Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.
статья по биологии на тему

Панкратова Елена Игоревна

   Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

   Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы.  

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать ОДИНАКОВО. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_igry_kak_sredstvo_razvitiya.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные игры как средство развития

познавательного интереса к биологии.

   Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

   Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы

   Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать ОДИНАКОВО. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались.

     Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии также имеет проведение нетрадиционных уроков, применение игровых технологий. Таким образом, решается вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой личности.

    Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.

    «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

   К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

- Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

- Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

  1. Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание.
  2. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
  3. Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.
  4. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

   Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на своих уроках:

а) Игры - упражнения.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства  Паслёновых, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Ролевые игры.

Пример: На уроке  в 5 классе по теме «Клетка – единица строения живых  организмов» у учащихся формируются умения готовить препараты, устанавливать сходство и различие, находить причинно-следственные связи. На данном уроке я использую ролевую игру, на которой ученик может осуществить перенос усвоенных действий из теории в практику.

Учащиеся встают в круг, берутся за руки - это оболочка клетки.

  • Почему у растений твердая клеточная стенка?

 (Она придает форму клетке)

  • Место сцепления рук – поры в клеточной стенке. Для чего они нужны?

(Для обмена веществ с окружающей средой)

Теперь перейдем к заполнению клетки.

  • Как вы думаете, что нужно поместить вначале?

(ядро)

  • Почему ядро?

(Оно – самая важная часть клетки.) Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки.(В центр круга встаёт мальчик в чёрном костюме).

Теперь мы поместим внутрь органоиды.

  • Органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ?

(Это хлоропласты с веществом – пигментом хлорофиллом). (Внутри клетки встают девочки в зелёных костюмах)

  • Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются её энергетическими станциями. Как они называются?

(митохондрии)

  • Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли – своеобразный склад  веществ  в  клетке. Чем моложе клетка, тем меньше у неё  вакуолей, и размер их невелик.
  • Какая клетка получается у вас?

Чего теперь не хватает в клетке?

     (цитоплазмы)

  • А для чего она необходима?

(для объединения органоидов в клетке, для их сообщения)

               Вот наша модель растительной клетки и готова. Какой вывод мы можем             сделать на основе нашего моделирования  растительной клетки?

(-клетка имеет объем;

-это сложная система;

 -это единица живого, так как дышит, совершает обмен веществ и т. д.)  

На данном уроке, после ролевой игры, учащиеся из пластилина лепят модель клетки.

д) Сюжетно -ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

е) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

ж) Интерактивные игры.

 Развивают умение работать с интерактивными моделями, в игровой форме позволяют проверить знания учащихся, помогают снижать усталость, повышают мотивацию, интерес к изучению предмета. Учащиеся на уроках внутренне свободны, способны действовать по правилам, умеют определять свои знания и незнание.

    Интерактивные игры ЦОР:

  • Собери растительную клетку
  • Собери животную клетку
  • Кто из какого царства
  • Кто здесь лишний
  • Кто где живёт
  • Найти непрошенного гостя
  • Откуда вы родом
  • Голоса животных и т.д.

з) Игры – миниатюры.

Сюда можно отнести  кроссворды, ребусы, загадки, «Узнай родственника»,

 «Третий лишний» , «Составь слово» , «биоринг», «Синквейн»

Пример: на уроках в 9-х классах мы составляем синквейны различных понятий

Правило составление синквейна.

В синквейне 5 строк: 1 – понятие (одно слово); 2 – прилагательные (два слова); 3 – глаголы (три слова); 4 – предложение (из четырех слов); 5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Например: составить синквейн понятия «биология»:

  1. Биология.
  2. Интересная, значимая.
  3. Открывает, изучает, экспериментирует.
  4. Помогает понять живую природу.
  5. Наука.

и) Деловые  игры.

 Применяя на уроке деловые игры, я создаю оптимальные условия углубленного восприятия и запоминание материала. Проработав самостоятельно, а затем в группе, игроки показывают знания фактического материала, культуру общения, умение либо слушать, либо убеждать. Проведя экспертизу, легко установить победителя в разрезе группы и победителя среди групп.

 Задание:  В природе всё взаимосвязано. Приведенные здесь беспорядочные факты  выстройте в логической последовательности.

                        Программа – алгоритм

п/п

Индивидуальная

Групповая

Правильная оценка

Индивидуальная ошибка

Групповая ошибка

   1

Водоемы и побережье были обработаны ядохимикатом ДДТ

   2

На Филиппинах стало много комаров, заражающих человека малярией.

   3

От ДДТ погибли комары, тараканы отравились и стали малоподвижными.

   4

Расплодились крысы.

   5

Опасность эпидемии чумы была устранена.

   6

Кошки, поедая малоподвижных ящериц, перестали охотиться на крыс.

   7

В джунгли самолётами и парашютами был сброшен десант здоровых кошек.

   8

Крысы распространяют блох – переносчиков чумы.

   9

Ящерицы, поедая отравленных тараканов, сами становились малоподвижными.

  10

Кошки сократили численность крыс.

  11

Чума опаснее малярии.

  (Участники работают сначала 5 минут самостоятельно, затем объединяются в группы, на экран выводятся правильные ответы, участники высчитывают индивидуальную ошибку, затем групповую и выявляют победителя).

            (Ответ: 2-1-3-9-6-4-8-11-7-10-5)      

             

№ утверждения

Индивидуальная

работа

Групповая

работа

правильно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

   Именно в игровой деятельности учащиеся  чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый  участник игровой деятельности  работает в силу своих возможностей и  благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.  Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

    Таким образом, благодаря игровым технологиям   педагогу удается решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать учащихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их  познавательную деятельность, повысить самооценку и  позволить им самореализоваться. 

 

 Литература:

  1. Вжоуная Н.В.,  «Нетрадиционные уроки по биологии в 5 – 11 классах (исследование, интегрирование, моделирование) - Волгоград: «Учитель», 2004 – 80с.
  2. Сухова Т.С., Урок биологии: технология развивающего обучения – (библиотека учителя) - М.: «Вентана-Граф», 2005 – 112с.
  3. Галеева Н.А., Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии: методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знание», 2006 – 144с.
  4. Парфилова Л.Д., Тематические игры по ботанике: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-160с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

В статье обосновывается необходимость использования игровых моментов на уроке;               а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видо...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ"

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии. Задачи: - раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий; - разработать и апробировать систему уроко...

Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"

Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода...

Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...

Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».

laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...