «Расы Критика расизма», в программе эта тема предусмотрена.                                                                                                                                - Распределение параграфов не всегда соответствует порядку прохождения тем по программе.    Считаю, что материал параграфа 55 необходимо перенести в следующий раздел «Основы учения о биосфере», так как учащимся ещё не знакомы термины биоценоз, экологическая система, сукцессия, продуценты, используемые при изучении данного параграфа.                                                                                                                          - Ни в 25, ни в 27 параграфах нет четкой формулировки 3 закона Менделя;

- Материал 28 параграфа лучше использовать для ознакомительного чтения, чтобы не перегружать учащихся;

-  В параграфе 30 на стр.107 в схеме допущена ошибка в процентах; в этом же параграфе можно было дать термин морганида, тем более, что само определение этого понятия уже есть.

 - В параграфе 31  несколько сложный для восприятия учащихся язык изложения. Например: «…многие низкомолекулярные пептидные соединения, в том числе белки, образуются как продукты фрагментации длинных полипептидных цепей, синтезированных по матрице одной молекулы информационной РНК». Приходится буквально расшифровывать детям этот текст. Языковой материал не всегда соответствует уровню развития учащихся. Например, в параграфе 54 «…Более поздняя дивергенция, приведшая к появлению современных человеческих рас, коснулась только ограниченного числа второстепенных фенотипических особенностей и не сопровождалась возникновением сколько-нибудь устойчивых механизмов изоляции». Четыре сложных биологических термина в одном предложении делают текст недоступным для восприятия учащимися.

 - Для изучения  темы «Основы учения о биосфере» необходимо не 8, а 10 часов при условии сохранения 3 лабораторных работ из 5, предложенных авторами. Тему «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» лучше раскрыть не на лабораторной работе, а в процессе семинара на уроке. Тему «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» лучше вынести на экскурсию.    

-  В теме «Антропогенные сукцессии» отличия агроценозов от природных биоценозов четко не выделены, что делает материал сложным для запоминания.

-  В теме «Круговорот веществ в биоцеозах» нет материала о круговороте элементов, хотя в программе он предусмотрен. Нужны так же иллюстрации к этой теме по круговороту химических элементов.

- Нужно добавить материал о типах экологических пирамид.

- К сожалению нет заданий на решение задач по экологии, на составление пищевых цепей, которые можно было бы задать на дом.  

Сами ребята отзываются об изложении темы «Основы генетики и селекции» в данном учебнике положительно. Их привлекает лаконичность, четкость изложения, возможность использовать предметный и именной указатели. К сожалению, нет лабораторного практикума для выполнения лабораторных работ.

     В результате проведенного анализа и апробации учебника в курсе 10-11 класса, можно сделать следующие выводы:

- учебник соответствует требованиям стандарта на базовом уровне;

- содержание материала позволяет дифференцированно подходить к обучению учащихся;

- четко прослеживаются межпредметные связи;

- деление учебного материала на параграфы соответствует тематическому планированию;

- язык изложения учебного материала не соответствует уровню учащихся, сложен для восприятия, перегружен терминами;

- последовательность изложения материала параграфов не вызывает эвристического интереса у учащихся;

- иллюстрации расположены неудачно, схемы сложны для восприятия (особенно в теме «Обмен веществ»)

Поэтому я выбрала альтернативный учебник «Общая биология» 10-11 класс Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.А.Каменского. Ребятам он тоже больше понравился.

                                                                                             Болотова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ребенок должен знать «вкус успеха». В.А.Сухомлинский Общие сведения о кружке «Юный математик» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Руководитель кружка: Тахтаракова В.А., учитель математики высшей квалификационной категории

Программа кружка «Юный математик» реализовывалась  для «младших» школьников  6 классов. Возраст учеников накладывал отпечаток на сам стиль занятий. Поэтому во время...

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...

Тема: «Здоровое питание», 8 класс Автор: Щербак Антонина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» Г. Мончегорск, Мурманской области

Конспект урока составлен в соответствие с программой по биологии основного общего образования для курса 8 класса "Биоология. Человек". Глава "Пищеварение"...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...