план урока по биологии в 5 классе по теме : Среда обитания.Экологические факторы к учебнику Сухоруковой Л.Н.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Елена Викторовна Михайленко

технологическая карта урока по биологии в 5 классе(ФГОС) по теме Среда обитания.Экологические факторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии 5 класс

Тема урока: Среды жизни. Экологические факторы.

Тип урока:   комбинированный

Цель: учащиеся научатся выделять экологические факторы среды, устанавливать  причинно-следственные связи влияния факторов среды на природу.

Планируемые результаты

предметные результаты:

учащиеся должны знать экологические факторы, их влияние на живые организмы.

учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.

метапредметные результаты:

учащиеся должны уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

 (Регулятивные УУД)

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

( Коммуникативные УУД)

 уметь работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

оценивать работу одноклассников.

личностные результаты:

учащиеся должны уметь:

осознавать целостность мира

 Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические приемы

УУД

1.Мотивационно-целевой этап.

Здравствуйте ребята, начинаем наш урок, но прежде чем начать я хочу посмотреть, с каким настроением вы сегодня начинаете работу.

У каждого из вас на столе лежит смайлик веселый и грустный. Выберите тот, который отражает ваше настроение на данный момент.

(выявить учащихся с хорошим и грустным настроение. Попросить одного, двух учащихся с хорошим настроением  высказать пожелание классу на предстоящий урок)

Настрой на работу теперь у нас боевой, приступим к работе.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Проверим, как вы справились с этой темой.

На доске расположены 4 смайлика. Под каждым из них написано название животного. Ваши задача назвать к какому царству,отделу или типу относятся данные организмы.  Все остальные внимательно слушают и в случае возникновения ошибок в ответах их исправляют

Слова на карточках:

Дрофа

Черноморский катран

Медуза корнерот

Сосна крымская

Акация белая

Водоросли красные

Выставить оценки по ходу опроса.

2.Операционно-деятельностный этап.

Откройте учебник стр.18, параграф 5. Прочитайте вопросы перед параграфом. Ответьте  на вопросы, поставленные перед нами автором учебника?

Как называют условия среды, которые оказывают воздействие на организм?

Какую тему мы сегодня будем изучать?

Зачем нужно знать как влияют факторы среды на жизнь организмов:

Художнику

Воспитателю

Космонавту

Просмотрите параграф, обратите

внимание на заголовки, вопросы. Какие задачи стоят перед нами сегодня?

Давайте составим план, по которому мы будем работать на уроке.

В учебнике найдите :

 Какие типы экологических факторов выделяют в биологии?

Задание №1.Как можно по другому представить информацию представленную в учебнике.

Дети рисуют схему в тетради, через 2 минуты один учение на доске

Задание №2.Работа по рядам.

1 ряд приводит по 5 примеров факторов неживой природы.

2 -  живая природа

3-  антропогенные факторы 

Задание №3. Работа по рядам.

Приведите  и впишите в схему, примеры положительного и отрицательного влияния факторов среды на организмы:

1 ряд приводит   примеры факторов неживой природы.

2ряд живая природа,

3 ряд антропогенные факторы. 

Почему человека выделили в отдельную группу экологических факторов?

К каким последствиям может привести неразумная человеческая деятельность?

Мы рассмотрели с вами факторы среды обитания.

А почему эти факторы называются экологические? Что поможет нам найти ответ на данный вопрос?

Задание №4. Работа в группах

Каждой группе необходимо предоставить доказательство того, что без…. фактора среды жизнь на планете невозможна

Что произойдет если исключить один из факторов? 

Дети выбирают и показывают нужный смайлик, объясняют причины своего плохого настроения. Составляют пожелания себе и классу на предстоящий урок.  

Отвечают на вопрос (деление царств на группы)

Царство животные, тип хордовые

Царство животные, тип хордовые

Царство животные, тип кишечнополостные

Царство растения, отдел голосеменные

Царство растения, отдел покрытосеменные.

Царство растения, отдел багрянки.

Читают вопросы:

Какие условия необходимы для жизни организмов?

Вывод:воздух,вода,температура,свет.

Ищут ответ на вопрос в учебнике (экологические факторы среды)

Называют и записывают тему урока в тетрадь

Примерные ответы детей

Чтобы правильно рисовать картины;

чтобы знать, как одеть детей на прогулку;

чтобы выжить в условиях космического пространства    

Выяснить какие бывают экологические факторы и как они влияют на жизнь организмов?  

Составляют и записывают план урока:

1.Виды экологических факторов

2.Влияние факторов на жизнь организмов

3.Значение факторов для среды обитания.

Факторы живой и неживой природы, антропогенные факторы.

В виде схемы

Э.Ф

                   

Живая   неживая антроп.

   

Вписывают примеры в тетрадь, через 3 минуты сверяются и вписывают примеры в схему на доске.

Обсуждают, делятся своими мыслями с классом, дополняют схему.    

Больше отрицательно воздействует на природу.

Разрушится среда обитания 

Работают с  энциклопедическим словарем (стр.143), дают определение понятию «экология»,  определяют значение науки экологии (Экология(греч «ойкос»-дом, «логос»-учение)- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой)

Делают вывод о том, что все экологические факторы связаны между собой

Работа по группам:

1 -факторы неживой природы,

2 -живая природа

3- антропогенный фактор.

Исключение одних факторов ведёт за собой исчезновение других факторов.

Работа по плану

Прием «Профи»

Преобразование информации

«Хорошо плохо»

Установление причинно-следственных связей

Работа со словарем

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем

 и сверстни-

ками. 

Регулятивные

работать по плану, находить и исправлять ошибки

Познавательные

Строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные

Ставить учебные цели, планировать работу

Познавательные:

Представление информации в  формах, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: оценивать степень достижения цели, исправлять ошибки

Коммуникативные:

Развитие умений излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, договариваться и приходить к общему решению

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

3.Рефлексивно-оценочный.

Задание №5. Учащимся предлагается решить тест по новому материалу и осуществить взаимопроверку в парах

Продолжите фразы:

На уроке я работал….

На уроке мне было…

На уроке я узнал….

Своей работой на уроке я…..

Решают тест (Приложение 1) или в рабочей тетради с печатной основой.

Оценивают свою работу и работу класса

Регулятивные: оценивать степень достижения цели, исправлять -

Задание на дом.

1.выучить параграф 18

2. Написать минисочинение: «Что произойдет,

 если не Земле исчезнет…….фактор».

Какое у вас настроение в конце урока. Что повлияло на улучшение или ухудшение вашего настроения

Показывают нужный смайлик

Творческое задание

Личностные: осознавать свои эмоции

Приложение 1.

Т Е С Т:

 1) ФАКТОР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 

А) свет  Б) гриб  В) температура  Г) вода

 2) ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ НАЗЫВАЮТ

А) хищничество Б) симбиоз В) паразитизм Г) конкуренция

3) К АБИОТИЧЕСКОМУ  ФАКТОРУ  ОТНОСИТСЯ

А) пожар  Б) освещённость  В) травоядность  Г)симбиоз

Часть Б.

 Оцените правильность суждений (да + ,нет- )

1 Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно.

2 Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы  биотических факторов.

3 Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду.

4 К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер.

Приложение 1.

Т Е С Т:

 1) ФАКТОР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 

А) свет  Б) гриб  В) температура  Г) вода

 2) ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ НАЗЫВАЮТ

А) хищничество Б) симбиоз В) паразитизм Г) конкуренция

3) К АБИОТИЧЕСКОМУ  ФАКТОРУ  ОТНОСИТСЯ

А) пожар  Б) освещённость  В) травоядность  Г)симбиоз

Часть Б.

 Оцените правильность суждений (да + ,нет- )

1 Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно.

2 Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы  биотических факторов.

3 Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду.

4 К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

план урока математики в 5 классе по теме "ДЕЛЕНИЕ НАЦЕЛО" к Учебнику Никольский

Урок математики в 5 классе по теме "Деление нацело" Никольский...

презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"

Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию  с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...

презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"

Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию  с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...

Разработка урока по биологии 5 класс по теме "Среды жизни"

Материал предназначен для использования на уроках биологии при изучении сред жизни живых организмов....

конспект урока по биологии, 9 класс по теме "Качество жизни и факторы здоровья"

Дать представление о том, что такое качество жизни и факторы здоровья; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни...

презентация к уроку по биологии, 9 класс по теме "Качество жизни и факторы здоровья"

дать представление о том, что такое качество жизни и факторы здоровья; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни...