урок "Плоды и их классификация"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Читалова Татьяна Николаевна

урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plody_30.11.docx400.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ    Класс: 6

УМК:«Биология. Многообразие покрытосеменных растений». В.В.Пасечник

Тема урока: Плоды и их классификация

 - Предметно – дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификация и виды плодов, распространение семян и плодов.

 - Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

 - обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

 - ответственно относятся к выполнению учебных задач;

 - демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

 - ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;

 - выдвигают простейшие гипотезы;

 - выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение. Высказывают суждения,  аргументируют их;

- работают с информацией и преобразуют её;

 - находят причинно – следственные связи;

 - оценивают свою работу своих одноклассников.

Предметные:

- знают строение плода, его функции, способы размножения плодов;

 - умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов.

Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов; плоды, картофель, морковь, капуста, презентация, компьютер, аудиозапись музыки

Ход урока:

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не  позволяй душе лениться!»

Не  позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие.

Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну. Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?

Ну что же, отправимся в путь.

 Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие.

Разминка

Что называют соцветием?

- Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия?

- Какова основная биологическая роль соцветий?

- Какие соцветия называют простыми?

- Приведите примеры простых соцветий.

- Какие соцветия называют сложными?

- Приведите примеры сложных соцветий.

Выполнивший тест , приобретает билет и право на посадку.

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места. Звенит колокольчик. Звучит музыка «Голубой вагон».

Тема нашего путешествия…..

Цветок всю ночь готовит мед

Пчелу сластену в гости ждет

Бери мол, но, как другу,

Мне окажи услугу,

Пыльцу мучную эту

 Перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет …...            

     тема урока и постановке познавательной цели, показав слайд с изображением фруктов, овощей и анаграмму:

 ИШНЯВ, БЯОКЛО, РКУИФТ,

ЛА-БАК-ЖАН.

Что за странные слова на слайде, что спрятано за этими словами?

О чем пойдет речь на уроке?

Каким общим словом можно назвать фрукты и овощи?

Что такое фрукты и овощи?  

Ответить на эти вопросы вам поможет разгадка загадки.

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.(Плод)

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Что вы хотели бы узнать о плодах?

Откроем тетрадь, запишем число и тему урока    

А какую цель мы с вами перед собой поставим?

Ставит проблему:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что клубни картофеля, корнеплод моркови и  кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав?

Из чего образуется плод? Из каких источников мы можем это узнать?

Верно,это можно узнать из учебника

- парная работа

 – работа с учебником

Предлагает учащимся сформулировать определение понятия «плод», при необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся.

А какие важнейшие функции  плода?

Откроем учебник, параграф 13, стр.67 найдем ответ и запишем в тетрадь.

Решение проблемной ситуации:

Есть ли плоды у ели? Послушаем вашего одноклассника, который нашел в источниках ответ на этот вопрос

В природе существует огромное разнообразие плодов.

Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды? Откроем учебник рисунки 55 – 59 и выполним упр.50 стр. 26 в рабочей тетради (парная работа).

Учитель раздает коллекции.

Предлагает  выполнить небольшую лабораторную работу.

Просит рассмотреть плоды, которые находятся на столах. С помощью учебника определите их названия.

Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Физкультминутка (встали ребята)

Мы за веткой потянулись     Плод сорвали и прогнулись    Ровно встали Вправо, влево повернулись       И друг другу улыбнулись

1.Предлагает учащимся парную работу за компьютером «Третий лишний». Проанализируйте свои ответы.

2. Игра-конкурс  Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.

Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).

Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).

Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).

3. Задача.

Три подруги поспорили о строении плода шиповника. Первая говорит, что плод шиповника - ягода. Вторая утверждает, что – многоорешек, а третья настаивает, что многосемянка. Помогите разрешить спор девушек. ( Плод шиповника – многоорешек).

4.Правда ли, что:

 а) В тропических островах растет хлебное дерево? Правда, в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб.

 б) Правда ли, что существует молочное дерево? Правда, молочное дерево растет в Бразилии. И еще иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

 в) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды?

 Правда. Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны.

г) Правда ли, что есть на Земле конфетное дерево? Правда. Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.

Анализирует работу учащихся, учитывая их самооценку.

Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка).

Зачитывает стихотворение.

Почему цветут цветы,

 Это знаем я и ты:

 Ведь у каждого растения

 Семя есть для продолжения.

 Плод созреет, упадет –

Семя в землю попадет.

 Потому растут цветы,

 Каждый год растут деревья

 И приносят нам плоды.

Закрепление: Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую? Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды  многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа  Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные? 

( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения) 

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?. ( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?

11. Многие плоды у сорных растений снабжены колючками и прицепками, для чего это им?.

12. Каким способом распространяется растение, если:

- плод имеет очень маленькую массу (орхидея 0,003 мг, грушанка, заразиха 0,001 мг);

13- семена некоторых растений после истребления человеком дронта на протяжении сотен лет не прорастали. Когда их скормили гусям и после дефекации посадили в почву - проросли; объясните?

14- при созревании плода бешеного огурца, внутри него увеличивается давление жидкости. Тыквина при прикосновении легко отделяется от плодоножки и отлетает на 10-12 м от материнского растения. Каким способом распространяется ?.

17-. Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.

 Выводы:

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

. Этап «Рефлексия».

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

        Давайте сделаем некий итог урока.  Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? Понравился Вам урок? Что нового для себя вы узнали  на  уроке?

Оценивание учащихся

Д\з § 13 составить синквейн «Плоды», составить  кроссворд «Плоды»

Творческое задание (по желанию) – найти загадки и пословицы о плодах.

Главные части цветка это:

  •  Чашелистики и лепестки
  •  Тычинки и пестики
  •  Цветоложе и чашечка
  •  Венчик и околоцветник

Пыльник является частью

  •  Тычинки
  •  Пестика
  •  Чашечки
  •  Венчика

Рыльце, столбик, завязь это части

  •  Венчика
  •  Пестика
  •  Чашечки
  •  Тычинки

Цветок называют обоеполым, если в нем имеются

  •  Чашечка и венчик
  •  Цветоножка и цветоложе
  •  Только пестик
  •  Тычинка и пестик

Семязачаток содержится в

  •  Завязи пестика
  •  Рыльце пестика
  •  Столбике пестика
  •  Пыльнике

К сложным соцветиям относится:

  •  Кисть
  •  Метелка
  •  Колос
  •  Головка

Женской частью цветка является

  •  Тычинка
  •  Пестик
  •  Околоцветник
  •  Венчик

Соцветие клевера называется:

  •  Корзинка
  •  Колос
  •  Зонтик
  •  Головка

Двудомными растениями являются:

  •  Огурцы
  •  Кукуруза
  •  Тыква
  •  Ива

Раздельнополые цветки присутствуют у:

  •  Кукурузы
  •  Яблони
  •  Вишни
  •  Сливы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация интернет–ресурсов для преподавания английского языка

В настоящий момент большинство людей не представляют свою жизнь без интернета. Неограниченные возможности по выбору необходимой информации получает любой, имеющий доступ к сети. Несомненно, желающий н...

Урок химии в 8 классе " Классификация сложных веществ"

Урок химии в 8 классе, проведенный методом работы в группах сменного состава. Изучить  классификацию сложных веществ оксидов, оснований, кислот и солей предлагается в течение одного урока. Осташиеся у...

Классификация сложных неорганических веществ, оксиды

По УМК Новошинского И.И. основные классы неорганических соединений изучаются в два этапа: на первом дается определение, классификация...В конце учебного года знания расширяются: изучаются химические с...

Классификация сложных неорганических веществ, основания.

Особенности программы под редакцией Новошинского И. И.  состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов.Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».Технологиче...