Статья «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»
статья по биологии на тему

Агапчева Раиса Емельяновна

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»

                                                            Учитель биологии:   Агапчева Р.Е.

                                               

В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.

     Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходится работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.

     Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.

1.Нестандартные уроки.

Сущность понятия нестандартные уроки на уроках биологии.

В отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы,

а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

       В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход: нестандартные уроки как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, презентаций, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, диспуты и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

   Второй подход трактует нестандартные уроки как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нестандартные уроки как формы интерактивного обучения или учебные занятия в  режиме интерактива. Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

Типы нестандартных уроков.

      Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

-       Уроки творчества: урок изобретательства, урок – выставка, урок – сочинения, урок – творческий отчет и т. д.

-       Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т. д.

-        Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

-        Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефис, урок – исторический обзор, урок – портрет и т. д.

-       Театрализованные уроки: урок – спектакль, урок воспоминаний, урок – суд, урок – аукцион и т. д.

-       Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т.

-       Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок – консультация и т. д.

. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

        За последние годы мы с вами можем наблюдать огромный прорыв в области различных наук, а особенно в развитии информационных технологий. И так, как школьное образование является основной ступенью успеха в дальнейшей жизни, потому что именно в школьных стенах дети приобретают главные умения и навыки, то информационно коммуникационные технологии (ИКТ) должны широко применяться в современной педагогической практике.

       Большое внимание в своей работе уделяю развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Наша школа была в числе первых в районе  образовательных учреждений, подключившихся к глобальным телекоммуникационным сетям. Также школа освоила мультимедийные технологии, стала применять их в учебном процессе.

     Опыт работы показывает широкие возможности использования информационных технологий  в учебном процессе и во внеурочной деятельности. В их числе:                                                                                                создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам курса; создание учителем  мультимедийных презентаций к разным разделам программ; создание и использование контрольно-измерительных материалов (тестов), организацию самопроверки с использованием такого рода материалов; создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при изучении  различных тем;                                                                                             создание мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям;              использование интернет ресурсов при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ, индивидуальных и творческих заданий;               В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время  эффективно работают электронные учебники и программы:                                                1.        «Биология.1С Репетитор»

2.        «Школьный курс биологии»

3.        «Анатомия»

4.        энциклопедия Кирилла и Мефодия

5.        лабораторный практикум «Биология. 6-11 класс»

6.       электронный атлас по ботанике и зоологии.                                                                 Одним из достоинств применения мультимедиа- технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии - новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся, который  делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах. Мультимедийная презентация является наиболее эффективной формой представления материала на уроке биологии. Её использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.                                                                 Урок, подготовленный  в программе Microsoft Power Point, позволяет использовать короткие видеофрагменты, анимацию, музыку, кроме того, позволяет вернуться в любую часть урока за секунды, что помогает в усвоении даже трудного материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья учеников. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также для контроля знаний. Например: тесты, самостоятельные и контрольные работы, биологические диктанты и др.                                                  Применение презентаций на уроке позволяет мне: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке,                                                         создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.                                                                 На уроках для снижения утомляемости использую не только динамические паузы, но и смену видов деятельности учащихся: работу в группах, проектную деятельность, работу в парах, диспуты, заседания круглых столов, суды, конгрессы, экскурсии, работу с мультимедийными презентациями и интерактивной доской.                                                                                    Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, которая благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень учащихся, снимает статические нагрузки.
Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность использования здоровьесберегающих технологий. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития личности  и формирования коммуникативной компетентности ученика.                                                                                                           В современной методике не может быть  «рецепта на все времена». Задача учителя заключается не в том, чтобы сформировать профессионального специалиста, а в том, чтобы помочь ребенку стать заинтересованным и вместе с тем взыскательным человеком. И в этой работе у учителя есть много «помощников», среди которых значимое место следует отвести информационно-коммуникационным и здоровьесберегающим технологиям.                              Каждый преподаватель, независимо от преподаваемого им предмета, на своих уроках использует игровую деятельность. Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным  и необходимым. Дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Игра всегда вызывает у них интерес.  Эту заинтересованность я вижу, когда только произношу слова: «Давайте поиграем!» или «В качестве обобщения изученной темы я предлагаю вам следующую игру!». Я обозначаю условия игры, и оживает весь класс. Во время игры наблюдается 100 % активность класса.  Вижу азарт, интерес, причем не только к самой игре, но и к изучаемой на данном уроке теме, и, естественно, к предмету биологии в целом. По окончанию занятия ребята очень часто просят применить на следующем уроке такую же игру.  Стараюсь включить какую-либо игру на следующий урок, только вид игровой деятельность меняю, так как одна и та же игра быстро надоедает ребятам. Ученики, зная, что им предстоит разгадывать кроссворд  или ребусы, тему урока слушают очень внимательно.
  На своих уроках я применяю игры, которые занимают 5, 10 или максимум 15 минут урочного времени.

Заключение.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах.  Внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

       Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся и запоминаются учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем

учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени.