Урок по биологии 8 класс Тема:Гигиена питания
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с планом. По учебнику 8 класса Колесов Д.В. и др. С использованием электронного учебника - Электронная библиотека Просвещение – Биология 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_pitaniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:Гигиена питания или «Есть или не есть», пить или не пить».

Эпиграф: «Человек есть то, что он ест». Г. Гейне

Цели урока:

1.Обучающие:       на основе повторений знаний о функциях и строении    

                            системы органов пищеварения сформировать    

                            представления:

                          - о гигиенических условиях нормального пищеварения;

                          - о режиме питания;

                          - о правилах потребления пищевых продуктов, их    

                             физиологическую значимость;

                          - о причинах и  заболеваниях органов пищеварительной    

                            системы и профилактике заболеваний;

2.Развивающие:      продолжить формирование у учащихся:

                               -  умений сравнивать, объяснять, делать выводы;

                               -  развивать логическое мышление;

                                - развивать исследовательские навыки.

3.Воспитывающие:  продолжить воспитание:

                                -  бережного отношения к своему организму;

                                -  чувства ответственности за свое здоровье;

                                -  воспитывать навыки здорового образа жизни.  

Оборудование: таблица «Пищеварительная система», электронный учебник:

                           тема: « Гигиена питания. Продукты питания», пословицы,

                           поговорки, народные мудрости, высказывания, пакеты с

                           продуктами с указанием срока годности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

На прошлом уроке мы закончили изучение строение пищеварительной

     системы и процессах, которые способствуют нормальному  ее

     функционированию. Эти знания нам пригодятся для изучения новой темы

     и я предлагаю освежить их при помощи теста. На работу 5 мин.

 

III.Связь с предыдущим материалом. Постановка задач к уроку.

   - Итак тест вы написали неплохо, а это значит вам будет нетрудно понять и

      тему нашего урока. Кстати давайте подумаем, а  что мы еще должны

       знать о пищеварении? ( Гигиену).

      Это и есть тема нашего урока. Запишите в тетради.

    - А что означает слово гигиена?( Охрана здоровья,

     правильное питание, здоровый образ жизни.)

   -   Давайте сформулируем, что же нам нужно знать о гигиене питания, на

        какие вопросы мы должны дать  ответ в конце урока?

    - КАК правильно питаться?

    - КОГДА нужно питаться?

    -  СКОЛЬКО нужно есть?

    -  ЧТО нужно есть?

    -  КАК предотвратить заболевания органов пищеварения

   - Эти задачи перед вами на экране. Титр №1

   IV.Изучение новой темы.

- Извечные вопросы о питании - как, когда, сколько и что мы едим - интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др. - Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, ocoбенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы же секреты правильного питания?

Титр №2. Немного, качественно и в нужное время. 3 правила:

  1. разнообразие продуктов
  2. частые приемы пищи
  3. небольшое количество еды за прием.

Титр №3. Питание и возраст. Т. Белки, т. Элементы 

Титр №4. Рациональное питание.

Титр №5.Правила рационального питания.

   8 шагов к хорошему самочувствию и отличному здоровью:

    1. – разнообразное питание;

    2. – предупреждение ожирения;

    3. – молоко;

    4. – рыба и птица – источник белка;

    5. – овощи и фрукты;

    6. – умеренное потребление углеводов;

    7. – меньше соли;

    8. – маленькие секреты.

- Овощи и фрукты являются источниками витаминов.

Титр №6. Консерванты и другие добавки.

 Самостоятельная работа: Определение срока годности.

- А как вы думаете, насколько качественными окажутся апельсины, если их производили в Марокко, а страна поставщик Голландия?

- В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это супы быстрого приготовления, каши-минутки, чипсы. Некоторые из этих продуктов дети любят, а некоторые из них даже очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Но необходимо помнитьо том, что увлечение такого рода продуктами в рядке случаев может спровоцировать

обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. Было выяснено, что бульоны сухие могут быть включены в меню школьников лишь 1-2 раза в месяц при наличии продуктов других ассортиментных групп. Кроме того, рекомендуется такого рода продукты вводить в рацион питания детей как можно более старшего возраста. А чрезмерное увлечение чипсами и сухариками, которые содержат большое количество жиров, углеводов и специй, может спровоцировать развитие избыточной массы тела у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

- А про что забыли сказать? А вода?

Потребление прохладительных напитков становится все более распространенным. Установлено, что чрезмерное потребление газированных вод в детстве способно вызывать дефицит кальция в организме, в результате чего возрастает опасность переломов костей. Содержащаяся в напитках углекислота раздражает слизистую оболочку ЖКТ школьников, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может провоцировать и заболевания, например, гастрит. Необходимо учитывать, что употребление газированных напитков может повышать кислотность желудочного сока.

 Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности,  являются довольно сильными аллергенами. Поэтому использование газированных напитков является нежелательным для школьников, желудочно-кишечный тракт которых еще не сформировался.

Титр №7. Болезни органов пищеварения:

                  - отрыжка;

                  - тошнота;

                  - рвота;

                  - запоры и боли в желудке.

Титр №8. Язва желудка и 12 – перстной кишки. Какие вы еще

                 заболевания ЖКТ знаете? Отчего они возникают?

Титр №9. Зубы.

-  А как эту проблему решают в рекламе?

- В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то одинаково часто в этой роли выступают сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также жевательных конфет просто нет конкурентов. Стоматологи считают, что ожидаемый эффект от жевательной резинки — профилактика кариеса - очень очень поверхностный. Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки достаточно, жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды.

- Ну, вот мы и узнали ответы на поставленные нами вопросы. Давайте сделаем выводы и ответим на вопросы.

V. ВЫВОДЫ:

1. Пищу принимать в определенном количестве и разнообразную по составу.

2. Ограничение жиров, сахара и соли.

3. Нужно больше потреблять кисломолочных продуктов, рыбу, птицу, хлеб

    грубого помола, много овощей и фруктов.

4. Есть, нужно свежую, вкусно приготовленную пищу.

5. Тщательно пережевывать и не переедать.

6. Ограничить продукты с консервантами, красителями, ароматизаторами.

7. Физические упражнения оказывают положительное влияние на работу

    пищеварительной системы и организма в целом.

8. Стресс, неправильный образ жизни, злоупотребление алкоголем, курение

    способствуют развитию гастрита и язвы.

9.После приема пищи необходимо проводить профилактику ротовой

   полости.

VI. Закрепление.

-А теперь проверим насколько вы запомнили новый материал и правила

  гигиены питания. Пройдите к компьютерам и выполните упражнения с 1 по

  7 не заглядывая в ответы. А затем мы проверите ваши ошибки. Желаю

  удачи!

VII. Домашнее задание.

   Параграф 35 до «Инфекционных заболеваний», выполнить № 141 в рабочей

   тетради. Проведите дома исследование режима питания и результаты

   сообщите на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока . Звездный час по теме "Гигиена"

Интегрировнный урок по социально-бытовой ориентировке и чтению, урок проверки знаний в игровой форме....

презентация к уроку. Звёздный час по теме "Гигиена"

Данная презентация подготовлена к интегрированному уроку по СБО и чтению, по  темам самообразования....

Урок биологии по теме: «Гигиена сердечно - сосудистой системы»

Данный урок посвящён изучению гигиены сердечно- сосудистой системы.Способствует формированию понятий гигиены сердечно- сосудистой системы и здорового образа жизни....

Урок СБО 7 класс Тема: Виды питания.

Урок   СБО  7 классТема: Виды питания....

Конспект урока по биологии по теме:«Гигиена пищеварения и здоровая пища».

Данный урок в образовательной программе 8 класса по биологии входит враздел «Пищеварительная система человека» иявляется уроком обобщения . На данном этапе уучащихся создано первичное пред...

урок биологии 8 класс, тема "Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. Практическая работа «Определение норм рационального питания»"

Обучающийся научится понятиям о: режиме  питания;   мерах  по  предупреждению  желудочно-кишечных  и  глистных  заболеваний;  перв...

Конспект урока биологии на тему: "Гигиена питания" в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью

Конспект урока биологии на тему: "Гигиена питания" в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью...