Кишечнополостные 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

кконспект урока " Кишечнополостные" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема:         Тип Кишечнополостные. Общая характеристика и многообразие.

     Класс: 7 б

    Дата проведения: 22.09.2015

    Учитель: Пономарева Алла Борисовна

    Тема: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика и многообразие.

    Тип урока: изучение нового материала

   

Цель  урока:  создать условия для выявления главных признаков типа кишечнополостные,  раскрытия особенностей внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.

Задачи:  данный  урок предназначен для учащихся 7 класса, в котором  уровень подготовки обучающихся  и  уровень  сформированности  их познавательного  интереса выше среднего, в связи с чем задачи урока  ставлю следующие:

Обучающие:

  • Выявить  место кишечнополостных  в эволюции  животного мира;
  • Сформировать знания обучающихся о симметрии тела животных в связи с их образом жизни;
  • Сформировать представление  о жизненных формах кишечнополостных на примере полипов и медуз и умение различать эти жизненные формы;
  • Раскрыть особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности  гидры как низшего многоклеточного животного;
  • Раскрыть особенности размножения и развития гидры;
  • Продолжить формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию бережного отношения к  кишечнополостным  животным и к природе в целом, выявив роль  кишечнополостных в природе, в цепях питания, в жизни людей;  
  • Способствовать развитию творческого отношения   учебной деятельности с помощью дифференцированных заданий, учитывающих способности, индивидуальные особенности, интересы  детей;
  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету (с помощью использования на уроке опережающих заданий, видеофрагментов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и способности  обучающихся);
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при работе с учебником, выполнении учебных заданий, подготовке индивидуальных заданий;  
  • Создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности, внимательности  при выполнении заданий,  чувства  взаимопомощи при изучении трудных участков темы,  навыков самоконтроля, самооценки при выполнении проверочных заданий.

Развивающие:

  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию  у обучающихся  аналитико-синтетических  умений: сравнивать (простейших и кишечнополостных), обобщать, устанавливать причинно-следственные связи (связь строения гидры со средой обитания, строения клеток тела с их функциями),  делать выводы;
  • Способствовать развитию  умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;
  • Способствовать развитию  мыслительной  и познавательной  деятельности  обучающихся с помощью эор;
  • Обеспечить условия для развития   информационной культуры  учащихся, коммуникативных  умений:   вести диалог с учителем и одноклассниками, грамотно, четко и точно  выражать свои мысли.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная (общеклассная).  Данные  формы работы подобраны с учетом индивидуальных  особенностей  обучающихся, специфики взаимоотношений  между ними,  уровня сформированности их познавательного интереса.

Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение,  сообщения), наглядные (демонстрация  видеопособий, изображений), проблемно – поисковые (работа с дополнительными источниками информации, книгой, привлечение знаний из других наук);  методы контроля и самоконтроля (обратная связь).

Технологии обучения: личностно-ориентированное (в том числе развивающее), икт,  здоровье сберегающие, технология развития критического мышления.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,   компьютер.

-  

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап

-проверка готовности к уроку.  

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Ребята, перед вами схема «эволюционное древо»,  найдите  на  ней  ранее изученных вами животных.

-Кто эти животные?

- Какие потомки произошли от простейших? Кто будет объектом изучения сегодня на уроке?

- Сообщение темы  урока:  

Тема урока: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика и многообразие.

- вовлекает учащихся в процесс постановки целей урока:

А) какой тип животных мы будем сегодня изучать?

Б) что бы вам хотелось узнать о гидре как представителе кишечнополостных?

В) как вы думаете, зачем вам нужны знания об этих животных, как вы сможете на практике применять полученные знания?

- подводит итог обсуждения целей урока;   корректирует ответы  и делает вывод:
основная  цель сегодняшнего урока -  выявить главные признаки типа кишечнополостные,  раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных в связи с их образом жизни и со средой обитания (заранее записана слайде)

- создает проблемную ситуацию для мотивации учебной деятельности обучающихся:

 250 лет назад голландский ученый Абрам Трамбле в одном из прудов замка Сонгюлье нашел однажды маленьких животных, которых сначала принял за растения. Это были гидры.

Ваша задача после изучения нового материала дать ответ: Почему гидру приняли за растение и по каким признакам она была все-таки отнесена к животным?

-участвуют в беседе:

(простейшие)

(кишечнополостные)

-записывают тему урока в тетрадь;  

-участвуют в беседе,  формулируют свои ответы;  

-слушают учителя, настраиваются на достижение поставленных целей

3

Актуализация знаний

-организует фронтальную беседу:

  • Какие царства живой природы вы знаете?

  • Назовите главные признаки царства животные.

  • На эволюционном древе видно, что кишечнополостные – это потомки древних простейших.  Назовите существенные признаки типа простейшие.

-отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе:

(царства вирусов, бактерий,  грибов, растений, животных)

(гетеротрофное питание, в клетках животных отсутствует клеточная стенка, активно передвигаются, освоили разные среды жизни)

(состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого: перемещается, питается, перерабатывает пищу,  дышит, удаляет ненужные вещества, размножается).

4.

Усвоение новых знаний

-слово учителя: «итак, приступим к изучению нового типа животных – типа кишечнополостные. Представителем этого типа является гидра (на экране изображение гидры)

Впервые описал гидру Левенгук, род гидра ввел Карл  Линней.

- Организует работу учащихся по просмотру видеофрагмента из фильма «Тип Кишечнополостные».  Представляет  план просмотра, заранее написанный на доске, обращает внимание обучающихся на основные моменты фильма:

1. Места обитания гидры.

2. Форма тела гидры.

3. Кишечная полость.

4. Симметрия тела гидры.

5. Слои тела гидры.

6. Клетки тела гидры.

7. Размножение гидры.

8. Регенерация

- организует обсуждение фильма, координирует работу обучающихся:
 

- где обитает гидра?

- какая форма тела у гидры, с чем связана такая форма?

- как называется полость тела гидры?

- какая симметрия у кишечнополостных, с чем она связана? (демонстрирует слайд из «Симметрия тела животных»)

- какие слои выделяют в теле гидры? (слайд «Слои тела гидры»);

- какие типы клеток находятся в эктодерме и энтодерме? (слайд «Слои тела гидры);

- какими способами гидра может размножаться ? Просмотр видео фильма «Кишечнополстные»

-  что такое регенерация?

- объясняет, что такое жизненная форма животных  на примере полипа и медузы;

- организует самостоятельную работу с учебником:

- предваряет выступление  учащегося  с практикоориентированным опережающим заданием о  роли кишечнополостных в природе, о необходимости  беречь животных этого типа (создает ситуацию успеха в учебной деятельности)

-слушают учителя,

-слушают учителя, настраиваются на просмотр;

- смотрят видеофрагмент, соотносят увиденное  с планом просмотра;

-отвечают на вопросы учителя;  

-отвечают на вопрос, работают со слайдом,  записывают в тетрадях типы симметрии;

-отвечают на вопрос, выписывают названия слоев в тетради.

-работают со слайдом, отвечают на вопрос, выписывают в тетради названия клеток эктодермы и энтодермы, зарисовывают клетки;

- просмотр фильма

-отвечают на вопрос.

-отвечают на вопрос

-слушают учителя;  

-работают с учебником

- ученики, выполняющие  опережающее задание (сообщения, презентации). Кратко рассказывают о роли и многообразии  кишечнополостных в природе, цепях питания, в жизни человека, делают вывод о необходимости беречь природу.

 

5

Закрепление материала

-организует дифференцированную проверочную  работу по вариантам с целью  получения информации об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися;

(листы с заданиями, ключи к ответам  и  оцениванию прилагаются).

 -организует самопроверку и самооценку обучающимися своей работы, предложив им ключ к ответам и к оцениванию работы (заранее записан на  экран)

-отслеживает результаты (получает информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися)

Решение поблемного вопроса. Организация обсуждения.

Почему же Абрам Трамбле, когда впервые увидел  полипа гидру,  решил, что это растение? На каких основаниях  гидру относят к царству животных?

-выполняют самостоятельно задания.

- учащиеся осуществляют самопроверку, самооценку своей работы;

отвечают на вопросы

(благодаря длинным щупальцам и малоподвижности, похожа на маленькое растение.

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

-подводит итоги урока, соотносит результаты обучения с поставленными целями (цели записаны на доске):

-На основе полученных знаний о гидре,  сделайте вывод об общих признаках типа кишечнополостные (направляет формулировку вывода по плану:

-из скольких слоев состоит тело,

-какой тип симметрии,

-почему называются «кишечнополостные»,

-где обитают,

-какие имеют жизненные формы)

(задание направлено на учащихся со средним и выше среднего  уровнем познавательной активности и интереса к предмету)

-  достигнуты ли цели сегодняшнего урока?

-настраивает на рефлексию;

-осуществляет педагогическое оценивание: выставляет и комментирует оценки за работу на уроке, отдельно подчеркивает  успехи некоторых  обучающихся, активно работавших на уроке

Оценка работы учащихся на уроке:

Ибрагимова Г. -4

Кадуркина -5

Гиматдинов Г. – 5

Зартдинов – 4

Кузьмина -5

Харрасов -4

Рахимов -4

Ярыгин -4

- Гидра – это животное, т.к. Проявляет все признаки представителей этого царства: движется, питается готовой пищей)

-формулируют  выводы:

1) двухслойные многоклеточные животные,

2) лучевая симметрия тела,

3) кишечная полость,

4) обитают в водной среде;

5) жизненные формы – медуза и полип;

-определяют степень соответствия поставленных целей  и результатов деятельности;  

-отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения: что получилось на уроке, что вызвало затруднения, чтобы еще хотелось узнать об изученных животных, где могут пригодиться полученные знания на практике;

-  подают дневники учителю.

7

Домашнее задание

-разъясняет  домашнее задание, записывает его на доске

- создает ситуацию, обеспечивающую успех в учебной деятельности,  с учетом  индивидуальных  особенностей  детей, их способностей  и интересов,  предлагая  выполнить дома дифференцированные задания:

1) Изобразить модель способа передвижения гидры.

2) Составить презентацию о многообразии кишечнополостных.

Д) Прочитать древнегреческий миф о Геракле, сражавшимся с гидрой, объяснить, почему же пресноводный полип получил название «гидра».

-записывают домашнее задание в дневники;

-распределяют задания, задают уточняющие вопросы

Листы задания ( Этап закрепления)

Задание №2

Даны основные термины:

Актиния        Нервные клетки

Внутриклеточное пищеварение        Пищеварительно-мускульные клетки

Гидра        Планула

Гидроидные        Полипы

Диффузная нервная система        Половые клетки

Кишечная полость        Полость тела

Энтодерма        Промежуточные клетки

Эктодерма        Регенерация

Кожно-мускульные клетки         ,        Сцифоидные

Коралловые полипы        Стрекательные клетки

Медузы        Щупальца

Задание:

  1. Выберите термины, касающиеся названия животного
  2. Выберите термины, касающиеся строения кишечнополостных
  3. Выберите термины, касающиеся систематики кишечнополостных
  4. Выберите термины, касающиеся процессов жизнедеятельности кишечнополостных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Тест по теме Кишечнополостные 7 класс

Тестовая работа в 2-х вариантах. По программе И.Н.Пономаревой....

Разработка урока биологии для 7 класса по теме "Многообразие Кишечнополостных"

Методическая разработка содержит подробное описание каждого этапа урока.На уроке используется игровой момент, исследовательские задачи, тесты. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Задания для самостоятельной работы учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"

Работа включает 6 заданий разного уровня сложности для проверки знаний учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"...

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МОРСКИХ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Аннотация: Программа общеобразовательного учреждения рекомендована  Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской  Федерации. Урок «Т...