"Строение и функции органов дыхания"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Баранова Татьяна Ивановна

Разработка урока путешествия по органм дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 МОУ «Сёминская основная общеобразовательная школа»

   Урок  биологии

в 8 классе

на тему:

 « Строение и    функции органов дыхания»

  Учитель Баранова Татьяна Ивановна

                                                           

                                                Февраль 2013г.

                   

                    Открытый урок по биологии в 8 классе

            по теме «Строение и функции органов дыхания».

                                     (презентация, видео)

   "Это нам нужно как воздух”

Поговорка.

Цели урока:

  • Образовательные: 
  • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  • выяснить механизмы голосообразования;
  • Развивающие: 
  • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  • развитие логического мышления, внимания;
  •  успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;
  •            развивать навыки научно-исследовательской работы через                                   постановку     учебных экспериментов.
  • Воспитательные: 
  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.

Форма урока: урок-путешествие

Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи.  Лёгочные пузырьки – альвеолы.

                                                                   

 Ход урока

1.Организационный момент:

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я обращаюсь не только к гостям, но и к вам ребята, так как сегодня мы вместе будем рассматривать, изучать и исследовать новую тему.

    2.Актуализация знаний обучающихся

Ребята посмотрите на эпиграф к  уроку:  "Это нам нужно как воздух»

   В каких случаях говорят эту поговорку?

           Просмотр видео фрагмента (5 тайн жизни)

Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?

3.Этап изучения нового материала.

1.Сущность дыхания.

           Дыхание 

совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

2. Значение дыхания. 

          обеспечение организма О2 

  • образование и удаление из организма СО2 
  • окисление органических соединений с высвобождением энергии
  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ

 Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

  Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается

  Давайте представим себя частицей воздуха  и совершим путешествие по органам дыхания.

3.Дыхательная система человека.

Цель? Формулируют сами.

Цель нашего путешествия  - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.    

    Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Определим маршрут:  работа со схемой

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

Итак : Органы дыхания делятся на 2 группы:

1.Лёгкие.

2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи

Воздух, поступающий в органы дыхания бывает разной температуры, влажности и чистоты.

В кластерах заполняют схему «Дыхательная система человека», а также собирают модель дыхательной системы.

4.Строение и функции органов дыхательной системы.

 Самостоятельная работа с учебником, с. 138-139. Класс  разбивается на 4 группы и готовит краткий рассказ о «своем» органе. (3-5 мин самостоятельной работы, заполнение таблицы). Далее представитель каждой группы рассказывает об органах дыхательной системы, учитель демонстрирует рисунки на экране и комментирует. Учителя «Творческая группа» готовят буриме или синквей о дыхании.

Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт впереди много необычного.

Мы влетаем в нос

А) Нос

Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица?  У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» 

При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 9)

  • защитная (очищает и обеззараживает воздух);
  • согревание воздуха;
  • увлажнение воздуха;
  • обонятельная.

  Полость носа

   

Особенности строения

Функции

Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, имеющая слизистые железы. Есть обонятельные рецепторы.

Обоняние. Согревание (охлаждение) воздуха, его увлажнение. Задерживание пыли, уничтожение бактерий.

 Опыт “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Эксперимент на наличие рецепторов в носовой полости (мандарин).

Хорошо.

 Но что же происходит с воздухом дальше?

Вместе с ним продолжим свой путь и мы.

Внимание: пролетаем перекрёсток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой.

Из носовой полости  воздух проходит в носоглотку и гортань.

Каково же строение и функции гортани?(2 мин). Видеоролик « Как образуется звук».

Гортань

Особенности строения

функции

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.

Образование звуков и речи.

Прохождение воздуха.

Рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от попадания пыли. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань.

 Опыт

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при глотании надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод

. А как же образуется звук?(1 мин) Видеоролик.

Ученик отвечает у доски

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.

Наблюдение

1.      Доказать, что язык принимает участие в формировании голоса.

Произнести звуки ЭЛ, ЭМ, ЭН.

Вывод: язык принимает участие в формировании голоса.

Закрепим этот знания о работе голосовых связок жестами.. пусть наши указательные пальцы будут играть роль 2 связок.

 Покажите положение наших связок в момент молчания -----

 В момент пения -------

 В момент крика ------

 В момент глубокого сна ------

 А теперь мы несёмся вниз по воздушной трубе, которая получила название – трахея (в переводе с греческого «шероховатое дыхательное горло»).

5. Какое строение и функции трахеи и бронхов

Название отдела

Особенности строения

Функции

Трахея  

Бронхи

Трубка 10-12 см с хрящевыми полукольцами. Поэтому её стенки не смыкаются. Задняя стенка эластичная, граничит с пищеводом..

  В нижней части трахея разветвляется на два главных бронха. 

Бронхи  )

Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.

Внутренняя поверхность выстлана слизистой оболочкой

Обеспечивает свободное прохождение воздуха.

Конечная остановка нашего путешествия  Лёгкие.  (1200гр.)

Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха.  Каково же его строение?

Лёгкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. верхняя - суженная часть -  верхушка, а нижняя – более широкая – основание.

Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании.

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен.  

Газообмен  

Орган выделения (угл.газ и вода)

 Клетки эпителия выделяют вещество сурфактант, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы.

Наблюдение. Доказать, что в легких содержится воздух.

Опустить кусочек легкого  и теннисный шарик в воду. Почему они не тонут?

Вывод: в легких содержится воздух.

ВАЖНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ РАБОТЫ ЛЁГКОГО ЯВЛЯЕТСЯ ЖЁЛ- это наибольший объём воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вздоха.

Проверим наполняемость ваших лёгких воздухом с помощью воздушного шарика.

4.Выводы урока:

1.Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.

2.К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.

Дыхательная часть – это легкие  

3.Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание.

4. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

5.Особенности строения органов дыхания связаны с выполнением определённых функций.

5.Закрепление материала.

  1. У доски восстановить последовательное движение воздуха.

     2.Тест: по вариантам, взаимопроверка.

  1. К дыхательной системе НЕ относится

 А легкие Б трахея В бронхи Г легочная артерия

  1. К воздухоносным путям НЕ относится

 А носовая полость Б трахея В бронхи Г легкие

 2.Где расположены голосовые связки?

 А гортань Б трахея В бронхи Г легкие

 2.Частью какого органа является надгортанник?

 А носовая полость Б трахея В гортань Г легкие

 3.Какая часть дыхательной системы выполняет функцию газообмена?

 3.Какая часть дыхательной системы увлажняет и согревает воздух?

 А носовая полость Б трахея В бронхи Г легкие

 4.Во время молчания голосовые связки …

 А вибрируют Б сомкнуты В разведены

 4.Мы произносим слова …

 А на вдохе Б на выдохе В и на вдохе , и на выдохе

3.За время путешествия мы сделали много фотографий.

«Ба! Знакомые всё органы!»

Трахея, гортань ,альвеолы, лёгкие.

6.Рефлексия

Продолжите «Мне понравилось на уроке…

                          «Мне не понравилось на уроке…

Мне было очень приятно работать с вами.

И хоть хвалиться не прилично,

Но должна я вам сказать,

Что вы можете отлично и работать и играть.

И сегодня на уроке каждый делал, что умел,

Поиграли, посмотрели, что-то новое узнали.

Нет на свете скучных дел.

В жизни столько дел чудесных,

Только делай не дремли

Это с вами мы сегодня

Показали как могли

Но минута расставанья приближается друзья!

И домашнее задание нам записывать пора!

7.Домашнее задание.

1.стр.138-139 пересказ.

2.стр.140 устно

3.  Какие опасности подстерегают микробов при «путешествии» по дыхательным путям? Составить рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока   по  программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....

. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...

Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разн...

Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»

Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....

Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс

Разработка урока  с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой....

презентация к уроку "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания."

данная работа иллюстрирует работу на уроке. Ссылка на конспект урока: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/26/konspekt-uroka-dyhanie-ego-znachenie-stroenie-i-funktsii-organov...