Методика преподавания биологии: новый взгляд на практику применения
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Смолик Елена Вячеславовна

В пособии для учителя «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина, отражены всем нам известные пять принципов педагогической техники, которые я использую на уроках биологии согласно эффективности их применения. Предлагаю вам свой взгляд на практику применения этих принципов в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       «КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №3»

140055, МО, г. о.  Котельники, мкр. Белая Дача, д. 8.         Тел/факс 559-96-00, 559-86-09

ДИССЕМИНАЦИЯ

                   

 «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРАКТИКУ ПРИМЕНЕНИЯ»

«Если оркестр играет вразнобой, то дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником.

 То же и в школе. Если класс сыгран, то урок как музыка»

/А. Гин/

 А как сыгран класс у меня? Как я провожу уроки биологии?

 Методика преподавания биологии оттачивается у меня уже не один год, в основном, благодаря применению ТРИЗ-педагогики. Напомню, в её основу была положена прежде всего теория решения изобретательских задач отечественной школы Альтшуллера Г. С., Волкова И.П. и Иванова И.П. Хотелось бы сказать, что ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в нашей стране в конце 80-ых годов прошлого века.

  Эта технология ставит своей целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Для авторов этой технологии «ребенок – непризнанный гений средь буднично серых людей» (М. Волошин). Обратите внимание, дорогие коллеги, как актуально эта цель сегодня, в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения!

  В пособии для учителя «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина, тоже приверженца ТРИЗ-педагогики, отражены всем нам известные пять принципов педагогической техники, которые я использую на уроках биологии согласно эффективности их применения. Предлагаю вам свой взгляд на практику применения этих принципов в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Первый принцип - свобода выбора

  Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять обучающемуся право выбора, но с одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

  Пример: учитель дает группе обучающихся много задач для решения, но выбор, что решать, остается за детьми. Я так поступаю при закреплении материала, например, в форме игры в гендерных, гомогенных или гетерогенных командах, при подаче домашнего задания для аудиалов, визуалов или кинестетиков.

  Провожу параллель с основными требованиями ФГОС: это пример групповой и самостоятельной работы, пример дифференцированных и разноуровневых заданий, на которые сделан серьезный акцент в новых стандартах.

Второй принцип - открытость

Первая сторона принципа

  Формулировка1: не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого урока.

  Пример: древний грек говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это понятно, «образование никогда не достигает точки насыщения» (эти слова высечены на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк).

Вторая сторона принципа

   Формулировка 2: использовать в обучении открытые задачи, а не закрытые задачи.

   Пример: жизнь ставит перед человеком открытые задачи: как найти себе работу? Спутника жизни? Как увеличить прибыль предприятия? Уменьшить вероятность аварии?

   Провожу и здесь параллель: подобная практика ведет к повышению мотивации обучения, особенно она хороша для одаренных детей. Здесь одному педагогу не справиться, необходимо создание целой команды специалистов, которые будут разрабатывать и отслеживать индивидуальный план развития каждого способного обучающегося, сегодня - это всем известная многоуровневая модель развития одаренных детей. Это согласно первой стороне, а согласно второй, вот вам и успешная социализация обучающегося в обществе.

Третий принцип - деятельность

   Формулировка: освоение обучающимися знаний, умений навыков в форме деятельности.

   Пример: «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Минц А.Л. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

   Параллель: вот вам пример реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения и формирования УУД.

Четвертый принцип - обратная связь

   Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

   Пример: учитель на уроке отслеживает настроение обучающихся, степень их заинтересованности, уровень понимания и четко ориентируется в обстановке.

   Параллель с требованиями ФГОС: здесь можно было сказать о проектной и исследовательской деятельности обучающихся как результате совместной работы учителя и ученика.

  И наконец, пятый принцип - идеальность

   Формулировка: максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

   Пример: чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда, чтобы КПД был равен 100. Это идеал, но стремиться к нему, как известно, полезно.

   Здесь параллель можно провести с постоянным ростом профессионализма педагога, теперь уже, как говорят, педагога нового типа.

   С моей точки зрения, такая параллель очень уместна, она помогает, не отрекаясь от «хорошего» старого педагогического опыта перейти к реализации требования нового государственного стандарта.

  Но какими бы ни были требования стандарта, на первом месте всегда стоят знания, никто их не отменял. И от того, насколько правильно будет проведена подборка методических приемов для изучения тем уроков, будет зависеть и результат работы учителя и ученика. Причем надо учитывать, как специфику возраста обучающихся, контингента класса, так и собственно темы самого урока. Я попыталась переработать наиболее известные приемы и расположила их по убывающей эффективности применения и предлагаю вам ознакомиться с ними. Возможно для кого-то эта информация будет повторением пройденного.

  Сначала, наиболее эффективные методические приемы, содержащие в себе все пять вышеперечисленных принципов педагогической техники. При этом вы можете видеть на демонстрационном слайде разделы конструктора урока по А. Гину и определять, в каком из блоков урока могут быть использованы те или иные методические приемы:

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

УМШ

А, В

Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма

2.

Творчество работает на будущее

Е

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов

3.

Деловая игра «Точка зрения»

В

По заранее объявленной теме две группы обучающихся (оппоненты и наблюдатели), снабженные необходимыми знаниями и фактами, доказывают правильность противоположных точек зрения

4.

Деловая игра «НИЛ»

В, Г

Научно-исследовательская лаборатория, где одна группа обучающихся решает задачи, другая обрабатывает результаты, третья анализирует и принимает (или нет) решения

  Затем идут приемы, содержащие четыре принципа педагогической техники.  Обратите внимание, что все эти приемы содержат четыре разных принципа педагогической техники. Это:

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Своя опора

Г

Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы, по новому материалу

2.

Да-нет

А, В, Г

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», и «да» и «нет».

3.

Пресс-конференция

Б

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать до раскрывающие ее вопросы

4.

Повторяем с расширением

Г

Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме

5.

Свои примеры

Г

Ученики подготавливают свои примеры

6.

Вопрос к тексту

Б

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов

7.

Деловая игра «Компетентность»

В

Конкуренты (придумывают друг для друга по пять заданий по теме); фирма-наниматель (оценивает по 5-ти бальной системе вопрос; по 10-ти бальной системе ответ), принимает решение, кто принят на работу, кто нет; арбитр – учитель, проводящий «разбор полетов», делает выводы.

8.

Театрализация

Б

Разыгрывается сценка на учебную тему

  Менее эффективные, но часто используемые приемы, содержащие три принципа педагогической техники:

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Простой опрос (по базовым вопросам)

А

На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.

2.

Повторяем с контролем

Г

Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме

3.

Лови ошибку!

Б, В

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом

4.

Удивляй!

Б

Учитель находит такой угол зрения, при котором, даже обыденное, становится удивительным

5.

Фантастическая добавка

Б, А

Учитель добавляет реальную ситуацию фантастической

6.

Роль «психолог»

Ж

Ученик участвует в управлении обучением, выполняет некую роль

7.

Роль «подводящий итоги»

Ж

Ученик самостоятельно подводит итог урока

8.

Идеальное задание

Е

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию

9.

Обсуждаем домашнее задание

А, Г, Ж

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материла был качественно закреплен.

10.

Релейная контрольная работа

Д

Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач

11.

Доклад

Б

Подготовка учеников к чтению докладов проводится в несколько этапов.

Технология:

  1. Карта сообщения
  2. Отработка регламента
  3. Доклад (5-7 мин)
  4. Доклад с затруднениями

(4 вида затруднений)

12.

Взаимный опрос

А, Б

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам

13.

Показательный ответ

Г

Один ученик отвечает у доски, остальные слушают

   Приемы, содержащие два принципа педагогической техники:

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Привлекательная цель

Б

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он, волей-неволей, выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог

2.

Светофор

Д, А

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу

3.

Задание массивом

Е

  1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом
  2. Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы

4.

Опрос - итог

Ж, Г

В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока

5.

Опрос по цепочке

Д

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

6.

Три уровня домашнего задания

Е

Учитель одновременно дает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный, тренировочный, творческий)

7.

Отсроченная отгадка

Ж

  1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

8.

Особое задание

Е

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом)

9.

Игра-тренинг

В

1. Если необходимо переделать большое количество однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия, в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего

10.

Практичность теории

Б

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам

11.

Фактологический диктант

Д

Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – один-два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе; здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

12.

Пересечение тем

Г

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой

13.

Блиц – контрольная работа

Д

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы

14.

Выборочный контроль

Д

Проверить работы учеников выборочно

15.

Тренировочная контрольная работа

В

Учитель проводит контрольную работу, как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников

 И, наконец, прием, включающие в себя лишь один их пяти принципов педагогической техники:

Функциональные блоки

Раздел урока

Формула

1.

Тихий опрос

Д

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время, как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой

2.

Необычная обычность

Е

Учитель задает задание необычным способом

3.

Программируемый опрос

Д, В (устный)

Ученик выбирает один правильный ответ из нескольких предложенных

4.

Идеальный опрос (почти шутка)

Д, А

Ученик сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю

5.

Игры в случайность

В, А, Г

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора

6.

Щадящий опрос

А, В

Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников

   

 Полагаю, каждый из нас в своей практике применяет эти приемы, кто-в большей, кто-то в меньшей степени. Думаю, что такая классификация методических приемов поможет учителям биологии более эффективно планировать уроки.

  Вот так, умело чередуя приемы с помощью конструктора Гина, каждый этап урока заполняется определенной последовательностью тех или иных методических приемов. Это делать, коллеги, интересно и увлекательно. Значительно возрастает разнообразие уроков, и сокращается время подготовки к уроку, которого у нас и так не хватает.

  Данный конструктор урока может изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны с течением времени, и можно будет исключить их из таблицы. А возможно, вписать свои, авторские.

 Важно понимать, что приемы педагогической техники применяются в конструкторе урока, как инструмент для нашего творчества. Сам конструктор – это склад инструментов. Здесь каждый может выбрать то, что ему нужно. Он универсален, и поэтому пользоваться им может каждый учитель-предметник.

  Начинала я эту работу как эксперимент в 2000–ых годах, а сегодня, во многом, это уже требования ФГОС. Об этом я говорю потому, уважаемые коллеги, что «все новое – это хорошо забытое старое». И для меня важно, что за всем этим стоит эффективная организация учебного процесса. Результаты моей работы при применении такой технологии, как правило, стабильны.

   И в завершении.

   В перспективе, при полном переходе на электронные учебники, я хочу максимально задействовать именно эту технологию в своем педагогическом творчестве. Я убеждена, что хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, это в конечном счете, хорошо организованные знания, которые мы обязаны давать детям.

   Хочу надеяться, что мой опыт будет полезен для вашего профессионального роста и жизненного успеха. И пусть ваш урок звучит как музыка!

Учитель биологии

МБОУ КСОШ №3 г. Котельники Московской области

  Смолик Елена Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ

В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...

Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками

В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....

Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.

Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....

Методический доклад «Методика преподавания биологии»

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и зад...

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии.

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.  Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

Статья "Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей. Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии".

Пути качественного обновления образовательного процесса за счёт новых возможностей.Интернет- ресурсы в методике преподавания биологии и химии....

Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"

Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе....