ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Карпова Лена Семеновна
В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разрушении озонового слоя, о кислотных дождях. На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolgicheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_urokah_biologii.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры

у учащихся на уроках биологии

В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят  об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разрушении озонового слоя, о кислотных дождях.

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. В этих условиях проблема экологического воспитания и обучения подрастающего поколения обретает особую значимость. Исследования показывают, что выпускники школ, владея теоретическими знаниями, не осознают собственной роли в устранении экологических проблем, возлагая их решение на государственные органы. Все это обусловливает необходимость формирования экологической культуры учащихся как личностно-целостного феномена и разработку педагогических условий ее развития. В широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры. Базис ее составляют универсальные, духовные ценности, экологические и нравственные приоритеты.

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат.

Школьный предмет биологии, занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране. Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.

        Экологическое воспитание школьников опирается на методы учебной деятельности: проблемные, частично-поисковые, исследовательские, метод проектов. В урочной деятельности практикуются уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», практические и лабораторные работы; анализ научной литературы, дискуссии, экскурсии. Формированию экологической культуры учащихся способствует применение различных средств обучения  - таблиц,  картин, микропрепаратов, влажных препаратов, транспорантов, ИКТ средств.

При изучении биологии следует обращать внимание не только на красоту природы и бережное отношения к ней. Важнейшая задача учителя - заложить в детях потребность к сохранению природы и ее богатств. На уроках биологии формируется убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система.

Широкими возможностями формирования экологической культуры являются также внеурочная деятельность и предметные недели. К внеурочной деятельности привлекаются желающие ученики, интересующиеся биологией, а к предметной неделе привлекаются все ученики, каждому из них предлагается несколько вариантов участия. Здесь раскрывается творчество ребенка, свое видение прекрасного, значимого и полезного.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

1.     непосредственное познание природы;

2.     школьное экологическое воспитание;

3.     средства массовой информации.

Я работаю в Ожулунской средней школе Чурапчинского района. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания и образования.

Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?

Особым фактором экологического обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луга, речки, леса. Сельские ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у  городских ребят. Вырастая в селе, дети повседневно наблюдают труд взрослых, работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Учитель биологии должен понимать: практические знания сельских школьников, полученные в повседневной жизни, необходимо дополнять социально-ценностными аспектами более высокого уровня.

Существуют  два  разных  термина - «экологическое  воспитание» и  «экологическое  образование». Первое  невозможно  без  второго, и  поэтому  образование  должно  развиваться  в  контексте  второго,  тем  более,  что  знания  сами  по  себе  ещё  не  определяют  направленность  деятельности  человека.

В   программе  биологии выделяются  такие  вопросы  охраны  и  укрепления  здоровья  человека, необходимым  условием  сохранения  и  улучшения  природного  окружения.

         Воспитание  трудолюбия  школьников,  ответственного  отношения  к  использованию  и  приумножению  природных  богатств  может  выразиться  в  следующих  делах  учащихся:  соблюдение  культуры  поведения  в  природе; изучение  и  оценка  состояния  природного  окружения;  некоторых  элементах  планирования  по  благоустройству  ближайшего   природного  окружения (например, озеленение); выполнение  посильных  трудовых  операций  по  уходу  за  растениями, их защите.

           Ведущие  идеи  содержания  экологического  образования  создают  основу  для  группировки  и  раскрытия  как  общих, так  и  некоторых  частных  понятий  о  взаимодействии  человека  и  природы.  

           К  числу  самых  волнующих, несомненно  относятся  проблемы  связанные  с  загрязнением  окружающей  среды.  Загрязняется  всё: воздух, вода, почва.  И это в  свою  очередь,  не может  не  сказаться  губительно  на  растениях, животных, на  здоровье  человека,

          Изучая  учебный  материал  биологии выясняется,  что  главными  отравителями  атмосферы  является  промышленное  и  сельскохозяйственное  производство,  выхлопные  газы автотранспорта.  К  этому  следует  добавить  выбросы, сделанные  железнодорожным,  авиационным, морским  и  речным  транспортом,  сельскохозяйственной  и  военной  техникой, а  также  большое  количество  вредных  веществ,  поступающих  в  атмосферу  при  сжигании  топлива, мусора, при  пожарах.

Изучение собственной истории, истории «малой родины» и своего Отечества, знакомство с природными объектами и правилами их сохранения включает школьника в деятельность по отношению к обществу, людям и к природе, развивает потребность принимать личное участие в охране окружающей среды и в решении экологических проблем на уровне класса, школы, села, района.

Главным результатом такой деятельности становится усвоение ценностей экологической культуры на личностной основе. В   этом процессе школа должна стать местом встреч ребёнка с природой и её образами, средой соединения культуры человека и природного мира. Показателем освоения норм экологической культуры должно стать осознание и выполнение нашими учениками норм совместного сосуществования природы и человека.

Но главная задача экологического воспитания не заполнить учащихся знаниями, а сформировать внутри них экологическую культуру поведения.

Использованная литература:

  1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным// Начальная школа. – 2008. - №8. – с. 54-57
  2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999 – 124 с.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – с.36-38
  4. Ефремов К. Самое время соединить экологическое и трудовое воспитание// Народное образование. – 2006. - №6.
  5. Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения// Экология и жизнь. - №3. – с.22-29
  6. Попова Т.А. Экология в школе: мониторинг природной среды. – М.: Сфера, 2005. – с.5-11
  7. Симонова Л.П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков// Дополнительное образование. – 2001. - №9. – с.34-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии....

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Развитие экологической культуры у учащихся на уроках географии и биологии через систему заданий.

На протяжении своей работы я собрала сведения, при помощью которых учащиеся смогут изучить природные явления и процессы на примере быта, деятельности народа своей малой Родины. Это вопросы сопоставлен...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...