Рабочая программа по биологии для 5, 8 классов. ФГОС. Пономарева И.Н.
рабочая программа по биологии (5, 8 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 5, 8 класс Пономарева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx77.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

        Согласовано                                                                                                            Утверждаю

Зам. директора по УВР                                                                              Директор МБОУ «ОСОШ №1»

Г. М..Меньшакова.____________                                                        С.И.Жаворонков______________

 «_____»_______________2016г.                                                               «_____»______________2016г.

Рабочая  программа

по  биологии

5 класс, 8 класс

2016 – 2017 учебный год

Учитель: Кононова Екатерина Васильевна

                             

      http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=117191044-16-72&n=21                             

п.    Октябрьский ,     2016 год

1.   Пояснительная записка ( на ступень)

           

          Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного      образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.

Курс подразделяется на две части:             1) 5–8-й классы;       2) 9-й класс.

Первая часть курса знакомит школьников с представителями живой природы. Вторая часть курса обобщает на новом уровне сведения по общей биологии, которые логично встроены в учебники для 5–8 классов (строение клетки – 6, 8 классы; онтогенез – 7, 8-й классы; экологические и эволюционные закономерности – 5, 6, 7-й классы и т.п.).

Курс биологии   на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об  отличительных особенностях живой природы, в её многообразии и эволюции, о человеке как  биосоциальном существе.   Отбор содержания проведён с учётом  культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической  деятельности.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; примерной программы по биологии для основной школы, авторской программы под руководством И.Н. Пономаревой           (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко , А.Г. Драгомилов , Т.С. Сухова.        Биология: 5 - 9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф , 2013г), основной образовательной программы школы;  учебно-методического комплекса:

Учебники: 

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология  5 класс ,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

№  1.2.4.2.6.1   в федеральном перечне учебников    ( на 2016-2017 уч. год)  

    И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

№  1.2.4.2.6.2   в федеральном перечне учебников    ( на 2016-2017 уч. год)  

 Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М. Биология. 7 класс, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

№  1.2.4.2.6.3  в федеральном перечне учебников    ( на 2016-2017 уч. год)  

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016

№  1.2.4.2.6.4   в федеральном перечне учебников    ( на 2016-2017 уч. год)  

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология. 9 класс, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 201   .

№  1.2.4.2.6.5  в федеральном перечне учебников    ( на 2016-2017 уч. год)  

Методические пособия  

  1. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой).
  2. О.Н.Дронова .  Хрестоматия  по биологии. Бактерии. Грибы . Растения.
  3. Биология . справочные материалы. Под редакцией Д.И.Трайтака., М., 1987.
  4. Сборник  творческих задач.  С.Ю.Модестов. С.-П. , 1998.
  5. Биология. Лабораторные работы .Л.А.Панфилова , Т.И.Соловова, 2001.
  6. Региональный компонент  общего образования архангельской области . А.2006
  7. Исследовательская деятельность школьников по биологии.  А, 2010
  8. Атласы родной природы ( Грибы, Растения, Цветы)
  9. Я познаю мир . Ботаника.  М. 2003.

 

ЦЕЛИ:

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- обеспечить  ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены  лабораторные работы и  контрольные работы, предусмотренные авторской программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Достижению результатов обучения  способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через  различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы Перечисленные ниже основные идеи курса находят свой фундамент в курсе «Окружающего мира». 


Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, консультация, практическая работа, лабораторная работа.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, проблемное, развивающее, классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология .       Предусмотрены уроки с использованием ИКТ . Учебные проекты,   Экскурсии

  Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тесты, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

                                   

2. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс.

 Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов

Согласно Учебному плану МБОУ «ОСОШ №1» на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (34  ч.  в год);

 на изучение биологии в 6  классе отводится 1 час в неделю (34  ч.  в год);

            7–9-й классы – по 2 часа в неделю (68 часов в год)
               
учебных недель - 34

Региональное содержание :      5 кл. -    7 ,         6 кл. -    8       7 кл -            8 кл – 8      9 кл-

Лабораторные работы:              5 кл – 4              6 кл-               7 кл-             8 кл – 3      9 кл-

Практические работы:               5кл  -   -- ,           6 кл  -    6       7 кл -           8 кл- 16       9 кл-

Экскурсии :                                 5кл -    1,            6 кл  -    1       7 кл-            8 кл - --         9 кл-

 Контрольные работы:                5 кл. -  4 ,           6 кл.  –   4      7 кл-             8 кл  - 5       9 кл-

5 класс

Лабораторные работы:

 №1    «Изучение устройства увеличительных приборов».

 № 2     «Знакомство с клетками растений». 

 № 3    «Знакомство с внешним строением     побегов растения». 

 № 4      «Наблюдение за передвижением животных». 

Контрольные работы:

1.  по теме :   Биология – наука о живом мире

2. по теме:     Многообразие живых организмов

3.  по теме:   Жизнь организмов на планете Земля

4.  Итоговая контрольная работа

Региональное содержание

Урок № 16. Многообразие грибов Архангельской области

Урок № 17. Лишайники Архангельской области

Урок № 22. Приспособленность организмов к условиям севера

Урок № 23. Природные сообщества Архангельской области

Урок № 24. Природные зоны Архангельской области

Урок № 30. Охрана живого мира в Архангельской области

Урок № 33. Весенние явления в жизни живых организмов

8 класс

Лабораторные работы:

№1.  Действие фермента каталазы на пероксид водорода.( как  работает фермент в клетке)

№2. Клетки и ткани под микроскопом

№3. Состав костей.

 Опыты:

№1.  Действие ферментов слюны на крахмал.

 Контрольные работы:

1.  по теме :   Опорно – двигательная система.

2. по теме:     Кровь и кровообращение

3.  по темам:   Дыхание и пищеварение.

4.  по темам:    Обмен веществ и энергии, Выделение, Кожа, Эндокринная система

5. Итоговая контрольная работа

  Практические работы:

1. Первая  помощь при травмах.

2. Проверяем правильность  осанки и плоскостопие. ( домашняя)

3. Кислородное голодание

4. Определение пульса и артериального давления.

5. Функциональная сердечно-сосудистая проба.

6.  Первая помощь при кровотечениях.

7.Измерение обхвата грудной клетки (домашняя)

8. Местоположение слюнных желёз(домашняя)

9. Действие прямых и обратных связей.

10.  Штриховое раздражение кожи.

11. Функции мозга.

12.  Сужение и расширение зрачка. Принцип работы хрусталика. Обнаружение слепого пятна.

13.  Проверка вестибулярного аппарата

14. Раздражение тактильных рецепторов.( домашняя)

15. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком  зеркального письма

16. Изучение внимания при разных условиях.

 Региональное содержание

Урок №14.  Развитие ОДС  у детей на Севере.

Урок №23.  Воздействие факторов Севера на состояние сердечно-сосудистой системы.

Урок №29. Болезни органов дыхания в северных регионах

Урок №37.  Роль питания  в условиях Крайнего Севера

Урок №40  Витамины и их роль

Урок №42. Болезни мочеполовой системы.

Урок №45. Роль кожи в терморегуляции

Урок №63. Биоритмы. Работоспособность  в условиях Севера.

3.  Тематическое планирование

5 класс

Название темы

Количество часов

Биология – наука о живом мире

Многообразие живых организмов

Жизнь организмов на планете Земля

Человек на планете Земля

                                                        Итого

9

10

8

7

34

Уро-ка

Наименование раздела, тема уроков

           

Виды

деятельности

Практическая часть, контрольные работы.      РС.

Оборудование к уроку

Дата проведения

Глава 1. Биология-наука о живом мире (9 часов)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

1

Введение.

Наука о живой природе.

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

Живые объекты, муляжи, модели

2

Свойства живого

Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

Презентация « Свойства живого»

3

Методы изучения природы.

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях  результатов исследования.

Портреты учёных

4

Увеличительные приборы.

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с  правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л/р №1

лабораторное оборудование

5

Строение клетки. Ткани.

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.

таблицы

6

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

Л/р№2

Лабор. Оборуд.

7

Химический состав клетки.

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

Оборуд . для опыта

8

Процессы жизнедеятельности клетки.

Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание  в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

таблица

9

Подведем итоги.

Индивидуальная работа

Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся

К/р №1

Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов)

10

Царства живой природы.

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности  бактерий как прокариот.

12

Значение бактерий в природе и для человека.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий.

Презентация « Роль бактерий»

13

Растения.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений в жизни человека

Л/р №3

 Гербарии,живые растения, веточки деревьев

14

Животные.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Л/р№4

Чучела, картины , презентация

15

Грибы.    

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.

Муляжи, презентация

16

Многообразие и значение грибов

   

         

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

РС

презентации

17

Лишайники.

         

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников  - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

РС

Презентаця « Лишайники»

коллекции

18

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

19

Подведем итоги

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

К/р№2

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

20

Среды жизни планеты Земля.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Презентация « Среды жизни»

21

Экологические факторы среды.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

22

Приспособления организмов к жизни в природе

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

РС

презентации

23

Природные сообщества.

     

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

РС

24

Природные зоны России.      

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

РС

25

Жизнь организмов на разных материках.

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

презентации

26

Жизнь организмов в морях и океанах.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

презентации

27

Подведем итоги.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

К/Р№3

Глава 4. Человек на планете Земля (7 часов)

28

Как появился человек на Земле.

предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и  кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человека

в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

29

Как человек изменял природу.

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

карта

30-31

Важность охраны живого мира планеты.    

       

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

РС , Итоговая К/р

Презентация « Красная книга Архангельской  области»

32

«Человек и природа»

Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

33

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

       

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

РС

Блокнот, карандаш

34

Подведём итоги. Задания на лето.

Научиться  изготовлять коллекции, гербарий

Гербарии, коллекции, дневники наблюдений.

8 класс

                       Название   темы

Количество часов

Введение. Общий обзор организма человека

Опорно-двигательная система

Кровь. Кровообращение.

Органы дыхательной системы.

Пищеварительная система.

Обмен веществ и энергии

Выделение.

Кожа.

Эндокринная система

Нервная система.

Органы чувств.

Поведение и психика.

Индивидуальное развитие организма.

                                                                Итого:

                6.

                8

                11

                5

                8

                2

                2

                3

                3

                6

                 5

                 6

                 3

                  68 

                                                           

    дата

урока

            Тема     урока

Практическая часть, контрольные работы.      РС.

Оборудование к уроку

 

 

 

 1.

 

2.

  3.

 

 4.

 

 

 

 5.

 

 

 

 6.

 7.

 

 8.

  9.

  10.

 

11.

  12.

 

 13.

 

14.

 

 

15.

 

16.

 

17.

   

  18.  

  19.

  20.

 21.

 22.

 

 23.

 

 24.

  25.

  26.

 

27.

 

 28.

 

 29.

 

 30.

 

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

 

41.

42.

43.

44.

45.

46.

 

 

47.

 

  48.

 

 

49.

 

50.

  51.

 

52.

 

 53.

  54.

 

55.

  56.

 

57.

 

58.

  59.

 

 60

 61.

  62.

 

 63.

  64.

 

65.

 

 66.

 

67.

 

 68.

   

         

        1 четверть

Введение . Общий обзор организма 6ч

Науки  о человеке. Биосоциальная природа человека

Структура тела  Место человека в живой природе.

Клетка . Строение  и химический состав.

Ткани.

Системы органов в организме. Уровни организации организма.

Урок обобщения по  теме: «Общий обзор

Организма человека»

Опорно-двигательная система 8 ч

Скелет . Строение и состав костей.

Скелет головы и скелет туловища

Скелет конечностей.

Первая помощь при травмах.

Мышцы. Строение мышц.

Работа мышц .

Нарушение осанки и плоскостопие.

Развитие ОДС.  Обобщение.

Кровь. Кровообращение. 11 ч

Внутренняя среда Кровь. состав крови.

Иммунитет.

         

 

Тканевая совместимость и переливание крови.    

2 четверть

Строение и работа сердца.

Круги кровообращения

.

Движение лимфы.

Движение крови по сосудам

Регуляция работы сердца.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Первая помощь при кровотечениях.

Обобщающий урок. Контроль и оценка знаний.

Органы дыхательной системы.5 ч

Значение дыхания . Органы дыхания.

Строение лёгких. Газообмен.

Дыхательные движения.

Регуляция дыхательных движений.

Болезни и травмы органов дыхания.

Профилактика .

 Первая помощь. При поражении органов дыхания.

                  3  четверть

Пищеварительная система 8 ч.

Значение и состав пищи.

Органы пищеварения.

Зубы.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Пищеварение в кишечнике.Всасывание.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Заболевания органов пищеварения.

Обобщение знаний.

   

Обмен веществ и энергии  2 ч.

Обменные процессы в организме.

Нормы питания.

Витамины

Выделение  2 ч.

Строение и функции почек.

Предупреждение заболеваний почек.

Кожа  3 ч.

Значение кожи и её строение

Нарушения кожных покровов.

Первая помощь

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Эндокринная система  3. ч.

Железы внешней и внутренней секреции.

Роль гормонов в обмене веществ.

Урок обобщения  знаний по темам:

«Обмен веществ»

Нервная система.  6ч.

Значение и строение нервной системы.

Автономный отдел Н.С.

Нейрогормональная регуляция.

Спинной мозг.

   .

Головной мозг.

Контроль знаний по теме « Нервная и эндокринная система»

Органы чувств.  5 ч.

Органы чувств и анализаторы.

Строение органа зрения.

Заболевания и повреждения глаз.

Первая помощь

Органы слуха и равновесия.

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Поведение и психика. 6ч.

Врождённые формы поведения

Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы  головного мозга

Биологические ритмы. Сон.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Индивидуальное развитие организма. 3ч

Половая система человека.( сам. изучение)

Внутриутробное развитие .

Наследственные и врождённые заболевания.

Психологические особенности личности.

 Обобщение знаний.

Лабораторная №1

Лабораторная №2

Лабораторная №3

Практическая

работа.

Практическая

работа ( дом )

Контрольная работа№1

Практическая

Практическая (дом)

Практическая

 

Практическая

К. р №2

Практическая (дом)

Практическая (дом)

Опыт №1

Контрольная

работа №3

Контр. работа №4

Практическая.

Практическая

Практическая

Практическая

Практическая.

Практическая (дом)

Итоговая контрольная работа

Практическая

Практическая

Схема систематическое положение человека

Таблица «клетка»

 

Таблица « ткани»

Микроскопы

микропрепараты

Т. внутренние органы.

Т. ткани

Таблица «скелет»

Кости  - раздаточный материал

Т. «скелет»

Т. «соединение костей»

Бинты , шина , косынка

Т. Мышцы

гантели

Т. нарушение осанки

Т. Состав крови

Сообщение «Л.Пастер»

Схема переливания

Т . строение сердца

Т. Кровообращение

Прибор для изм. АД

Жгут, бинты.

Т. Органы дыхания

Т. строение органов  

Т. первая помощь

Т. Органы пищеварения

Т. Строение зубов

Т. Органы пищеварения

Т.  Органы пищеварения

Сообщения учащихся

Т. Нормы питания

Т. витамины

Т. Строение выделительной системы

Т. Кожа

Т.  железы внутренней секреции

Т. Нервная система

Т. Строение спинного мозга

Т. Строение головного мозга

Т. Орган зрения

Модель глаза

Т.  Строение уха

Модель уха

Т.  органы  чувств

Секундомер

Карточки: двойственные изображения

Секундомер

4. Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

        1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

2.Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение,  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

3..Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

     

                                                       

Приложение 1

Система оценки

                                 Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 

            Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы


Приложение 2

Темы проектов, докладов, рефератов

5 класс

Основные  понятия курса:  биология,  орган, организм , эксперимент, микроскоп, органические вещества, прокариоты, эукариоты,  автотрофы, гетеротрофы,  хлорофилл,  симбиоз, споры,  побег, флора, фауна,   грибница, гифы, лишайники, приспособленность  планктон, заповедник, Красная книга

Темы докладов:

  1. Роль бактерий в жизни человека
  2.  Съедобные и ядовитые грибы нашей местности
  3.  Лишайники нашей местности
  4. Животные Красной книги
  5. Растения Красной книги
  6. Природные сообщества нашей местности

8 класс

Темы рефератов:

1.Великий хирург Пирогов Николай Иванович

2.Витамины

3.Горькая правда о горьком пиве

4.Закаливание организма

5.Сон и сновидения

6.Группы крови

7.Кожа человека и ее функции

8.Органы чувств человека

9.Сердечно-сосудистые заболеваня

10.Иммунитет

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС

Рабочая програма по биологии в 5  классе По ФГОС на основе авторской программы Н.И.Пономарёвой...

рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения, приложение к ней календарно-тематическое планирования для 5 класса. Рабочая программа составлена на...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС ООО (УМК под ред Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой ...

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В.Пасечника

Рабочая программа по биологии для 9 класса ФГОС по программе В.В. Пасечника...

Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС Н.И. Сонин

Биология Рабочая программа по Биологии 10-11 класс ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС по УМК Пономаревой

рабочая программа по биологии УМК Пономарева 5-9 класс...

Рабочая программа по биологии для 7 класса УМК Пономарева И.Н., Константинов В.М.,Кучменко В.С., 1 час в неделю

Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образователь...