"Пищеварение. Органы пищеварения"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Прижбилова Татьяна Владимировна

Урок биологии в 9 классе "Пищеварение, Органы пищеварения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevarenie._organy_pishchevareni.docx630.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пишеварение. Органы пищеварения.

Прижбилова Т. В.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Пищеварение. Органы пищеварения.

        Урок биологии в 9 классе

Прижбилова Татьяна

Владимировна

Учитель биологии

Тема урока: Пищеварение. Система органов пищеварения.

Цели: Формирование знаний у учащихся о пищеварении. Рассмотреть значение пищеварения. Изучить органы пищеварительной системы и преобразование пищи в различных отделах пищеварения.

Задачи:

1. Образовательная: Закрепить названия и функции систем органов, названий и функций органов пищеварительной системы, функции пищеварительной системы. Закрепить знания о строении зубов, их значении для пищеварения. Познакомить с процессом пищеварения в ротовой полости.

2. Коррекционная: Развитие пространственных представлений. Развитие объема внимания, долговременной памяти, зрительного восприятия, мыслительных процессов на основе выполнения упражнений на закрепление материала, развитие связной устной речи в процессе ответов на вопросы, работы по таблицам, составления рассказа о процессе пищеварения в ротовой полости.

3. Воспитательная: Формировать правильное понимание отношение к своему организму. Воспитание интереса к предмету, самостоятельности, дисциплинированности. Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать аккуратность и прилежание.

Словарная работа: Ротовая полость, слюнные железы, слюна, глотание, желудок, желудочный сок, кишечник, печень, желчь, поджелудочная железа, ферменты. Эмаль, дентин

Оборудование: Таблицы «Органы пищеварения», «Строение зубов, ротовая полость», атлас «Анатомия человека», карточки с заданиями, рабочие тетради на печатной основе, кусочки хлеба, зеркало.

Тип урока: изучение новых знаний.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:

Питание – процесс поступления в организм питательных веществ.

Пищеварение – процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 Рапорт дежурного.

 Упр. На развитие пространственных представлений.

Разминка: Выходит один человек и называет органы, остальные должны показать их у себя.

Учитель называет систему органов, дети по цепочки называют органы этой системы:

 Опорно-двигательная

 Дыхательная

 Пищеварительная.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Каково значение пищи?
  2. Какие питательные вещества необходимы человеку?
  3. В каких продуктах содержатся белки?
  4. В каких продуктах содержатся жиры?
  5. Какие вещества необходимы прежде всего растущему организму?
  6. Каких веществ (белков, жиров, углеводов) требуется больше человеку при физическом труде?
  7. К чему приводит переедание углеводов?
  8. Каково значение минеральных солей в организме человека?
  9. Что такое витамины? Каково их значение?

  1. Изучение нового материала.

Питание и пищеварение.

Питание – процесс  поступления в организм питательных веществ.

Пищеварение – процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.

Пищеварительная система – совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

На рисунке 1 показана пищеварительная система и ее основные функции:

Пищеварительная Система

Рис. 1. Пищеварительная система

Функции пищеварительной системы:

  1. моторная (механическая)
  • измельчение пищи
  • продвижение пищи по пищеварительному тракту
  • выделение
  1. секреторная (химическая)
  • выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи
  1. всасывающая
  • всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды

Теперь рассмотрим процесс пищеварения и его функции более подробно.

Потребности организма в энергии, пластическом материале и веществах, необходимых для обновления молекул, роста и развития, удовлетворяются пищеварительной системой. Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. Значение пищеварения состоит в том, что в результате этого процесса генетически чужеродные для организма молекулы белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, входящих в пищу, расщепляются в пищеварительном тракте до простых, более мелких молекул, которые могут быть усвоены клетками. Этот процесс, происходящий в пищеварительном тракте, называется пищеварением.   Давайте посмотрим, как же происходит пищеварение.

Пищеварение – это сложный физиологический процесс, заключающийся в механической и химической обработке пищи, всасывании питательных веществ, выделении не переварившихся остатков пищи. В соответствии с этим пищеварительная система выполняет  четыре основные функции:   секреторную, моторную, всасывательную   и выделительную. Секреторная функция заключается в выработке пищеварительных соков железистыми клетками, входящими в состав пищеварительных желез. Моторная функция обеспечивается сокращениями мышц, входящих в состав стенок пищеварительного тракта и заключается в механическом измельчении пищи, ее перемешивании и продвижении по пищеварительному тракту. Всасывательная функция – это поступление продуктов ферментативного расщепления (питательных веществ) в кровь и лимфу через стенку отделов пищеварительной системы. Выделительная функция - это выведение из пищеварительного тракта не переварившихся и не усвоенных веществ, а также некоторых продуктов обмена. 

Пищеварительные соки обеспечивают увлажнение, разжижение пищи, создают определенную среду (рН) и содержат воду, слизь, пищеварительные ферменты, некоторые биологически активные вещества, минеральные соли и др. вещества. По действием пищеварительных ферментов сложные полимерные молекулы пищевых веществ расщепляются до более простых, которые могут всасываться в кровь и лимфу и усваиваться клетками.

Пищеварительная система человека.

Пищеварительная система человека состоит из следующих отделов: 

1.        ротовая полость 

2.        глотка 

3.        пищевод 

4.        желудок 

5.        тонкий кишечник 

6.        толстый кишечник 

Пищеварительные железы

  1. Слюнные
  2. Желудка
  3. Печени
  4. Поджелудочной железы

С пищеварительным трактом протоками связаны большие пищеварительные железы: слюнные, печень и поджелудочная железа. Длина пищеварительного тракта человека составляет 8 - 10 метров. На рисунке 2 представлена пищеварительная система человека:

Пищеварительная система человека

Рис. 2. Пищеварительная система человека

Следовательно, пищеварение происходит в ротовой полости (рис. 3), в желудке (рис. 5) и в двенадцатиперстной кишке (рис. 6). 

Пищеварение в ротовой полости.

Рис. 3. Пищеварение в ротовой полости.

 Хорошо пережеванная пища легко переваривается и лучше усваивается. Основная роль здесь принадлежит зубам у взрослого человека 32 зуба. Это самые твердые кости организма человека. Зубы состоят из корня, шейки и коронки. Рассмотрим строение зуба на рисунке

Рис4. Строение зуба

Пищеварение в желудке

Рис. 5. Пищеварение в желудке.

Двенадцатиперстная кишка.

Рис. 6. Двенадцатиперстная кишка.

Следовательно, пищеварение происходит в несколько этапов, как показано на рисунке 6.

Этапы пищеварения

Рис. 6. Этапы пищеварения.

  1. Закрепление.
  1. Вопросы всему классу:
      Какие органы ещё играют важную роль в пищеварительной системе?
    Ответы детей: В пищеварительной системе важную роль ещё играют печень и поджелудочная железа.
     Из чего состоит кишечник?
    Ответы детей: Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.
  2. В следующем задании вам нужно будет узнать по описанию или по его работе орган пищеварения. Слушайте внимательно.
    1. Какой из органов пищеварения является главным?
    Ответ ученика
    : Это желудок.
    2. С их помощью человек откусывает и измельчает пищу?
    Ответ ученика
    : Это зубы.
    3. Этот орган перемешивает пищу, смачивает её слюной и проталкивает в глотку.
    Ответ ученика
    : Это ротовая полость.
    4. По трубе пища попадает желудок.
    Ответ ученика
    : Это пищевод.
    5. Этот орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки непереваренной пищи.
    Ответ ученика
    : Это кишечник.

  1. Следующее задание называется “Верно, неверно”. Мы с вами выполняли уже такого рода задания. Вы отвечаете только верно или неверно. Слушайте внимательно, чтобы правильно ответить.

 Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника.

Ответ ученика: Верно.

 Пищеварение начинается в ротовой полости.

Ответ ученика: Верно.

Через глотку и пищевод пища попадает в кишечник.

Ответ ученика: Неверно. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок.

 Пищу переваривает желудочный сок.

Ответ ученика: Верно.

 Пищеварение заканчивается в желудке.

Ответ ученика: Неверно. Пищеварение заканчивается в кишечнике.

 Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки.

Ответ ученика: Верно.
 Большую роль в пищеварительной системе играют лёгкие.

Ответ ученика: Неверно. Большую роль в пищеварении играют печень и поджелудочная железа.

 Организм человека получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины.

Ответ ученика: Верно.

 Органы пищеварения составляют взаимосвязанную систему.

Ответ ученика: Верно.

  1.  “Найди лишнее слово”.

В каждой строке три термина определенным образом взаимосвязаны. Дайте их общую характеристику и определите четвертый термин, не имеющий к ним отношения.

  1. Желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, толстая кишка.
  2. Ротовая полость, кишечник, скелет.
  3. Коронка, эмаль, дентин, цемент.
  4. Печень, поджелудочная железа, кишечник, слюнная железа.

  1. Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания Индивидуальная работа. Учащиеся получают бланки с буквенным рядом, в которых находят слова, связанные с пищеварением.

Т М О Ж А П П Е Т И Т Ф Х И Н Г И Г И Е Н А Б У Н

О Ф З Х Р С Е Н У А В Ж Е Л У Д О К Т М И К А Б В

П Л Ч П И Щ А Э Я Б Е Н И Ф К Р А Х М А Л Т Р С Е

У Ж Ь Ш И К Н Е Ф Э М А Л Ь О П Р И Н А Б Л Н С И

Ж Ф В Ж Е Л Ч Ь А Ы Д Р М Е Н Ф Х И В О Д А У Щ

Т О Р М Е Ж Д Е Н Т И Н О К С Э Б О Р Ф Ж Ю З Ъ Л

Т Ы М А В У П Е Ч Е Н Ь К О Т У Л Р И Ш Щ О Г Т Н

  1. Самостоятельно составить правила ухода за зубами в тетради.

Выводы.

  1. Пища – источник энергии и строительного материала в организме.
  2. Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи.

Интересно знать, что

В слюне находится особое вещество, убивающее бактерии, в желудке находится соляная кислота, которая тоже убивает бактерии.

Большая часть съеденной вечером пищи не успевает перевариться и откладывается в виде жиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Органы пищеварения"

Конспект урока по биологии 8 класса "Органы пищеварения". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Органы пищеварения. Презентация по биологии 6 класс.

В презентации говорится о способах питании животных и строении органов пищеварения....

"ПИЩЕВАРЕНИЕ. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ" (презентация)

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Пищеварение. Органы пищеварения"...

Урок - проект « Подготовка к ОГЭ. Пищеварение. Органы пищеварения. Энергозатраты и пищевой рацион»

Расчет энергозатрат для различных категорий людей: школьников, студентов, женщин, мужчин, людей, занятых умственным и тяжелым физическим трудом. Выводы по правильному планированию режима питания, знач...

Тест по теме: Пищеварение. Органы пищеварения. 8 класс

Тест расчитан для учащихся 8 класса по учебнику авторов: Н.И. Сонин и М.Р. Сапин, как обобщение темы: Пищеварение. Органы пищеварения человека. В нём содержаться задания разного уровня сложности: с вы...