Микроскопическое строение листа
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Урок ботаники в 6 классе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikroskopich._stroenie_lista.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 6

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Микроскопическое строение листа

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: выяснить особенности внутреннего строения листа, как основного органа воздушного питания растений

Задачи: сформировать знания о клетках и тканях листа, приспособленности его внутреннего строения к выполнению функции фотосинтеза; развивать понятие о взаимосвязи строения и функции органа растения; развивать учебные умения и навыки самостоятельной работы с учебной литературой и гербарием, проводить простейшие лабораторные исследования.

Оборудование:  таблицы: «Простые и сложные листья»,  «Клеточное строение листа», информационный и практический  модули ФЦИОР «Лист», гербарные образцы растений, инструкции для выполнения лабораторной работы, мультимедийный комплекс

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный метод              (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами, иллюстрациями, модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Содержание урока:

           

                                                         

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Создание проблемной ситуации

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (актуализация знаний, создание проблемной ситуации).

Фронтальная работа с классом:

 По вопросам:

  1. Что такое лист? В состав какого органа он входит?
  2. Какие функции выполняет лист?
  3. Как листья располагаются на стебле?
  4. Какие бывают листья? Чем они отличаются друг от друга?
  5. Используя таблицу, приведите примеры листьев с названными особенностями.
  6. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.

Индивидуальная работа по заданиям дидактических карточек:

  1. Опишите особенности внешнего строения листьев: клёна, клевера, шиповника
  2. Опишите особенности внешнего строения листьев: яблони, одуванчика, малины
  3. Сравните листья комнатных растений:  алоэ древовидного и пеларгонии зональной. Назовите черты их сходства и различия.

Вопросы к классу:

Как вы понимаете термин «специализированный орган»?

Докажите, что лист приспособлен к выполнению функции воздушного питания.

От чего ещё зависит способность листа к фотосинтезу?

Учитель предлагает определить тему и цели   урока.

С чего начнём нашу работу?

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока.

Отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточке (3-4 ученика)

Устная работа с учителем

Вывод: лист – боковой орган побега, имеет плоскую пластинчатую форму, обеспечивающую наибольшее соприкосновение с воздушной средой и солнечным светом, проводящую систему жилок

Вывод: особенностей клеточного строения

Формулируют тему урока «Внутреннее строение листа» и учебные задачи: изучить особенности внутреннего строения листа

Записывают тему урока в тетрадь

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания;

логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Принятие учебных целей и условий их достижения

Фронтальная работа с классом:

Одинаковы ли клетки, составляющие листовую пластинку?

Почему вы так думаете?

Из каких клеток и тканей состоит лист?

Какие функции они обеспечивают?

Учитель предлагает высказать предположения.

Как проверить наши предположения?

С чего начнём нашу работу?

Устная работа с учителем

Выдвигают гипотезу «Лист состоит из разных клеток и тканей, обеспечивающих выполнение функций фотосинтеза, испарения и газообмена» и предлагают изучить клеточное строение листа при помощи микроскопа, выполнив лабораторную работу.

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Постановка проблемы и её решение

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует лабораторную работу учащихся.

Задание: изучите клеточное строение листа, используя инструкцию к лабораторной работе и сделайте соответствующие записи в тетради в виде таблицы; укажите особенности строения и  функции тканей листа.

Учитель корректирует работу учащихся

Вопросы к классу:

Какая ткань находится на поверхности всех органов? Приготовьте и рассмотрите микропрепарат кожицы чешуи лука, а также готовый микропрепарат нижней кожицы (эпидермы) листа, ответив на вопросы: как лежат клетки кожицы: плотно или рыхло, сколько слоёв образуют,  какова их окраска, живые это клетки или мёртвые, прочно ли связаны с нижележащими клетками?

Одинаковы ли клетки кожицы? Чем отличаются?

Какие функции выполняют клетки кожицы?

Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся с помощью учебного модуля.

Вопрос к классу: какие клетки определяют зелёную окраску листьев и их способность к фотосинтезу? Где они расположены?

Рассмотрите готовый микропрепарат мякоти листа  и объясните, почему она имеет зелёный цвет, одинаковы ли её клетки, какую функцию они выполняют.

Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся с помощью учебного модуля.

Как к фотосинтезирующей ткани листа попадает углекислый газ?

Как к фотосинтезирующей ткани листа попадают вода и минеральные соли?

Какие элементы листа видны в мякоти на поперечном срезе?

Как устроены жилки листа?

Какие функции они выполняют?

Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся с помощью учебного модуля.

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении листьев

Выполняют последовательно лабораторную работу с микропрепаратами кожицы листа, чешуи лука и мякоти листа, заполняя в тетради таблицу:

Ткани листа

Строение клеток листа

Функции клеток листа

Работают с микропрепаратами покровной ткани, текстом учебника и выбирают необходимую им для ответа информацию.  

 

Формулируют выводы: кожица листа прозрачная, однослойная, слабо связана с нижележащими тканями, её клетки живые, плотно прилегающие друг к другу, сверху прикрытые кутикулой, на нижней кожице имеются парные зелёные клетки,  между которыми имеется узкая щель (устьица). Клетки кожицы защищают лист, а устьица обеспечивают процессы газообмена и испарения.

Работают с микропрепаратом основной ткани,  текстом учебника и выбирают информацию, необходимую им для ответа.

Формулируют выводы: мякоть листа образована основной тканью, состоящей из столбчатых и губчатых клеток, имеющих хлоропласты и  выполняющих функции фотосинтеза.

В губчатой ткани листа имеются межклетники, заполненные воздухом, связанные с устьицами, через которые осуществляется газообмен.

Работают с микропрепаратом продольного среза листа камелии,  текстом учебника и выбирают информацию, необходимую им для ответа.

Формулируют выводы: жилки образованы проводящими тканями: древесиной и лубом, обеспечивающими транспорт воды, солей и органических веществ. Проводящие пучки окружает механическая ткань, защищающая лист от разрыва, придающая ему прочность и эластичность.

Обсуждение в парах.

Формулируют выводы: лист состоит из покровной, основной, проводящей и механической тканей, особое строение клеток которых способствует эффективному осуществлению главных функций листа: фотосинтеза, газообмена и испарения влаги.

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания)

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке,  и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Выполнение тестового задания «Какие суждения верны?» или заданий контрольного модуля по данной теме (вставить в текст пропущенные слова, в рисунок клеточного строения листа пояснительные надписи)

Выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

изучить параграф №9 ( с.49-51)

Перечисляют новую для себя информацию

Осуществляют самоконтроль и самопроверку, затем обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга по коду, предложенному учителем.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Приложение 1

Инструкция к лабораторной работе «Внутреннее строение листа»

  1. Рассмотрите лист растения , предложенного вам в качестве образца. Найдите его основные части: листовую пластинку, черешок, жилки.
  2. Возьмите кусочек чешуи лука, надломите его и снимите с верхней стороны небольшой участок кожицы. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом.
  3. Найдите бесцветные клетки кожицы и рассмотрите их. Какую форму и строение они имеют? Каково их значение в жизни листа?
  4. Рассмотрите под микроскопом  готовый микропрепарат нижней кожицы листа.
  5. Найдите окрашенные клетки кожицы. Чем они отличаются от других клеток? Какую функцию выполняют?
  6. Изучите готовый микропрепарат поперечного среза листа. Найдите и рассмотрите клетки мякоти листа. Чем отличаются её клетки от клеток кожицы? Какую форму имеют клетки мякоти? Как они расположены в листовой пластинке? Какова их окраса и от чего это зависит? В каких клетках больше хлоропластов и почему?
  7. Найдите межклетники губчатой ткани. Каково их значение?
  8. Найдите и рассмотрите проводящий пучок. Из каких клеток он состоит? Найдите сосуды, ситовидные трубки и волокна. Какие функции они выполняют?
  9. Какими тканями образован лист? 

                                                                                       

Приложение 2

Тестовый контроль знаний:  какие утверждения верны?

  1. Лист главный орган побега.
  2. Снаружи лист покрыт кожицей.
  3. Устьице – две замыкающиеся клетки в кожице листа.
  4. Образование из воды из углекислого газа органических веществ и кислорода на свету называют фотосинтезом.
  5. Жилки укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.
  6. Главная функция листа – испарение.
  7. Все части листа состоят из клеток и тканей.
  8. В мякоти листа многих растений можно выделить столбчатую и губчатую ткани.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки" (ФГОС)

Данная работа выполнена с учетом требований ФГОС. Работа может выполняться как практическая или как лабораторная, в зависимости от поставленной цели. Место работы в учебном процессе: Тема «Внутре...

Презентация к уроку "Микроскопическое строение листа"

Презентация к уроку по ФГОС 6 класс...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: "Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей"

Предложенный материал по учебнику Н.И. Сонина, содержит: конспект урока, приложение и презентацию....

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Изучить строение крови человека и лягушки.Сравнить строение крови человека и лягушки и определить,чья кровь способна переносить больше кислорода....

6 класс Лабораторная работа: "Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки"

6 класс Лабораторная работа: "Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки"...