Урок по теме "История развития зоологии" (7 класс)
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Романова Татьяна Сергеевна

Методическа разработка содержит план-конспект урока и презентацию, чтобы в красочной мотивационной форме представить изучаемый материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «История развития зоологии»

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с зоологией — наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, способствовать усвоению новых понятий, таких, как зоология, бинарная номенклатура, переходная форма.

Воспитательные: Создать условия для понимания важности изучения зоологии, для развития ценностного отношения к природе в целом, и к животному миру в частности.

Развивающие: Способствовать развитию основных умений, навыков: общеучебных умений (работа с учебником, с тетрадью, схемами и таблицами), интеллектуальных (умений анализировать, обобщать), специальных (работа с микроскопом)

Оборудование: проектор, экран, компьютер, микроскоп, микропрепараты

Ход урока

Орг. Момент.

I.Актуализация знаний

В этом учебном году мы приступаем к изучению новой отрасли Биологии. Подскажите, а что значит «БИОЛОГИЯ»?

Ребята: БИОЛОГИЯ ( биос – жизнь, логос – учение) – наука о жизни  во всех ее проявлениях.

Учитель: Верно

БИОЛОГИЯ – совокупность наук о живой природе.

А с сегодняшнего дня мы будем изучать Огромный, интересный, загадочный мир животных, их жизнь и особенности строения.

А как называется отрасль биологии, занимающаяся изучением мира животных?

Уч-ся: Зоология

Уч-ль: Верно. А сегодня мы коснемся истории развития зоологии, поэтому в тетрадях тема урока « История развития зоологии»

II. Изучение нового

Историю развития зоологии можно представить в виде нескольких этапов

1.Накопление фактов и знаний о животном мире

2.Попытки систематизации накопленных знаний

А) Труды Аристотеля («История животных», «Лестница существ»)

Б)Работы А. Левенгука (XVII век, изготовил микроскоп, позволивший открыть мир микроорганизмов)

В)Классификация Карла Линнея (XVIII век)

На первом этапе знания и факты только накапливались. До нас сохранились наскальные рисунки животных. Люди еще в древние времена изображали на стенах пещер и камней животных, на которых охотились. Все знания передавались из поколения в поколение.

Первая попытка положить основание научной зоологии принадлежит Аристотелю (IV в. до н.э.). Он собрал накопившийся до его времени фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений; существенную помощь оказал его трудам ученик его Александр Македонский, доставлявший ему богатый зоологический материал из своих походов. Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, историю развития, биологию и многие из его наблюдений подтвердились в новейшее время. До нас сочинения Аристотеля по естественной истории дошли в весьма неполном виде; важнейшее из них: "История животных" дошло не целиком, и многие части его написаны, вероятно, другими. Аристотель создал так называемую «лестницу существ», начинающуюся минералами и оканчивающуюся человеком. Но все организмы не располагались в порядке их появления в процессе эволюции.
Общий упадок науки в средние века, по духу своему чуждые научному исследованию, отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь кое-где в монастырях. Немногочисленные сочинения этого времени, касающиеся зоологии, не имеют значения.
Сильный подъем в области зоологии замечается в XVI веке. [1]

Антони ван Левенгук (Leeuwenhoek) (1632-1723) —голландский купец и натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовив линзы с 150-300-кратным увеличением, впервые наблюдал и зарисовал (публикации с 1673) ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах.

Рассматривая под своей лупой тоненькие пластинки мяса, Левенгук обнаружил, что мясо, а точнее говоря, мышцы, состоит из микроскопических волоконец. При этом мышцы конечностей и туловища (скелетные мышцы) состоят из поперечно-исчерченных волоконец, почему их и называют поперечнополосатым в отличие от гладких мышц, которые находятся в большинстве внутренних органов (кишечнике и др.) и в стенках кровеносных сосудов.

Но самое удивительное и самое важное открытие Левенгука не это. Он был первым, кому выпала великая честь приоткрыть завесу в неведомый дотоле мир живых существ — микроорганизмов, которые играют огромную роль в природе и в жизни человека.

В 1673 году Антони ван Левенгук первым из людей увидел микробов. Долгие, долгие часы он рассматривал в микроскоп все, что попадалось на глаза: кусочек мяса, каплю дождевой воды или сенного настоя, хвостик головастика, глаз мухи, сероватый налет со своих зубов и т. п. Каково же было его изумление, когда в зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел несметное множество живых существ. Они имели вид и палочек, и спиралей, и шариков. Иногда эти существа обладали причудливыми отростками или ресничками. Многие из них быстро двигались.

Вот что писал Левенгук в английское Королевское общество о своих наблюдениях: «После всех попыток узнать, какие силы в корне хрена действуют на язык и вызывают его раздражение, я положил приблизительно пол-унции корня в воду: в размягченном состоянии его легче изучать. Кусочек корня оставался в воде около трёх недель. 24 апреля 1673 года я посмотрел на эту воду под микроскопом и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ.

Некоторые из них в длину были раза в три-четыре больше, чем в ширину, хотя они и не были толще волосков, покрывающих тело вши. Другие имели правильную овальную форму. Был там ещё и третий тип организмов наиболее многочисленный, — мельчайшие существа с хвостиками». Так свершилось одно из великих открытий, положившее начало микробиологии — науке о микроскопических организмах.[2]

Обнаружив в настоях воды мельчайших животных, «Анималькусы», – с восторгом воскликнул он. Впоследствии эти одноклеточные были названы «простейшими».

8 февраля 1680 года Левенгук был избран действительным членом Лондонского Королевского общества.

Таким образом, Левенгук первым открыл эритроциты, описал бактерии, дрожжи, простейших, волокна хрусталика, чешуйки эпидермиса кожи, зарисовал сперматозоиды, строение глаз насекомых и мышечных волокон. Нашёл и описал ряд коловраток, почкование гидр и т. п. Открыл инфузорий и описал многие их формы. [3]

Карл Линней создал принцип названия каждого вида – бинарную (двоичную) систему или номенклатуру, где первое слово – название рода, а второе – название вида.
Предложенная Линнеем 
классификация живых организмоввыглядела так: вид (кот домашний) – род (кот) – семейство(кошачьи) – ряд (хищники) – класс (млекопитающие) – тип(хребетные) – царство (животные).

Примечательно, что человека Линней отнес к ряду приматов и назвал «человек разумный»(«Homo sapiens»), основываясь на схожести строения тел, а вопрос о происхождении видов у Линнея не возникал, так как он считал, что видов существует столько, сколько создал их Бог. [4]

Постепенно делались новые открытия в зоологии, накапливались новые факты проводимых учеными исследований, ученые находили новые ископаемые останки. На основании всего этого Михаил Васильевич Ломоносов пришел к выводу, что существующие сегодня живые организмы в своем развитии на протяжении длительного времени существования, претерпели большие изменения.

Благодаря изучению ископаемых животных были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие животного мира.

К переходным формам можно отнести:

1)Археоптерикс – первоптица (переходная форма между пресмыкающимися и птицами)

Она имела признаки и того, и другого класса

2)Латимерия – кистеперая рыба, переходная форма между рыбами и земноводными

И др.

Таким образом, мы проследили развитие зоологии от самых истоков до современных исследований. Сделайте вывод по уроку, ответив на вопросы: Какие этапы в развитии зоологии выделяют? Какие ученые внесли свой вклад в развитие зоологии? Какая классификация является основой для современной классификации растений и животных?

III.Закрепление

Игра «Половиночка» содержит вопросы для I и II варианта, отвечая на которые ребята получают подсказки, чтобы отгадать о каком животном идет речь в подсказках. И за каждую подсказку ребята получают еще и букву в слове

Вопросы

1.Что сделал для развития зоологии Аристотель?

2.Что вы можете сказать о работах Левенгука?

3.Что означает бинарная номенклатура и кто предложил ее использовать?

1.Какая самая маленькая систематическая категория в зоологии?

2.Археоптерикс. Что вы можете рассказать об этом животном?

3.Что вы можете сказать о современных открытиях в области зоологии?

Подсказки

1.Животное с забавным названием (ударение на первый слог) — это родственник нашей обычной лисы, значительно уступающей ей в размерах, относится к семейству псовых, являясь самым маленьким его представителем – он меньше обычной домашней кошки.

2.Это животное имеет необычную внешность: короткую заостренную мордочку, большие глаза, мелкие зубки, опушенные стопы лап и самое главное – огромные, пятнадцати сантиметровые уши.

3.Родина этого животного – пустыни Африки (наиболее распространены они в Сахаре), что и определяет образ жизни и повадки животного. Спасаясь от зноя, эти необычные животные роют норы, в которых проводят день, а ночью выходят на охоту. 

4.Еще одна особенность этих животных – подвижность и прыгучесть. При своем скромном росте они могут совершать прыжки высотой 70 сантиметров! Ночной образ жизни позволил развить феноменальный слух, обоняние и зоркость в темноте.

Загаданное животное «фенек»

Список ссылок

1.http://www.coolreferat.com/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

2.http://history-persons.ru/2011/08/antoni-van-levenguk-3/

3.http://www.muldyr.ru/a/a/levenguk_antoni_van_-_otkryitiya 

4. http://amberbook.com.ua/persons.php?id=7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Краткая история развития зоологии".

Вклад Аристотеля, Левенгука, Линнея, Дарвина в развитие науки зоологии....

Дидактическое пособие для подготовки обучающихся 8 классов к урокам биологии по разделу зоологии «Беспозвоночные животные»

Дидактическое пособие предназначено дляповторения и закрепления знаний, полученных на урокахбиологии, а также выработки четкости изложения, уменияанализировать и обобщать явления и факты. Пособиеначин...

Технологическая карта урока "История развития зоологии" биология 7 класс

Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС...

технологическая карта урока по теме: "Структура зоологии"

Технологическая карта урока по теме: "Структура зоологии"...