технологическая карта урока "Голосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Марушина Юлия Вячеславовна

технологическая карта урока "Голосеменные растения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ «ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Место проведения: МБУ «Школа № 21», каб.32

Уровень: школьный

Дата: 21.04.2015 г.

Учитель биологии: Рогачева Ю.В.

Тема урока: Голосеменные растения

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Вид урока: урок- лаборатория.

Место урока: Раздел "Царство Растения",  тема "Голосеменные растения"

Цель урока - достичь   планируемых  результатов:

1.Предметный результат –  знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуру общения, коммуникативных  качеств.

3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; -  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

Методы обучения:

словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, проблемный, практический.

Используемые образовательные технологии  

Элементы:

1. личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской

2. современных образовательных технологий с применением ИКТ.

3. группового самостоятельного обучения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Оборудование: натуральные ветки и шишки сосны, ели; гербарии хвои и шишки лиственницы; лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения групповой и  лабораторной работ, коллекция  шишек голосеменных растений; учебная программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку; «Биология. Бактерии, Грибы, Растения. 5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012 – 141 [3] с

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1.

Организация начала занятия

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя  на работу и сотрудничество.

Приветсвуют учителя, настраиваются на работу.

- Сотрудничество с учителем

2.

Подготовка к основному этапу

Актуализация знаний.

Интерактивная доска

Создание эмоционального настроя через работу со схемой – аппликацией:  «Царство растений»

Вопросы классу:

  1. Какие группы включает царство растений?
  2. Чем различаются низшие и высшие растения?
  3. Какие отделы низших растений вам известны?
  4. Назовите  отделы  высших растений, с которыми  вы уже познакомились.

Учитель строит схему-аппликацию с помощью рисунков растений, один планшет со наком вопроса.

Отвечают на вопросы; предлагают построение схемы - аппликации.

- Сотрудничество с учителем .

3

Мотивация, целеполагание

Постановка целей и задач урока

Слайды презентации №1,2

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию цели  и задач урока через беседу  по репродукциям картин И.И. Шишкина «Сосновый бор» и «Еловый лес»

Участвуют в беседе

- Умение самостоятельно выделять и формулировать цели и задачи урока, слушать учителя, одноклассников, вступать в диалог.

4.

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов

Слайды презентации №4-7

Карточка ресурса:  «Многообразие шишек голосемнных» из единой коллекции ЦОР

Слайды презентации №8-13

Карточки  ресурсов: «Добыча живицы»; «Лиственница сибирская»  из единой коллекции ЦОР

Слайды презентации №14-15

Постановка проблемы: Что позволило выжить голосеменным растениям в условиях изменившегося климата?

Организует работу в группах по изучению особенностей строения голосеменных растений на примере сосны, ели и лиственницы с помощью учебника по инструктивным карточкам.

Проводит инструктаж по выполнению лабораторной работы на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».

Предлагает просмотр видеоролика (ЦОР)

Организует  обсуждение результатов работы в группах и лабораторной работы, комментирует работу учащихся

Знакомит учащихся с многообразием голосеменных растений с помощью презентации.

Предлагает просмотр видеоролика (ЦОР) и  завершить схему «Значение голосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека»

Добывают и выделяют необходимую информацию с помощью учебника, исследований натуральных объектов; сравнивают объекты,  просматривают видеоролик, делают выводы; работают в группах, парах, сотрудничают с учителем и одноклассниками. Заносят информацию в таблицу.

Воспринимают информацию о многообразии голосеменных растений по презентации.

Просматривают видеоролики, завершают схему«Значение голосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека» и сверяют с образцом на презентации.

- Поиск и выделение нужной информации;

 - анализ объектов с целью выделения признаков;      

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов;

 - умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; - умение определять последовательность действий при работе.

5.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и  осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Слайды презентации №16

Напоминает  проблемный вопрос.

Просит учеников составить общую характеристику голосеменных растений, завершив предложения.

  1. Органы  - ….
  2. Лист - ….
  3. Видоизмененный побег -  …
  4. Размножение с помощью –….

Высказывают предложения по решению проблемного вопроса. Называют признаки голосеменных растений, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.

- Построение логической цепи рассуждений, выделение гипотез и их обоснование

- Обнаружение отклонений.

- Коррекция.

-Поиск и выделение необходимой информации.

6.

Закрепление новых знаний

Обеспечение усвоения новых  знаний с помощью различных заданий.

Слайды презентации №17-19

Слайды презентации №20

Слайды презентации №21

 Предлагает выполнить следующие задания:

Задание 1:

Загадки о голосеменных растениях. Учитель читает тексты загадок.

Задание 2:

Заморочки из бочки (решите биологические задачи по группам)

Задание 3:

Какие утверждения верны (с помощью сигнальных карточек)

Отгадывают загадки, сравнивают свои варианты  с правильным ответом.

Ученики работают в группах по решению биологических задач.

Ученики работают с сигнальными карточками (красная –неверное утверждение, зеленая –верное утверждение).

Фронтальная работа. Разгадывают загадки.

Ученики  по очереди выходят к компьютеру, выполняют контрольные задания, класс следит за правильностью, если не верно – поднимают красные сигнальные карточки, вносят исправления, поясняют ошибку.

-Оценка, самооценка, взаимооценка.

-Умение находить эффективные способы решения заданий.

7.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Слайды презентации №22

Предлагает учащимся высказаться,  используя фразы 

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для оценивания своей активности и качества работы на уроке  ребятам предлагается поднять  соответствующую карточку:
«?» - ответил по просьбе учителя;
«
! » - ответил по своей инициативе;
«0» - не отвечал.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

Самооценка работы на уроке.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 - умение осознавать качество и уровень усвоения материала на уроке

8.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

Слайды презентации №23

Дает на выбор три уровня задания:

  1. Учебник  параграф 22; выполнить работы  в тетради (параграф 22).
  2. творческое задание по выбору: составить кроссворд, подобрать стихи, загадки о голосеменных растениях, ответить на вопрос «Какое дерево является национальной гордостью России?».

Записывают варианты домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС

Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся  знания  об  особенностях строения разных органов растений,  расширить  круг  знаний...