Методическая разработка "Приспособленность организмов к действиям факторов среды"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Методическая разработка по теме "Приспособленность организмов к действиям факторов среды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Приспособленность организмов к действиям факторов среды

Оборудование: мультимедийная презентация, открытки животных и растений, дополнительный материал для групповой работы, тестовые задания по вариантам

Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о формах естественного отбора;

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

- познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

- раскрыть относительный характер приспособлений;

- расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- коммуникативную сферу: навыки работы в паре, в группе.

Воспитательные:

- воспитывать целостное восприятие мира;

- формировать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

- Что такое экология?  (Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука).

- Кто впервые ввел в науку термин экология? (Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель)

Работа в парах . Составьте синквейн к понятию - «экологические факторы»

Например, 1. Экологические факторы

                2. природные, антропогенные

                3. изменяются, влияют, воздействуют

                4. Экологические факторы – свойства или части среды, влиянию которых  

                        подвергаются организмы.

                5. части среды

3. Изучение нового материала.

1) Мы знаем, что окружающий нас мир постоянно изменяется. Если изменяются условия среды обитания живых организмов, что же происходит с ними? ( Предполагаемый ответ:  в результате естественного отбора,  сохраняются особи с полезными признаками. Эти признаки обуславливают приспособленность организмов к тем условиям, в которых они живут)

И так, открываем тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока «Приспособленность организмов к действиям факторов среды»

Найдите в тексте учебника определение Приспособленность или адаптация – это …  Выпишите в тетрадь.

2) О приспособленности организмов к окружающей среде свидетельствует множество различных примеров. С этими примерами мы познакомимся в ходе выполнения лабораторной работы. Класс делится на 6 групп по 4 человека. Каждой группе дается индивидуальное задание, картинки, дополнительный материал. На выполнение работы дается 15 минут.

Лабораторная работа “Приспособленность организмов
к среде обитания и её относительный характер”

Оборудование: открытки растений и животных различных мест обитания.

Ход работы (выполняется в парах).

  1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
  2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
  3. Выявите относительный характер приспособленности.
  4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений, опираясь на теорию Ч.Дарвина.

3) В ходе выступления групп на доске записываются формы приспособленности. Итогом выступления групп будет опорная схема (кластер, или граф). Фронтальная работа класса с учителем.

                                                                                           

                                           

                 

                                       

4) Итак, мы выяснили, что в понятие “приспособленность вида” входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также соответствие физиологических функций организма условиям обитания.

(Слайд 17). Как же возникают столь совершенные адаптации? Ключ к разгадке лежит в сложнейшем процессе естественного отбора. Например, дальний пращур бабочки, теперь почти неотличимой от сухого листа, появился на свет со случайным набором генов, придавшим ему чуть большее сходство с сухим листком. А потому птицам было несколько труднее обнаружить эту бабочку среди сухих листьев, и в результате она и ей подобные особи выживали в большем количестве. Следовательно, они оставляли больше потомства. А признак “сухой лист” становился всё более чётким и распространённым. Любые признаки возникают в результате мутаций. Может произойти одна крупная мутация, а может огромное множество мелких, что бывает гораздо чаще. Те из них, которые повышают жизнеспособность, передаются последующим поколениям, закрепляются и становятся приспособлениями. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений.

(Слайд 18). Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может стать бесполезным и даже вредным. В яркий солнечный день зимой белая куропатка выдаёт себя тенью на снегу. И на фоне зелёной травы тоже очень заметна. Заяц-беляк становится видным на фоне стволов деревьев. Панцирь наземных черепах защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю. Мясистый стебель кактуса и колючки становятся крайне вредными во влажных условиях. Испарение при этом затрудняется и стебель растрескивается. Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь для питания твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

(Слайд 19). Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

  1. Общая приспособленность организмов к условиям среды складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба.
  2. Все приспособления возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора.
  3. Любое приспособление относительно.

Таким образом, приспособленность – это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора.

5. Рефлексия.

 Тестовые задания + самопроверка, самооценивание

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: § 52, стр.205  №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Б-9_Проверочная работа по теме "Общие законы действия факторов среды на организмы"

Проверочная работа по биологии по теме "Общие законы действия факторов среды на организмы" позволяет проверить уровень понимания данной темы учащимися 9 класса. Ответы могу выслать по электронке:)...

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ФАКТОРАМ СРЕДЫ.

Презентация по естествознанию в 11 классе....

Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам

Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...

Общие законы действия факторов среды на организмы

Презетация урока по УМК И.Н. Пономаревой "Биология. 9 класс" по формуле "ИТК+ФГО+ТРИЗ"...