Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Кривошеева Наталья Александровна

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке используется групповая форма работы, лабораторный практикум, работа с интерактивной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0c4b-00042afa-c686dcdb.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по теме

«Класс Птицы: общая характеристика»

Цель:  создать условия для раскрытия особенностей  строения и жизнедеятельности птиц, как высокоорганизованных групп животных.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление об особенностях строения птиц как одной из высокоорганизованных групп животных биосферы;

-обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособленностью к полету;

- совершенствовать навыки работы с текстом, инструкционной картой, навыки составления  схем;

Развивающие:

- развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;

- развивать навыки работы с электронными средствами обучения, биологическими объектами, оборудованием;

Воспитательные:

- воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле;

- воспитывать  интерес к знаниям и любознательность;

- формировать информационную и коммуникативную культуру.

Тип урока: Изучение нового материала.                                                

Технологии: ИКТ, элементы ТРКМ.

Формы групповая и фронтальная форма работы учащихся.

Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы с текстом, прием «Рыбья кость» («Фиш-бон»), прием «Корзина идей».

Оборудование и материалы:  индивидуальные рабочие карты для учащихся, стикеры с названием птиц, иллюстрации для работы в группах; чучело птицы; набор перьев, препаровальная игла, лупа; компьютер, интерактивная доска; флипчарт; видеоматериал «Полет птицы», «Взлет самолета».

Ход урока

Время на этапе

Этап урока, цели этапа.

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1 мин

Организационный момент.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.

На входе в кабинет учащиеся выбирают стикер с названием птицы и садятся за парту. Учащиеся класса рассажены в четыре группы.

Здравствуйте дорогие ребята и гости нашего урока. Я очень рада вас видеть и надеюсь, что наша встреча оставит только приятные впечатления.  

Приветствие гостей, учащихся, проверка готовности класса к уроку.

2

5 мин

Актуализация знаний.

Цель этапа: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.

В течение этого учебного годы мы с вами совершаем путешествие в мир животных.

- С какими типами многоклеточных животных мы уже познакомились? - Какой тип животных изучаем в настоящее время?

- Обратите внимание на слайд: перед вами классы животных и изображения некоторых представителей этих классов. Задание: установите соответствие между иллюстрацией животного и классом, к которому они относятся.

Классы: костные и хрящевые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Представители: акула, осетр, лягушка, тритон, змея, черепаха, пингвин, ящерица.

- А к какому классу вы отнесете последнюю иллюстрацию? (Класс птиц)

- По каким признакам ты определил, что это животное не относится к классу рыб, земноводных или пресмыкающихся?

- А знакомы ли мы с особенностями животных этого класса?

- Какова же тогда тема нашего урока?

Тема: Класс Птицы: общая характеристика.

Учитель проводит фронтальную беседу с целью актуализации знаний учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задание у доски.

Предполагают тему урока, записывают в тетрадь.

3

2 мин

Постановка учебной задачи.

Цель этапа: создание проблемной ситуации, фиксация учебной задачи.

Просмотр видео «Полет птицы».

- Что вы наблюдаете?

- Назовите животных которые передвигаются таким же способом?

- Что отличает птиц от этих животных?

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается около 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще.  Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Что же позволило птицам в процессе эволюции освоить такой способ передвижения как полет? Над этим вопросом мы и будем работать в течение нашего урока.

- А что нам для этого нужно узнать? (строение тела, особенности жизнедеятельности)

Итак, цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом.

Вводный рассказ учителя.

Просматривают видеоматериал, отвечают на вопросы.

Самостоятельно формулируют задачи  урока.

4

20 мин

Открытие «нового» знания.

Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся.

 

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас веселым пением, разнообразным оперением. Без птиц мир был бы скучен и однообразен.

Раздел науки зоологии, изучающий птиц, называется орнитология. А так как мы сегодня будем изучать птиц, то побудем немного в роли орнитологов.

Для изучения нового материала мы с вами разделимся на   творческие группы. На входе в кабинет вы выбрали себе стикер с названием птицы, поднимите руки, у кого название птицы начинается на букву Б - займите стол под номером 1,  Д - 2, К - 3; С - 4. Перед вами на столах лежат инструкционные карты, ознакомьтесь с ходом работы в группах (1 мин). Все ли вам понятно? Если вопросов нет, то можем приступить к работе.

Самостоятельное изучение материала сопровождается составлением опорного конспекта (прием «Рыбья кость»). В группе учащиеся выполняют каждый свое задание - изучают отдельный вопрос. (Приложение 1).

Задание:

  1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
  2. Между участниками группы распределите материал текста и изучите его.
  3. Рассмотрите выданный вам комплект перьев, найдите контурные маховые, контурные покровные и пуховые перья. Изучите их строение.
  4. Обсудите полученные знания, заполните опорную схему «Фишбон».
  5. Ответьте на поставленный вопрос (сделайте вывод).

Учитель организует работу в группах.

Учащиеся самостоятельно распределяют работу между участниками и изучают новый материал.

Составляют схему «Фишбон».

Выступление групп, составление опорной схемы «Фишбон» на интерактивной доске.

Учитель заслушивает результат работы учащихся, корректирует ответы.

Учащиеся отчитываются о проделанной работе.

5.

2 мин

Физминутка

Вопрос-ответ. Если ответ положительный, то учащиеся встают и хлопают в ладоши, если отрицательный садятся на место.

  1. Птицы относятся к типу хордовых. (да)
  2. Представители класса птиц в основном имеют тяжелый массивный скелет.(нет)
  3. Верхние конечности птиц преобразованы в крылья. (да)
  4. Цевка выполняет амортизирующую функцию при приземлении птиц.(да)
  5. Клюв птиц снабжен острыми зубами. (нет)

Организует физминутку с целью снятия напряжения.

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.

6.

7 мин

Первичное закрепление и применение новых знаний.

Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.

Выполнение заданий на проверку понимания изученного материала:

    Индивидуальная работа:

1. Назовите части тела птицы:

2. Установите соответствие между видами перьев и их изображением.

Работа в группах:

3. Какие особенности внешнего строения птиц человек использует в самолетостроении?

1.Обтекаемая форма тела (уменьшение трения)

2.Наличие перьевого покрова  (гладкая летательная поверхность).

3.Наличие хвоста, служащего птице рулём.

4. 5.Образование цевки как посадочного устройства (шасси).

4. Объясните с точки зрения физики, почему перо обладает высокой теплоизоляцией?

(Они сохраняют тепло тела и регулируют теплообмен с окружающей средой: между бородками находятся молекулы воздуха, которые удерживают тепло тела птицы. Распушив перья в мороз, птица как бы “надевает шубу”, а плотно прижав их к телу в жару, меняет ее на легкий “кафтан”. Наибольшей теплоизоляцией обладает пух и пуховые перья).

5. Как влияют разливы нефти на жизнь птиц?

(На морских побережьях северного полушария в результате загрязнения моря нефтью ежегодно гибнет до миллиона водоплавающих птиц различных видов. Нефть растворяет жир на птичьих перьях, и холодная вода получает доступ непосредственно к коже птиц, и в конце концов они гибнут от холода. С перьев гнездящихся птиц нефть попадает на яйца и закрывает поры, в результате чего погибают зародыши. Испачканные нефтью птицы не могут летать и становятся легкой добычей хищников.)

6. В 1861 г в Баварии был найден скелет небольшого животного археоптерикса. По скелету была сделана реконструкция этого древнего животного. Ученые считают, что она является предком современных птиц. Какие признаки это могут подтвердить?

Задание 3-6 выполняется по группам.

Затем проводится проверка полученных результатов.

7.

1 мин

Домашнее задание

Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§ 27 (стр. 134-136), РТ № 5,6,8-10 (письменно).

Творческое задание: подготовить сообщение о птице, занесенной в Красную книгу Тюменской области.

Разъясняет задание.

Записывают задание в дневник.

 2 мин

Рефлексия, итоги урока.

Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию результата своей деятельности на уроке

Ребята, давайте вспомним, какова была цель нашего урока?

Справились ли мы с поставленной целью?

Комфортно ли вам было на уроке?

Какая информация вас удивила?

Что вызвало затруднения?

Какие из полученных знаний вам могут пригодиться в жизни?

Проводится оценка работы учащихся на уроке, наиболее активным выставляется отметка в журнал.

Учащиеся делятся своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии для 6 класса "Характеристика основных экологических групп растений"

Технологическая карта урокаУчреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- ПетербургаАвтор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...