Открытый урок «Эти «летающие цветы»- бабочки!».
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Аджигитова Анна Борисовна

План конспект урока "Эти "летающие цветы"- бабочки!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_babochki.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

«Эти «летающие цветы»- бабочки!».
Открытый урок по биологии.
 
Тема урока: Эти «летающие цветы»- бабочки!
Цель: изучить и закрепить знания о бабочках.
Форма урока: комбинированная.

Задачи:
Образовательная: изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и жизни человека;
Развивающая: продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, творческих способностей учащихся;
Воспитательная: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.
Ход урока:
1.Вводная часть (3-5 мин)
2.Проверка и закрепление ранее изученного материала (5-7 мин)
3.Изучение нового материала (20 мин)
4.Контроль и учет знаний, домашнее задание (5 мин)
5.Заключение (3 мин)


I. Вводная часть.
Для каждого любителя природы бабочка-это праздник души. Богатство красок и полет- то стремительный, то неторопливый - вот что замечают большинство из нас. Бабочки - это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции.
Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.
Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты.
Легенда:
«Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И - о чудо!- цветок оторвался от стебля и полетел». Так по древнегреческой легенде появились бабочки.
Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» - бабочки!»

Поэт А.Майков писал:
Долина вся в цветах,
Над этими цветами-
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой!

Давайте попробуем выяснить: действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений? И что общего между цветами и бабочками?

Вам выдан информационный лист (см приложение). Где сейчас вы запишите тему урока, далее заполняете его по ходу урока (когда я вам буду об этом говорить!), домашнее задание выполните дома. Информационный лист потом вклеите себе в тетрадь.
II. Проверка и закрепление ранее изученного материала.
А теперь ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: к какому царству относятся бабочки? (К царству Животные).
Давайте попробуем ответить на вопрос : какой характерный признак отличает большинство животных от растений? Справиться с выполнением этого задания вам помогут стихи:
Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные - они везде встречаются,
Но по особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,
Ее снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одежки нет,
Нет также хлоропластов - вот, в чем ее секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения живут, пока растут,
Их рост неограниченным ученые зовут.
А рост животных ограничен, сокращен значительно-
Рост до определенного периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали,-
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть еще другие.
Ребята! Скажите, пожалуйста, а к какому типу и классу животных относятся бабочки? (Тип Членистоногие, класс Насекомые).
III. Изучение нового материала.
Теперь в информационный лист давайте с вами вместе запишем краткую классификацию бабочек:
Царство: Животные
Тип: Членистоногие
Класс: Насекомые
Отряд: Бабочки, или Чешуекрылые

Врабочем листе у вас есть таблица «Характеристика отряда Чешуекрылые», которую вы также заполняете по ходу урока.

Знакомство с отрядом Чешуекрылые.  Беседа.

Как вы думаете, какими особенностями обладают крылья насекомых из отряда Чешуекрылые? Крылья чешуйчатые или покрыты чешуйками

Слайд 4. Перепончатые крылья и тело этих животных действительно густо покрыты микроскопическими чешуйками, которые делают эти насекомых самыми красивыми. Второе название отряда Чешуекрылых – бабочки.

Чешуйки - это и есть самое главное в их наряде - та самая «пыльца», которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» природы. Крылья бабочек стекляннопрозрачные, покрыты густым строем чешуек, расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга, как черепица или серебристые деревянные «лемеха», одевающие купола старинных русских церквушек

Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волоски. С.77 рис. 62.Они бывают трех видов: Слайд 5.

а) Цветные, пигментные. В их полостях находятся красящие вещества.

б) Оптические. Наружная сторона этих чешуек имеет ребрышки, которые преломляют или отражают падающие на них лучи света. Крылья переливаются.

в) Пахучие. Выделяют феромоны. Феромоны – это пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола. Например, большой ночной павлиний глаз чувствует запах самки за 10 – 12 км. (Анимация на слайде.)

 Двухслойный покров чешуек увеличивает подъемную силу крыла в планирующем полете, защищает бабочку от переохлаждения, уменьшает шум и вибрацию при машущем полете, а также поглощает эхолокационные сигналы летучих мышей. Чешуйки образуют характерные узоры на крыльях. Посмотрите на бабочку капустной белянки в учебнике. Что заметили в окраске крыльев? Бабочки имеют половые различия во внешней окраске. Самка капустной белянки имеет два темных пятна, а самец нет.

Разнообразное сочетание цвета, формы, размера, расположения чешуек создает удивительное разнообразие видов 140 тысяч.


Пигментация чешуекрылых насекомых выполняет несколько функций. Одна из них – стать заметными для полового партнера. Рисунок на крыльях служит камуфляжем, помогая спрятаться от хищников. Даже имитация дырочек на крыльях напоминает по виду изъеденный гусеницами листок.

Поскольку бабочки и мотыльки не кусаются и не жалят, им приходится прибегать к другим способам самозащиты, и яркий наряд нередко служит предостережением: «не тронь меня, я невкусный». В организме многих чешуекрылых содержится яд, взятый из растений, которыми они питаются. Для них он совершенно безвреден, но крайне неприятен для птиц и других хищников, и, обнаружив, например, что яркая бабочка несъедобна, птица в дальнейшем будет избегать насекомых с похожей окраской. Некоторые неядовитые бабочки копируют пигментацию ядовитых насекомых. Это явление называется мимикрией.

Вывод: Сколько крыльев у бабочек?

             Какую имеют особенность?

             Сколько видов Чешуекрылых?


2. Признак, характерный для всех бабочек - сосущий ротовой аппарат, в покое спирально завитой, длинный, трубчатый хоботок. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар.

Работа с учебником. с. 78, рис. 64.

Какие органы располагаются на голове бабочки? Усики, фасеточные глаза, хоботок.

Почему хоботок свернут в спираль? Чтобы не мешал в полете и не сломался.

Слайд 6. Как называется ротовой аппарат бабочки? Сосущий.

Слайд 7.  Некоторые из бабочек не питаются. Это – моль, павлиноглазки, тонкопряды, коконопряды.

На рисунке показаны окончания  усиков неспроста. Сравните усики бабочек на слайде. Слайд 8. Что вы заметили?  Они разные. По форме у бабочки адмирал усики напоминают английскую булавку. Их называют булавоусыми бабочками, а так как они активны в дневное время, второе название  – дневные бабочки.

 У второй бабочки усики похожи на перья, их называют перистоусые или ночные бабочки. Почему? Они активны в сумерках и ночью.

Работа с учебником   стр.79, рис. 65, 66 - Дневные и ночные бабочки.

Сравните внешний вид бабочек. Какими еще признаками отличаются булавоусые и перистоусые бабочки?

А сейчас мы с вами совершим мысленно небольшое путешествие.  Закройте глаза и повернитесь лицом к окну. Представьте, что вы лежите на солнечном лугу. Будьте внимательны. Стрекочут кузнечики, летают бабочки. Одна села на цветок. Сложила крылья.  

Откройте глаза. Положите руки на парту. Опять закройте глаза. Положите голову на руки, так чтобы прикрыть руками глаза. Представьте летнюю ночь. К вам в окно на свет прилетел мотылёк. Понаблюдайте за его полётом. Сравните с дневной бабочкой. Откройте глаза. Слайд 9.

Сравниваем: 1) форму крыльев (широкие, узкие)

                       2) форму тела (толстое, стройное)

                       3) полет (медленный, порхающий, стремительный, с частыми взмахами)

                       4) как складывают крылья в покое (отводя вертикально вверх и прижимая, друг к другу яркоокрашенной стороной; кровлеобразно или распластано).

Вывод: Какие бывают бабочки по активности?

Ну, я вижу, что вы немножечко устали. Давайте поиграем! Я буду рассказывать детское стихотворение Э.Успенского и иллюлистрировать его жестами. Ваша задача – повторять за мной.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон,
Свив на ветке дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!
Спасибо большое, садитесь.
Ребята! Давайте вместе выявим ошибку, которую допустил автор данного стихотворения.
Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: что такое развитие с полным превращением?
Бабочки проходят развитие с полным превращением. Весь жизненный цикл чешуекрылых делится на 4 стадии: яйцо, гусеница (личинка), куколка, взрослая особь, т.е. летающая бабочка или мотылек. Последняя стадия обеспечивает расселение вида на новых территориях, а также является репродуктивной фазой, во время которой происходит спаривание. Самки откладывают 1 или целую гроздь яиц на растении либо другом источнике питания будущих гусениц. Если самка неудачно подберет место для будущего потомства, появившиеся на свет гусеницы погибнут от голода. Некоторые виды бабочек, гусеницы которых всеядны, откладывают яйца, просто рассыпая их в полете.
Бабочки проявляют заботу о потомстве, откладывая яйца на кормовое растение. Некоторые виды откладывают по две пары яиц, из которых появятся гусеницы разных полов, будущие бабочки самки и бабочки самцы. Совки закапывают яйца в землю.

 Слайд 11. Из яиц вылупляются гусеницы - червеобразные существа, состоящие из ряда хитиновых колец. Они очень много едят и несколько раз линяют, с каждым разом становясь все крупнее. Этот ползающий народец поражает разнообразием форм, размеров и цветов. Многие гусеницы умело маскируются в листве. Другие же, напротив, чрезвычайно ярко окрашены. Так, гусеница киноварной бабочки, которая кормится листьями ядовитого крестовника, сама ядовита, о чем и предупреждает врага ярким одеянием.
Большинство гусениц питаются растениями, но некоторые непрочь поживиться другими насекомыми. Отдельные виды гусениц «пасутся» в скоплениях тлей или щитовок, которые часто встречаются на растениях. Есть и «узкие специалисты», вроде гусениц гавайской пяденицы, которые даже ловят мух.

 Как называется личинка бабочки? Гусеница.

На кого она похожа? На кольчатого червя.

О чем это говорит? Предки членистоногих кольчатые черви.

Слайды 12-13. Гусеницы имеют два вида ног: настоящие и ложноножки. Как вы думаете, чем отличаются ложные ножки от настоящих членистых ног? Ложноножки не членистые.

 Вспомните, чем питаются гусеницы. Какой у них ротовой аппарат? Грызущий.

А у взрослой бабочки? Какое это имеет значение в борьбе за пищу?   Личинки и взрослые особи не будут конкурировать за пищу.


Третья стадия жизни чешуекрылого насекомого – куколка. Гусеница прекращает поедание корма и находит безопасное местечко, чтобы сбросить внешний покров, спрясть кокон и окуклиться (полинять с превращением в куколку).
Из куколки после завершения превращения выбирается помятое неуклюжее существо, совершенно не похожее на крылатую красавицу – бабочку. Однако по мере наполнения прожилок жидкостью крылья постепенно расправляются, отвердевают, и вот перед нами ослепительно прекрасная юная бабочка.
Итак, какую ошибку допустил автор стихотворения (можно зачитать еще раз)? В коконе должна была находиться не гусеница, а куколка.
На следующем этапе урока мы с вами, ребята, выясним значение бабочек в природе и в жизни человека. Для этого каждая из 2-х групп выполнит творческое задание.
Задание для первой группы: «Собрать народные приметы».
Ночные бабочки в дом влетают – сильный ветер предвещают.
Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте – быть грозе.
Апполон летит, и нектар собирает – быть солнечной погоде.
Ночные бабочки в дождь летают –
тепло предвещают.
Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда – быть буре.
Вывод: по поведению бабочек можно предсказывать погоду.
Задание для второй группы: «Составить стихотворение».
Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды.
А для человечества много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполнится их светом весь земной простор!

Значение бабочек в природе и для человека.

Слайд 14-16. Какой вред и какую пользу приносят бабочки в природе?   Польза: опыляют растения, являются кормом другим животным. Вред: личинки бабочек уничтожают растительность.

Какой вред и какую пользу приносят чешуекрылые для человека?  Польза: тутовый шелкопряд является одомашненной бабочкой для получения шелка, украшают нашу жизнь. Вред: гусеницы уничтожают с/х растения.

Ну, а теперь, дорогие друзья, давайте попробуем ответить на вопрос: что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов?
И бабочки, и цветы являются украшением нашей природы!

Слайды 19-20. Многие виды бабочек поплатились за свою красоту. Люди ловят самых редких для коллекций, даже охраняемые виды. Ребята! Запомните эти бабочки занесены в Красную книгу! 

Вывод по чешуекрылым. Расскажите по таблице о характерных особенностях чешуекрылых. Слайд 21.


IV. Контроль и учет знаний, домашнее задание.

Слайд.25
Домашнее задание записано у вас на рабочей странице П.18 (до стр.81). Ознакомьтесь, пожалуйста.
V.Заключение.
В настоящее время более 100 видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу. Ни одна коллекция с застывшими на булавках мертвыми насекомыми не принесет той живой радости, которую дает переливающиеся цветами луговое разнотравье или полянка в лесу, где летают, порхают, танцуют в солнечном воздухе яркие, чудесные бабочки. Природа выработала у них многие приспособления, надежно охраняя от природных врагов. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому еще раз напоминаю: научись любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это важное дело человека на Земле.
Мы должны сохранить этих бабочек для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!!!
<...>

Информационный лист

1.Тема урока:

  1. Краткая классификация бабочек


Царство:


Тип:

Класс:

 

Отряд:

  1. Общие признаки характерные для  отряда бабочек:

_

_

_  

4. Таблица

Отряд

Чешуекрылые

Количество видов

Характеристика крыльев

Ротовой аппарат

Тип развития

  1. Таблица « Сравнительная характеристика дневных и ночных бабочек»

Признак

Дневные бабочки

Ночные бабочки

Как складывают крылья в покое

 

 

Крылья

 

 

Форма тела

 

 

Полёт

 

 

6.  Значение бабочек в природе и для человека.

Д/З  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и русского языка " Эти " летающие " цветы - бабочки".

Интегрированный урок биологии и русского языка  с использованием ИКТ...

Интегриованный урок биологии и русского языка в 7 классе " эти летающие цветы- бабочки"

Интегрированный урок биологии и русского языка   " Эти летающие цветы- бабочки" .Учитель биологии : Журавлева Л.В. , учитель русского языка : Винокурова Н.М. , проведен в МОУ"СОШ№32" г.Саранска 7...

Интегрированный урок русского языка и биологии " Причастный оборот . Эти "летающие" цветы - бабочки".

Интегрированный урок в 7 классе русского языка  и биологиис использованием ИКТ...

Презентация к уроку "Причастный оборот. Эти "летающие цветы"- бабочки". 7 класс

Презентация к уроку "Причастный оборот. Эти "летающие цветы" - бабочки". 7 класс...

"Эти летающие цветы-бабочки"

Интегрированный урок биологии, русского языка и ТРИЗ. Решение биологических задач с использованием элементов ТРИЗ. Написание мини-сочинения с использованием опор ТРИЗ-технологии: я вижу, я слышу, я чу...

презентация "Эти летающие цветы-бабочки"

Урок биологии  разработан для 7 класса с элементами технологии ТРИЗ....

Открытый урок по биологии "Цветы- земной красы начало"

«Чтобы жить нужны солнце, свобода и маленький цветок.» Г.Х. Андерсон. «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна.» Жан До...