Тема: «Многообразие водорослей и их значение в природе и в жизни человека»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Захарова Яна Валерьевна

      В рамках реализации новых образовательных стандартов в среднем звене, на уроках биологии 5 класс, активно реализуетс системно-деятельностный  подход к обучению, с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ технологий и т.д.. Данный мастер-класс может быть использован как урок актуализации знаний или урок закрепления знаний.

Цель урока: изучить строение многоклеточных водорослей и их многообразие, а также значение для человека и в природе.

Задачи урока:

·         познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей, их значением в природе и жизни человека;

·         продолжить формирование умения работать с учебником;

·         активизировать и интегрировать знания по смежным дисциплинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Многообразие водорослей и их значение в природе и жизни человека»

«Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа», - эти слова принадлежат учёному В.А. Обручеву.

Цель урока: изучить строение многоклеточных водорослей и их многообразие, а также значение для человека и в природе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных водорослей, их значением в природе и жизни человека;
  • продолжить формирование умения работать с учебником;
  • активизировать и интегрировать знания по смежным дисциплинам.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.

Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока: растения низшие, растения высшие, водоросли: зеленые, бурые, красные,  слоевище (таллом), ризоиды, хроматофор,

Деятельность учащихся: работа с текстом ииллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, работа с дидактическими карточками.

Оборудование: ИКТ персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный кинопроектор, презентация, таблицы с изображением водорослей, гербарии, морские водоросли, дидактические карточки, банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, агар-агар, йод.

Ход урока:

Учитель:  - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада, что вы пришли сегодня на урок с хорошим настроением.  Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете на уроке.

     -Обратите внимание  что, у вас на столах лежат индивидуальные оценочные листы, в которых вы буде сегодня выполнять задания и выставлять себе оценки сами, подпишите их.

  1. Проверка знаний: работа в индивидуальных картах обучающегося.

Учитель:

Загадка: Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.
(Водоросли)

-Почему водоросли относят к низшим растениям, объясните?

-Какая наука изучает водоросли?

-Почему водоросли называют «древнейшими»?

Задание №1.Ребята, выберите из предложенного перечня признаки, характерные для растений. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Встречаются повсеместно.
  2. Активно передвигаются
  3. Неподвижны
  4. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород-очищая воздух.
  5. Питаются за счёт фотосинтеза.
  6. Питаются готовыми органическими веществами.
  7. Бывают низшие и высшие.
  8. Тело может состоять из одной клетки или быть многоклеточным.
  9. Клетка покрыта оболочкой из целлюлозы.
  10. В цитоплазме содержится вакуоль с клеточным соком.

(Правильные: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10) Max-8 баллов

Задание №2. Вставьте по смыслу недостающее слово.  За каждый правильный ответ - 1 балл, Max – 5 баллов

  1. Наука о водорослях называется - ………(Альгология)
  2. …………. живут не только в воде, но и на суше. (Водоросли)
  3. Многоклеточные водоросли прикрепляются к субстрату при помощи - …..(ризоидов)
  4. Тело водорослей называется - ……..(слоевищем).
  5. Способ питания  водорослей – ……….(фотосинтез).

(Правильные ответы: альгология, водоросли, ризоиды, фотосинтез, слоевище)

Задание №3. Рассмотрите рисунок, найдите на нем водоросль. Почему это растение вы считаете водорослью? (2 балла за полный правильный ответ, 1 балл за частичный ответ)

А

http://festival.1september.ru/articles/416085/Image187.jpg

  1. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

Проблема: На столе учителя: банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, гербарные экземпляры водорослей.

Вопрос: что может объединять все эти предметы? (учащиеся высказывают свои предположения, но учитель предлагает вернуться к ответу на вопрос в конце урока?

Итак, тема нашего урока: «Многообразие водорослей и их значение в природе и в жизни человека».

2. Классификация водорослей:

http://festival.1september.ru/articles/416085/Image188.gifhttp://biolicey2vrn.ru/Biolog_v_6kl/Vodorosli/4-12_Volvoks.jpg

http://festival.1september.ru/articles/416085/Image189.gif

Рис. 2 Хламидомонада

Рис. 3 Улотрикс

Рассмотрите рисунок и выявите различия в строении изображенных на нем растений. Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка? (1балл)

УЧИТЕЛЬ: - Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет нестоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом), крепятся к субстрату с помощью ризоидов.  Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать десятков метров (макроцистис 150-300м). (записываем схему (а) на доске, а учащиеся в тетрадях).

     Теперь работаем по группам (класс предварительно разделён на три группы, назначены кураторы). Первая группа - стр.95-97 во время чтения  и работой с рисунками дополняем таблицу примерами представителей зелёных водорослей. Вторая группа – стр.98 во время чтения дополняет примерами представителей бурых водорослей. Третья группа – стр. 98-99 во время чтения и работы с рисунками дополняет схему примерами зелёных, бурых и красных водорослей. На работу 3-4 минуты.

Царство Растения

Низшие                 Высшие

                                                   Водоросли

                               Одноклеточные              Многоклеточные

                                      Зелёные

                                (хламидомонада)  Зелёные     Бурые       Красные

                                  Хлорелла               (Ульва)     (Лаинария)   (Порфира)

(5 баллов)

 Работа по группа проверяется на интерактивной доске во время составления схемы.

 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (1,5 минуты)

3. Многообразие многоклеточных зеленых водорослей.

Обучающиеся слушают докладчиков и заполняют в таблице раздел «Что я знаю о значении водорослей?»

Учитель: Зеленые водоросли бывают одно- и многоклеточными, образуют нити, шаровидные колонии, листовидные структуры и т.д. Один из хорошо известных родов – плеврококк, одноклеточная водоросль, образующая зеленые налеты, часто наблюдаемые на коре деревьев. Самая крупная зеленая водоросль – морской салат (Ulva), макрофит листовидной формы. В процессе жизнедеятельности клетки делятся, и водоросль растет. В благоприятный период она размножается бесполым способом, а в неблагоприятный – половым, т.е. с помощью гамет.

УЧАЩИЙСЯ 1: Хлорелла – ветеран космической биологии: во время полётов в космос проводили опыты по очищению воздуха и переработки органических остатков в отсеках космических кораблей. Среди подвижных зелёных водорослей известен вольвокс, который открыл Антони Ван Левенгук и сравнил его со Вселенной.

Учитель: Так, у берегов Мексиканского залива, господствует ягодоносный саргассум. Во время шторма бушующие волны уносят его и передают течению Гольфстриму и несёт его далеко в океан. Длительный дрейф заканчивается вблизи Азорских островов, где растения накапливаются в спокойном  море. Моряки боялись попадать в воды этого моря. О каком море идёт речь и какие водоросли его образуют?

4. Бурые и красные морские водоросли (сообщение учащихся). УЧАЩИЙСЯ 2: Бурые водоросли - в этой группе нет одноклеточных, все они образуют слоевища – от тонких нитей из одного ряда клеток до огромных (до 50 м!) полос и лент бурого и синевато-бурого цвета. Бурые водоросли - неподвижные, прикреплённые формы. Размножение вегетативное, бесполое и половое. Бурые водоросли живут в основном в море, за исключением нескольких пресноводных видов. Почти все бурые водоросли растут будучи прикрепленными к морскому дну, камням, другим водорослям. Лишь саргассы одного из районов Атлантики, окруженного кольцевым течением, свободно плавают на поверхности, поддерживаемые мелкими ягодообразными поплавками – пузырьками.

УЧАЩИЙСЯ 3: Большую пользу людям приносят водоросли ламинарии, известные в быту как морская капуста. Ее слоевище достигает в длину нескольких метров. Во многих странах Европы, Азии и Америки ламинарии используют в пищу, как корм скоту, и для промышленной переработки. Из них получают ценные препараты – альгинат, маннит, ламинарин. Особенно давно и широко используют ламинарию в Японии и Китае. Из нее делают овощную икру и пюре, салаты, консервы и даже... конфеты. Соли альгиновой кислоты – альгинаты могут связывать на единицу объема 300 объемов воды, образуя вязкий раствор. Альгинаты требуются при производстве мороженого, фруктовых соков, консервов, пластмасс, лаков и красок, они нужны в текстильной промышленности, книгопечатании, медицине, парфюмерии и даже в литейном деле. Не менее важен и другой продукт, получаемый из бурых водорослей, – шестиатомный спирт маннит. Он нужен и при лечении диабета, и при выделке кож, бумаги, лаков, красок. Делают из него и сильную взрывчатку. В морях южного полушария встречается самая крупная в мире водоросль – знаменитый грушеносный макроцистис. Общая длина его (по данным ученых) достигает от 150 до 300 м и больше.

УЧАЩИЙСЯ 4: Красные водоросли - многоклеточные, очень редко одноклеточные, сложного строения большинство из них – морские листовидные, кустистые или корковые макрофиты, обитающие ниже линии отлива. Красные водоросли донные растения, в планктоне не встречаются. Они проникают на большую (до 200 м) глубину. Причина теневыносливости красных водорослей – их фотосинтезирующие пигменты. Окраска водорослей зависит от глубины их обитания. На мелководье они желто-зеленого или голубоватого цвета, глубже розовеют, потом краснеют. Самый интенсивный красный цвет имеют на глубине более 50 м. Но так они выглядят, будучи вытащенными на поверхность, на прямой солнечный свет. Водолазы на дне видят их черными: ведь красные лучи поглощаются первыми метрами воды. Фотосинтез красных водорослей идет в синих лучах, наиболее глубоко проникающих в воду. Способы размножения красных водорослей разнообразны: деление слоевища, споры (без жгутиков). Половой процесс очень сложен.

УЧАЩИЙСЯ 5: Одну из живущих в Северном море водорослей – хондрус – в сухом виде издавна употребляют как лекарство при заболевании дыхательных путей. Из других багрянок добывают агар-агар, применяемый во всех микробиологических лабораториях мира для получения чистых культур микробов. Без него, впрочем, не обходятся и в пищевой промышленности, и даже при производстве кинофотопленки. Кондитеры и пекари добавляют в тесто небольшое количество агар-агара, чтобы дольше не черствели пирожные, бисквиты, хлеб. У некоторых красных водорослей слоевища сильно пропитываются известью, отчего они становятся похожими на кораллы. Многие коралловые рифы в значительной мере образованы именно этими отмершими водорослями. В отличие от кораллов они идут далеко на север, образуя в Баренцевом и Белом морях в местах с сильным течением красно-розовые корки на каменистом дне.

Учитель: Ребята, оцените свою работу по пятибалльной шкале. При оценке примите во внимание: на сколько для вас был интересен учебный материал; как часто вы отвлекались; все ли вам было понятно; принимали ли вы активное участие на данном этапе урока.

5. Значение водорослей в природе и жизни человека (6 мин.)

Учащиеся самостоятельно работают с текстом  учебника стр.99-101, ведут запись в тетради.

Значение водорослей:

«+»

Что я знаю о значении водорослей

« - »

Полезность водорослей.

Пища для водных животных.

Пища для человека.

Источник агар-агара

Лекарства.

Бумага.

Кали

Ппочвообразовательного процесса.

Источник йода.

Минеральные соли.

Клей, лаки, краски.

Причиняемый вред.

Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах.

Засорение пляжей. Многие морские макрофиты во время штормов отрываются от субстрата и выбрасываются волнами и ветром на пляж, буквально заваливая его своей гниющей массой.

Гибель рыбы.

Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

После указанного времени учитель предоставляет правильные ответы на доске (Таблица в тетради). Исправляют ошибки и выставляют сами себе баллы за это задание -max – 5 балла.

  1. Закрепление-рефлексия.
  1. «Чёрный ящик». Каждой группе выносят Чёрные ящики, в которые помещены таинственные предметы, связанные с водорослями. Обучающиеся читают задание и угадывают, что лежит в ящике. За правильно отгаданную загадку выставляется 1 балл.

1 ящик (первой группе)–

Вот лекарство. Ты не бойся:

Для здоровья и красы

Детям мажут им коленки,

Локти, щёки и носы. (ЙОД)

2 ящик (второй группе)–

Посмотрите! Под водой

Вырос целый сад.

Он накормит нас с тобой,

Попадёт в салат. (салат из морской капусты, банка с салатом)

3 ящик (третьей группе)-

Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (СОЛЬ)

  1. «Ты- мне, я – тебе». Работа в парах. Обучающим предлагается составить по два вопроса и  задать их друг другу. Первый вопрос о строении водоросли. Второй вопрос – о значении водорослей. Max. 2 балла.

Учитель: - Ребята сегодня на уроке мы познакомились с многообразием водорослей, их значением в природе и жизни человека и я думаю, что теперь вы готовы ответить на вопрос, заданный в начале урока, что может объединять все предметы, находящиеся на моем столе? ( Ответ: они все изготовлены либо из водорослей, либо с использованием их продуктов)

Рефлексия:

-Что сегодня понравилось на уроке?

-Что узнал нового?

-Что не понял?

Подведение итогов: подсчитываются баллы

Max-30 баллов.

30-26 –оценка 5

25-21- оценка 4

20-16 оценка 3

Ниже 16, ребята не отчаивайтесь, дома изучите материал и закрепите ? после параграфа.

IV.Домашнее задание. П.18 читать, словарная работа. Творческая работа: сообщение или реферат.

 Литература:

  1. http://biolicey2vrn.ru/index/mnogoobrazie_vodoroslej/0-92
  2. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.В. Пасечник. – М.:Дрофа, 2012. – 141,(3)с.
  3. Биология: Диагностические работы к учебнику В.. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс»/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015. – 92 с.
  4. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/Сост.Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вента-Граф, 2001. – 208 с: ил. (За страницами учебника).



Предварительный просмотр:

Оценочная карта

Ученика 5 Б класса____________________

Задание №1.Ребята, выберите из предложенного перечня признаки, характерные для растений. За каждый правильный ответ 1 балл. Max. 8 баллов.

  1. Встречаются повсеместно.
  2. Активно передвигаются
  3. Неподвижны
  4. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород-очищая воздух.
  5. Питаются за счёт фотосинтеза.
  6. Питаются готовыми органическими веществами.
  7. Бывают низшие и высшие.
  8. Тело может состоять из одной клетки или быть многоклеточным.
  9. Клетка покрыта оболочкой из целлюлозы.
  10. В цитоплазме содержится вакуоль с клеточным соком.

Выпишите номера признаков_______________________________                  баллов

Задание №2. Вставьте по смыслу недостающее слово.  За каждый правильный ответ - 1 балл, Max – 5 баллов

  1. Наука о водорослях называется - ………
  2. …………. …..живут не только в воде, но и на суше.
  3. Многоклеточные водоросли прикрепляются к субстрату при помощи - ………..
  4. Тело водорослей называется - ………………
  5. Способ питания  водорослей – ……………...

                           баллов

Задание №3. Рассмотрите рисунок, найдите на нем водоросль. Почему это растение вы считаете водорослью? (2 балла за полный правильный ответ, 1 балл за частичный ответ)

А

http://festival.1september.ru/articles/416085/Image187.jpg

                    Баллов

Задание №4. Классификация водорослей: http://biolicey2vrn.ru/Biolog_v_6kl/Vodorosli/4-12_Volvoks.jpg

http://festival.1september.ru/articles/416085/Image188.gif

http://festival.1september.ru/articles/416085/Image189.gif

Рис. 1 Вольвокс Рис. 2 Хламидомонада

Рис. 3Улотрикс

Рассмотрите рисунок и выявите различия в строении изображенных на нем растений. Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка? (1балл)

                           баллов

Задание №5. Составьте схему классификации Водорослей, дополните её примерами.

Самостоятельное заполнение схемы оценивается в 5 баллов.

                         Баллов

Задание №6.  Прочитать стр. 99-101 и заполнить таблицу. max – 5 балла.

«+»

Что я знаю о значении водорослей

« - »

Полезность водорослей.

Причиняемый вред.

             Баллов

Рефлексия. 1«Чёрный ящик»                  баллов

2. «Ты- мне, я – тебе»                     баллов

ВСЕГО БАЛЛОВ:                             ОЦЕНКА:

image448.gif


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

План конспект урока биологии по теме" МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"

План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов"....

Значение бактерий в природе и в жизни человека

Бактерии играют важную роль на Земле. Они принимают самое активное участие в круговороте веществ в природе. Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются с помощью бакте...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

«Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»

Материал формирует у учащихся представления о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека....


 

Комментарии

Фуражкина Светлана Ивановна

конспект может применяться и в процессе повторения при подготовке к экзаменам